Дистанционное обучение и/или мастер-класс
Перед тем как приступить к написанию инструкции об инструментарии. позволяющем организовывать дистанционное обучение в Открытом классе, хочется сразу уточнить, о чем именно мы с вами будем говорить.
Дистанционное обучение (Distant learning) — процесс обучения, в котором учитель и ученик, или учащиеся, географически разделены и поэтому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса.
Дистанционно обучении включает дистанционное преподавание и дистанционное учение (познавательную деятельность учащихся), т.е. в учебном процессе задействованы как минимум два субъекта: преподаватель и ученик.
Основными факторами, определяющими дистанционную форму обучения являются:
- разделение учителя и учащихся расстоянием, по крайне мере на большую часть учебного процесса;
- использование учебных средств, способных объединить усилия учителя и учащихся и обеспечить усвоение содержания курса;
- обеспечение интерактивности между учителем и учащимися,
- преобладание самоконтроля над контролем со стороны учителя.
Как вы уже поняли, что для организации дистанционного обучения можно использовать различный инструментарий. Мы в открытом классе предлагаем инструментарий для организации дистанционного обучения, который условно будем называть мастер-класс.
Итак, под мастер-классом мы будем понимать специальный инструментарий Открытого класса, с помощью которого можно организовать дистанционное обучение.
В зависимости от настроек, которые вы, как ведущий (или разработчик) мастер-класса сделаете, вы сможете
- либо просто делиться своими идеями и находками и получить обратную связь на них от своих коллег в виде комментариев или их собственных разработок; и в этом случае мастер-класс будет некоторым аналогом дистанционного семинара по обмену опытом;
- либо предлагать участникам мастер-класса задания, выполнение которых будет оцениваться и на основании оценок за выполненные задания, люди получат заранее оговоренный документ, подтверждающий их работу на дистанционном мастер-классе; И в этом случае ваш мастер-класс превращается в аналог курса дистанционного обучения;
- либо сделать комбинированный вариант.
Какой мастер-класс будете делать вы, зависит только от ваших идей и намерений.
Создание мастер-класса
- Чтобы создать мастер-класс в Открытом классе, необходимо в разделе Мой кабинет выбрать пункт Создать.
- Откроется страница Создать контент, которая позволяет вам создать любой контент в Открытом классе. Среди перечисленных возможностей вам надо выбрать пункт Дистанционный семинар.
- На открывшейся странице Создать Мастер-класс необходимо заполнить определенные поля. И тут надо помнить, что все поля, помеченные звездочками, являются обязательными для заполнения.
- Давайте более подробно рассмотрим каждое поле.
Базовые установки
- Название мастер-класса — в этом поле вам необходимо ввести яркое, оригинальное название вашего мастер-класса. Именно это название будет отображаться в перечне всех мастер-классов Открытого класса. И именно оно должно сказать посетителям Открытого класса, что это за мастер-класс.
- Короткое описание мастер-класса — краткое описание МК, которое будет показано в каталоге мастер-классов. На странице мастер-класса это описание не отображается.
- Полное описание мастер-класса — полное описание предназначения мастер-класса. Оформляется в свободном виде на усмотрение ведущего мастер-класса. В этом поле можно использовать все возможности WYSIWIG-редактора (то есть можно форматировать текст, добавлять изображения, создавать списки, вставлять таблицы, аудио и видео объекты и т.д.).
- Программа мастер-класса — в этом распахивающемся поле у вас есть возможность прикрепить программу мастер-класса. Файл с программой прикрепляется обычным способом — если вы нажмете на ссылку Загрузить файлы, то у вас появиться возможность выбрать файл с программой на вашем компьютере. Для этого необходимо
1) найти нужный вам документ на вашем компьютере (кнопка Обзор):
2) прикрепить найденный файл к мастер-классу (кнопка Прикрепить):
3) выбранный вами файл прикрепиться к мастер-классу и в поле Описание будет прописано имя файла:
4) после создания мастер-класса файл с программой будет размещен на главной странице мастер-класса; по умолчанию система в качестве названия программы возьмет имя файла, указанное в поле Описание. Чтобы на главной странице мастер-класса отображалось название программы, а не имя файла, вы можете в поле Описание написать то название, которое в последствие будет отображено на главной странице мастер-класса:
- Не показывать в общем списке мастер-классов — если галочка отсутствует, то ваш мастер-класс автоматически появляется в списке всех мастер-классов. Именно поэтому мы рекомендуем ставить в этом поле галочку и не снимать ее до тех пор, пока мастер-класс не будет готов к работе.
- Количество тем/уроков/занятий — в этом выпадающем списке ведущий мастер-класса может выбрать то количество тем (разделов, блоков), которое ему нужно. Максимальное количество тем, которые можно открыть — 40. Под количество выбранных тем резервируется место на мастер-классе (см. инструкцию Внешний вид мастер-класса после создания).
- Префикс — позволяет выбрать название основных разделов мастер-класса. После формирования мастер-класса будут созданы разделы, количество которых будет равно числу, указанному ведущим в поле Количество тем/уроков/занятий + они будут автоматически подписаны, например, Урок 1. (Забегая немного вперед, скажем, что в любой момент название префикса можно изменить и даже можно написать свой префикс.) На сегодняшний день из выпадающего списка Префикс можно выбрать один из трех вариантов: Урок, Тема и Занятие:
- Дата начала мастер-класса — позволяет установить дату начала мастер-класса. Эта дата выводиться на страницу мастер-класса и учитывается системой при автоматической отправке сообщений о начале работы мастер-класса его зарегистрированным участникам.
Выбор даты начала мастер-класса реализуется посредством последовательного выбора даты, месяца и года из выпадающего списка.
- Дата окончания мастер-класса — позволяет установить дату окончания мастер-класса. Эта дата выводится на страницу мастер-класса. По прошествии указанной даты, все материалы мастер-класса закрываются, а на его главной странице появляется надпись «Мастер-класс закончил свою работу».
Если на завершенный мастер-класс зайдет участник мастер-класса, то он увидит только «шапку» мастер-класса (основную информацию о нем) и количество набранных им баллов. Если же на завершенный мастер-класс зайдет ведущий мастер-класса, то ему будут доступны все материалы + у него будет доступ к списку всех участников мастер-класса и к тем баллам, которые были ими набраны.
- МК доступен для записи — здесь можно выбрать одно из трех значений — Да, Нет, Интервал.
Да — мастер-класс доступен для записи.
Нет — мастер-класс не доступен для записи.
Если выбран Интервал, то становятся доступными поля, которые позволяют выбрать, с какого по какой даты мастер-класс будет открыт для записи. Установка периода производиться посредством последовательного выбора даты, месяца и года из выпадающего списка.
- Количество обязательных баллов — в данном числовом поле желательно ввести минимальное значение баллов, которое должен набрать участник мастер-класса для того, чтобы можно было считать, что он завершил обучение. По завершению работы мастер-класса это позволит определить, кого из участников мастер-класса считать завершившим обучение (со всеми вытекающими отсюда последствиями, например, выдача документа), а кого — нет.
Если количество обязательных баллов установлено, то информация о них появится на главной странице мастер-класса после его создания. Если количество обязательных баллов не установлено, то ведущему мастер-класса придется самостоятельно решать, каким образом он будет определять, закончил ли тот или иной участник мастер-класса свою работу и достоин ли он выдачи соответствующего документа.
Рассчитать количество баллов очень просто:
1) необходимо посмотреть общее количество заданий, которое слушатель будет выполнять во время работы;
2) выделить из них те задания, которые будут оцениваться по балловой системе (так как в рамках мастер-класса могут быть задания, которые либо вообще не будут оцениваться, либо будут оцениваться по шкале «зачет/незачет»);
3) сложить все баллы, которые участник мастер-класса может получить вообще;
4) и, на основании полученных данных определить порог, который будет свидетельствовать о завершении/ не завершении работы на мастер-классе.
Например; в рамках мастер-класса предусмотрено 10 заданий, из них два творческих и три — работа в форуме. Они будут оцениваться по шкале «зачет/незачет». Остальные 5 заданий будут оцениваться по 10-ти бальной шкале. Следовательно, максимальное количество баллов, которые можно набрать за время работы на мастер-классе — 50. А теперь вам надо решить — 50 баллов надо набрать обязательно или можно поставить количество обязательных баллов чуть поменьше, например 40 баллов.
- Если создаваемый мастер-класс ориентирован на работу «внутри» определенного предмета или в конкретном классе/ступени, установите галочки напротив нужных предметов классов в распахивающихся списках Предметы и Классы. Все указанные вами параметры будут отображены на главной странице создаваемого мастер-класса.
Количество участников мастер-класса
- В этом поле необходимо указать количество людей, которые могут принять участие в мастер-классе.
Если это поле заполнено, то система автоматически будет сравнивать количество заявок, поданных на участие в мастер-классе, и прекратит прием заявок, как только их количество достигнет указанной цифры (у людей просто не будет возможности записаться на мастер-класс). Забегая вперед, скажем, что ведущий мастер-класса во время работы мастер-класса сможет добавлять/удалять участников мастер-класса вручную, уже не ориентируясь на цифру, указанную в этом поле.
Если вы не заполните это поле, то люди попросту не смогут записаться на ваш мастер-класс. После заполнения заявки и отправки ее они увидят следующее сообщение:
Это необходимо учитывать при создании мастер-класса.
Если вы планируете вести серьезную работу и комментировать работы участников мастер-класса, то это поле необходимо заполнить, оценив возможности ведущего/ведущих, которые будут работать на мастер-классе.
Ведущие мастер-класса
- При создании мастер-класса реализован самый простой механизм добавления ведущих к мастер-классу.
- Для добавления ведущего к мастер-классу, необходимо в поле поиска (1) написать логин человека, который будет ведущим на этом мастер-классе, и нажать кнопку Найти по логину (2).
- Система найдет пользователя по введенному логину и предложит «утвердить» выбранную кандидатуру в роли ведущего мастер-класса.
Если претендент на роль ведущего системой найден правильно, то необходимо отметить кандидатуру (1).
После сохранения создаваемого мастер-класса система автоматически сформирует блок, в котором будет размещена информация о ведущем, необходимая для взаимодействия с ним во время работы мастер-класса (его фотография, ФИО, регион, адрес электронной почты...). Эта информация будет браться из личных персональных настроек пользователя. Именно поэтому, если вдруг какие-то данные окажутся не верными, то исправить их сможет только сам ведущий на странице своих личных настроек.
При необходимости можно добавить второго, третьего и даже четвертого ведущего.
- Когда все настройки мастер-класса созданы, их необходимо сохранить. И костяк (основа) мастер-класса будет создана автоматически.
Теперь надо наполнить его содержанием, но перед тем как рассматривать, каким образом это можно и нужно делать, мы предлагаем вам разобраться с интерфейсом вновь созданного мастер-класса (см. инструкцию Внешний вид мастер-класса после создания).
Юлия Залега
|