ТИПЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В последние годы в связи с процессами компьютеризации и информатизации системы среднего образования Российской Федерации остро встал вопрос о создании и внедрении в учебный процесс электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по различным школьным дисциплинам, об эффективном использовании в школьной практике средств информационных технологий, об обеспечении учителей соответствующими методическими материалами.
Перечисленные проблемы во многом нашли свое решение в рамках целевого мега-проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), который с 2000 года реализуется Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерством образования и науки РФ.
Наиболее существенным результатом проекта ИСО стало создание в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, включающей специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, инструменты и программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса, а также методические материалы для обеспечения работы с отдельными ресурсами. Коллекция постоянно пополняется учебными и методическими материалами, ориентирующими учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе. Важно то, что предлагаемые в Коллекции ресурсы распространяются на бесплатной основе, и в соответствии с задачами Приоритетного национального проекта «Образование» к ним имеют доступ как все школы России, подключенные к Интернету, так и частные пользователи – учителя, дети, родители.
Одним из предметных разделов Единой коллекции является раздел «Русский язык», имеющий поклассовую структуру.
Программа 5-11 классов общеобразовательной школы по русскому языку обеспечена следующими цифровыми образовательными ресурсами:
Наборы цифровых ресурсов к учебникам
- «Русский язык. Практика», 5 класс (под ред. А.Ю. Купаловой)
- «Русский язык. Практика», 6 класс (под редакцией Г.К. Лидман-Орловой)
- «Русский язык. Практика», 7 класс (под редакцией С.Н. Пименовой)
- «Русский язык. Практика», 8 класс (под редакцией Ю.С. Пичугова)
- «Русский язык. Практика», 9 класс (под редакцией Ю.С. Пичугова)
- «Русский язык. Теория», 5-9 классы (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова)
Инновационные учебные материалы
- «Речевой этикет в ситуациях и заданиях», 5 класс
- «Русский язык. 5-7 класс» (инновационный УМК)
- «Учим правила по алгоритму»
- Информационно-методическая система «Виртуальный медиа-холдинг Ad Verbum» по русскому языку
Инструменты учебной деятельности
- Тренажер «Компьютерная фонетическая лаборатория»
- Электронный тренажер по русскому языку
Электронные издания
- Журнал «Школьная библиотека», раздел «Русский язык»
- Журнал «Наука и жизнь», материалы по русскому языку
- Энциклопедия «Кругосвет», статьи по русскому языку
Коллекции
- Диктанты по русскому языку
- Контрольные работы по основным разделам учебных дисциплин. Русский язык
- Морфология и орфография в таблицах
- Русский язык. Обучающие тесты. 5-7 классы
- Материалы заочной распределенной многопрофильной школы Алтайского края
Отдельным ресурсом, размещенным в Коллекции, является комплекс дидактических материалов «Научился сам – научи других!», включающий учебные материалы по русскому языку для 5-6 классов общеобразовательных школ и гимназий (учебные модули «Синтаксис», «Фонетика», «Лексика», «Морфемика», «Морфология») и ориентированный на использование ИКТ для обобщения и контроля усвоения разделов школьного курса русского языка и поддержку проектной деятельности учащихся.
Каждый ресурс можно бесплатно скачать или просмотреть при выходе в него и выборе позиции «Карточка ресурса».
Затем в разделе «Операции над ресурсом» следует выбрать позицию «Загрузить ресурс» или «Просмотреть ресурс».
Пример:
«Русский язык. 5-7 классы»: «Разряды существительных по значению»
[Карточка ресурса]
Электронные образовательные ресурсы (ранее был принят термин цифровые образовательные ресурсы) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Отличительными характеристиками данных ресурсов являются небольшой объем, повышенная наглядность, интерактивность, самодостаточность, что позволяет составлять из них наборы для коллективной работы в классе с использованием интерактивной доски или проекционного оборудования, а также в системе самостоятельных работ и домашних заданий.
В разделе ЕК « Наборы цифровых ресурсов к учебникам» » «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.,
«Русский язык. Практика», 6 класс, под редакцией Линдман-Орловой Г.К. находятся многочисленные локальные ЭОР.
Их типология достаточно разноообразна:
- гипертекстовые определения и правила;
- анимации и иллюстрации;
- интерактивные таблицы, правила, орфограммы, пунктограммы и учебные тексты;
- электронные задания и тесты;
- электронные учебные словари и справочники.
Рассмотрим более внимательно некоторые из перечисленных видов ЭОР.
Иллюстрации представляют собой рисунки, фотографии и схемы с текстовым сопровождением или просто текст.
Рис. 1
Анимации – это анимированные рисунки, наглядно демонстрирующие изменения, происходящие с единицами языка, иллюстрирующие их значение или предлагающие образец речевого поведения.
В каждом объекте имеется текст-задание, который организует работу с ним. Основная функция таких объектов – иллюстративная, они используются на этапе объяснения нового материала.
Объекты этого типа можно использовать как отдельно, так и в тематических группах (по одной или смежным темам), а также группировать с другими объектами.
Иллюстративная роль этих материалов может быть расширена творческими заданиями типа «Познакомьтесь с аналогичными явлениями» (примеры подбирает учитель), «Подберите аналогичные примеры» (примеры подбираются учеником/учениками), «На основе иллюстрации (анимации) расскажите о языковом явлении, которое в ней представляется», «Подберите аналогичные иллюстрации», «Напишите сценарий фильма/мультфильма (для другого языкового явления)» и т.д.
Объекты данного типа выполняют не только демонстрационную функцию, но и служат опорой для анализа языкового и речевого материала, стимулируют высказывания учащихся по изучаемой теме.
Интерактивные орфограммы и пунктограммы в основном используются на этапе закрепления нового материала при коллективных формах работы, они учат самостоятельно формулировать правила с опорой на примеры.
Рис. 5
Интерактивный учебный текст представляет собой текст (или ряд последовательно сменяемых текстов) с заданием и/или комментарием:
- интерактивный текст с комментарием;
- интерактивный текст с интерактивным рисунком;
- интерактивный текст со схемой (интерактивная схема);
- интерактивный текст с рисунком-анимацией (анимация).
Рис. 6
Текст (весь, или его фрагменты, или пропуски в нем) интерактивен. При активизации интерактивных фрагментов на экране в соответствии с вопросом, сформулированном в задании, или анимируется рисунок, или выделяются фрагменты схемы, или в специальном окне автоматически появляется ответ-комментарий. Тексты могут снабжаться звуком, статичными иллюстрациями. всплывающими подсказками (текстами-пояснениями). На экране присутствует специальная кнопка «Ответ», при активизации которой демонстрируются все правильные ответы.
Интерактивные правила и тексты стимулируют мыслительную активность учащихся, представляя собой, по сути, задания на размышление. Правильный ответ, которым снабжены эти объекты, служит подтверждением или опровержением самостоятельно сделанного учащимся или группой учащихся вывода.
Интерактивные таблицы представляют языковой и речевой материал в системе. Основная их функция – систематизирующая на этапах обобщения и повторения.
Интерактивная таблица – это сложный многокомпонентный электронный объект, поддерживающий, как правило, параграф учебника в полном объеме или его значительную часть.
Информационное наполнение интерактивной таблицы снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией.
Таблицы, представленные в коллекции, как правило, имеют несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности, а также комментарии к нему. Учебные единицы, содержащиеся в ячейках ряда таблиц, озвучены и проиллюстрированы рисунками или анимациями.
В исходном виде (уровень 1) таблица выглядит на экране так же, как на странице книги. При подводе курсора к заголовкам таблицы, в ней подсвечиваются актуальные для данного заголовка ячейки.
|
Рис. 7
|
При подводе курсора (уровень 2) к выделенным в текстах фрагментам или к схемам и рисункам появляется всплывающий комментарий.
|
|
При подводе курсора к ячейкам и объектам таблицы, содержащим вложения с дополнительной информацией, курсор меняет форму («стрелка» заменяется «рукой»). При щелчке левой клавишей мыши на таком фрагменте таблицы появляется окно с текстом, рисунком или анимацией (уровень 3).
|
Рис. 8
|
Вложения в ячейки в свою очередь могут содержать активные фрагменты (уровень 4). При подводе к ним курсора информация, содержащаяся во вложении, комментируется различными способами: вербальным (всплывающий комментарий), графическим (напр., подчеркиваются члены предложения), цветовым (выделяются цветом актуальные фрагменты текста).
Ряд таблиц содержит колонки, в ячейках которых помещены интерактивные вопросительные знаки, при активизации которых пользователь получает информацию, соответствующую заголовкам колонок.
С помощью таблиц дети учатся анализировать и синтезировать языковые факты, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал, логично строить сообщения на лингвистические темы, выступать с докладами по новому материалу.
Учебные словари представляют собой текстовые документы, содержащие списки слов или отрывки из литературных произведений, иллюстрирующие определенное языковое явление. Словари структурированы, имеют меню, по гиперссылкам от позиций которого можно выйти в нужный раздел. Некоторые словари содержат общие комментарии к разделам в виде правил или определений. Словарные единицы в ряде словарей интерактивны: при их активизации можно вызвать толкование слова или дополнительную учебную информацию.
Рис. 9
Учебные словари служат справочным материалом учащегося при выполнении электронных заданий и тестов; рабочим материалом для учителя (подбор примеров для объяснения, составление собственных заданий и упражнений, подготовка раздаточного материала и т.д.); основой для организации словарной работы учащихся (подбор примеров по заданию учителя, дополнение словарей, перегруппировка единиц и т.п.); основой для поисковой деятельности (подбор необходимого материала, поиск единиц в разных учебных словарях и т.п.). Важная функция «Учебных словарей» – служить средством языковой наглядности, представляя изучаемое явление с помощью многочисленных примеров.
ЭОР данного типа представляют собой электронные задания, снабженные помощью и механизмом обратной связи. Некоторые задания снабжены иллюстрациями. Основная функция заданий тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.
Тестовые задания по теме содержат взаимосвязанные электронные задания, объединенные на основе общности темы. Задания внутри теста, в зависимости от настроек, могут перемешиваться, пользователю может быть предъявлены не все задания, а лишь несколько из теста, выбор случайный. Переход от задания к заданию осуществляется по активизации кнопки «Вперед».
В конце выполнения всех заданий на экран выводится общий результат прохождения теста: общее количество заданий в тесте, количество пройденных заданий (с попыткой ответа и без), общий результат выполнения (оценивается в процентном соотношении из расчета 100% правильности), время начала и завершения выполнения теста.
Каждый вопрос в тесте оценивается как правильно или неправильно выполненный. Выполнение теста целиком оценивается в процентах. Учитель, видя результаты выполнения всех или нескольких тестов, может поставить ученику оценку, ту, которую считает нужной. Авторы и разработчики набора ЦОР специально отказались от этой роли – они считают, что балльную оценку должен выставлять учитель, который знает своих учеников и понимает, какую оценку надо поставить каждому из них.
Мультимедиа урок в виртуальном классе
Данный тип ресурсов входит в инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык. 5-7 класс», который представляет собой гипермедиа-конструктор, предлагающий авторскую инновационную программу обучения и при этом оптимально поддерживающий весь набор стабильных комплектов учебников, входящих в Федеральный перечень и используемых в российской школе. Модульность структуры комплекса позволяет учителю и ученику пользоваться заданными траекториями обучения, а также произвольно формировать собственную траекторию движения по всему массиву включенного в комплекс учебного и справочно-информационного материала.
Подробно с мультмедиа уроком можно познакомиться по ссылке.
Творческие задания
Творческое задание – обучающий электронный ресурс раздела «Обучение» инновационного учебно-методического комплекса «Русский язык. 5-7 класс».
Творческое задание – это вопрос, на который ученик может ответить в устной или письменной форме, воспользовавшись ссылками на необходимые справочные или иллюстративные материалы учебно-методического комплекса.
Творческое задание со ссылкой на мультимедиа урок:
По активизации ссылки пользователь вызовет на мультимедиа урок при условии, что он скачает на свой компьютер весь учебно-методический комплекс «Русский язык. 5-7 класс», а не одно задание изолированно.
Творческое задание со ссылкой на хрестоматию:
По активизации ссылки пользователь вызовет на экран страницу из хрестоматии при условии, что он скачает на свой компьютер весь учебно-методический комплекс «Русский язык. 5-7 класс», а не одно задание изолированно.
Хрестоматия – поддерживающий обучение раздел инновационного учебно-методического комплекса «Русский язык. 5-7 класс».
Хрестоматия представляет собой сборники текстов, предназначенных для поддержки творческих заданий из «Уроков». В неё входят:
1. Лингвистический анекдот (поддерживают тему «Имя числительное).
2. Научно-публицистические тексты (поддерживают тему «Имя числительное», «Аббревиатуры» и др.)
3. Пословицы и поговорки.
4. Художественные тексты.
Ниже дается пример текста, поддерживающего творческое задание №3 к теме «Возвратное местоимение».
В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трёх типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули (ЭУМ) создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин, в частности по русскому языку. Разработанные к настоящему времени в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) электронные учебные модули открытой образовательной модульной мультимедиа системы по русскому языку обеспечивают базовый уровень образования на основе единой методики, ориентированной на средних учащихся.
Каждый ЭУМ автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа урок, раскрывающий определенную учебную тему. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.
Электронные учебные модули (ЭУМ) размещены на сайте федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Каталог электронных образовательных ресурсов на сайте ФЦИОР структурирован по ступеням обучения:
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
начальное профессиональное образование
среднее профессиональное образование.
Советуем вам смотреть материалы в разделах «Основное общее образование» и «Среднее (полное) общее образование».
Внутри разделов вы найдете учебные материалы по своему предмету. Для удобства можно воспользоваться фильтрами и поиском.
В коллекции ФЦИОР представлены ЭУМ следующего назначения:
- ЭУМ для базового варианта школьной программы, разработанные НП «Телешкола»;
- ЭУМ для обеспечения полноценного овладения разными категориями учащихся школьной дисциплиной «Русский язык» в рамках основного общего и среднего (полного) общего образования, для поддержки личностно-ориентированного учебного процесса по индивидуальным образовательным траекториям и организации активной образовательной деятельности на уроке и дома не только разноуровневых здоровых детей, но и детей с ограничениями здоровья. Поставщик: ЗАО «1С:Акционерное общество» Авторы: Архангельская А.Л., Руденко-Моргун О.И
ЭУМ для базового варианта школьной программы по дисциплине «Русский язык»
Каждая тема разделов дисциплины «Русский язык» для базового варианта школьной программы представлены в ЭУМ разных модулей. Всего модулей три:
· информационный модуль (модуль И);
· практический модуль (модуль П);
· контрольный (модуль К)
Информационный модуль содержит информацию по теме, части которой представлены в плане-меню в правой части экрана. Например:
«План урока:
Безличные глаголы
Употребление безличных глаголов
Синтаксическая роль безличных глаголов
Гласные в суффиксах глагола
Итоги урока»
Каждому пункту плана соответствует определённый экран модуля. Информация представлена в виде текста с пиктограммой «ЗВУК». Текст сопровождается иллюстрацией. В «Итогах урока» даются определения и правила.
|
|
ЭУМ И-тип. Экран 1 (НП «Телешкола»)
|
ЭУМ И-тип. Экран 2 (НП «Телешкола»)
|
|
ЭУМ И-тип. Экран «Итоги урока» (НП «Телешкола»)
|
Практический модуль (или модули - их количество зависит от сложности темы) представляет собой практикум по теме, задания которого снабжены помощью. В «Итогах урока» приводятся статистические данные о результатах работы с каждым задание, выставляется оценка.
Контрольный модуль (или модули - их количество зависит от сложности темы) представляет собой контроль по теме. В «Итогах урока» приводятся статистические данные о результатах работы с каждым задание, выставляется оценка.
|
|
ЭУМ К-тип. Задание 1 (НП «Телешкола»)
|
ЭУМ К-тип. Экран «Итоги урока» (НП «Телешкола»)
|
Данные ЭУМ созданы с целью удовлетворения потребностей различных категорий учащихся. Они классифицируются следующим образом:
- ЭУМ для углубленного изучения предмета сильными учащимися;
- ЭУМ для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания);
- ЭУМ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Комплект ЭУМ для углубленного изучения той или иной темы сильными учащимися включает:
практический модуль (или модули в зависимости от степени сложности изучаемой темы), так как в соответствии с концепцией данная категория учащихся осваивает информацию в процессе практической деятельности, обращаясь за ней к определениям, правилам, интерактивным таблицам, содержащимся в модуле (модуль П);
контрольный модуль (или модули, в зависимости от степени сложности изучаемой темы) (модуль К) .
Особенностью системы ЭУМ для углубленного изучения предмета является то, что она реализует продуктивный путь обучения «от практики к теории» и направлена на удовлетворение и развитие высоких познавательных потребностей сильных учащихся, активизацию проблемно-поисковых деятельностных форм обучения, базирующихся на расширении теоретических знаний о языке в процессе осуществления активной языковой практики преимущественно творческого характера.
|
|
ЭУМ для углубленного изучения предмета сильными учащимися. П-тип. Задание 1
|
ЭУМ для углубленного изучения предмета сильными учащимися. П-тип. Задание 2
|
Комплекты ЭУМ для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне, и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья включают:
информационный модуль (модуль И);
практический модуль (модуль П);
контрольный (модуль К)
Данные модули всех типов включают анимации, иллюстрации, визуализирующие языковые явления, озвученные тексты и, включая тип И, построены на интерактивных заданиях. Их цель - последовательная ликвидация пробелов в знаниях, освоение учащимися результативных алгоритмов учения, постоянный контроль за учебной деятельностью и ее результатами, активизация памяти и внимания, всесторонняя помощь и поддержка при выполнении заданий.
В информационных ЭУМ информация предлагается дробно и дозировано, предусмотрены специальные средства (педагогический агент) для концентрации внимания на проблемных зонах тематического элемента, разнообразные мнемонические опоры.
ЭУМ для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне. И-тип
Практические ЭУМ включают помимо практических заданий включают задания с элементами поисковой деятельности. Все задания снабжены конкретной и контекстно зависимой помощью, а также специальными подсказками.
|
|
ЭУМ для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне. П-тип. Задание 1
|
ЭУМ для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне. П-тип. Задание 2
|
Контроль носит практический характер и сконцентрирован на проверке полученных умений и навыков в рамках тематического элемента.
ЭУМ для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне. К-тип.
Комплекты ЭУМ для учеников с ограниченными возможностями здоровья включают:
информационный модуль (модуль И);
практический модуль (модуль П);
контрольный (модуль К)
ЭУМ информационного типа для учеников с ограниченными возможностями здоровья моделирует средствами мультимедиа обычное классное занятие с участием педагогических агентов – виртуального учителя и группы виртуальных учеников. Модель виртуального учебного общения, в которое при помощи проблемных вопросов интегрируется реальный пользователь, может оказать помощь в адаптации детей с ограниченными возможностями к условиям обычного школьного урока, формировать варианты адекватного речевого поведения, развивать способность к участию в обсуждении проблемы наравне с другими детьми.
ЭУМ для учеников с ограниченными возможностями здоровья. И-тип
Практические задания ЭУМ для учеников с ограниченными возможностями здоровья подстроены под особенности адресата (крупные кнопки, упрощенная навигация, субтитры, электронная лупа, озвученные тексты заданий и т.п.).
ЭУМ для учеников с ограниченными возможностями здоровья. П-тип
Особенностью контроля для учеников с ограниченными возможностями здоровья является адаптивность: для прохождения контроля предлагается задания среднего уровня сложности; по результатам его выполнения учащийся либо выполняет более простое задание с новым содержательным наполнением, либо возвращается для повторного прохождения ЭУМ П-типа с последующим выполнением контрольного задания (при наличии ошибок), либо переходит к более сложному заданию для совершенствования умений и навыков (при отсутствии ошибок).
|
|
ЭУМ для учеников с ограниченными возможностями здоровья. К-тип (результат выполнения задания средней тяжести)
|
ЭУМ для учеников с ограниченными возможностями здоровья. К-тип
(трудное задание)
|
Рассмотренные ЭУМ могут быть использованы:
при фронтальной работе в классе с использование проекционного оборудования/интерактивной доски (И-тип, П-тип);
при самостоятельной работе учащихся в компьютерном классе (П-тип, К-тип);
при самостоятельной работе в условиях самообучения (П-тип, К-тип).
Заключение
Таким образом, в настоящее время в распоряжении учителя русского языка находится достаточно объемный и постоянно пополняющийся массив инновационных электронных учебных материалов. Следующим шагом должно стать внедрение созданных материалов в школьную практику, и решению именно этой задачи посвящен наш мастер-класс.
|