Можно рассмотреть следующие основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе:
- компьютерный класс;
- один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;
- один-пять компьютеров в рабочей зоне класса;
- компьютер в библиотеки школы;
- компьютер у учащегося дома.
Рассмотрим каждую из предложенных организационных моделей с точки зрения потребности в цифровых учебных ресурсах.
Один ученик - один компьютер
Основное достоинство такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать интерактивные возможности компьютера без разрушения существующей классно-урочной модели. Опыт показывает, что при наличии предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок и в классе с 25-30 учениками и таким же количеством компьютеров. Возможна и схема работы, когда 1 компьютер приходится на 2-х учеников. Проведению таких уроков на данный момент мешают, прежде всего, действующие санитарные нормы и правила в сочетании с существующими вариантами школьных зданий.
В данной организационной модели могут быть реализованы все содержательные модели использования ИКТ. Востребованными, прежде всего, являются различные инструменты для работы с информационными объектами (редакторы), среды для моделирования и проектирования, наборы тестов, коллекции информационных источников. Для успешной организации работы в компьютерном классе, сохранности и доступности данных необходима также удобная среда формирования единого информационного пространства школы.
Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору
В данной модели компьютер, прежде всего, является современной многофункциональной школьной доской. Опросы показывают, что в последнее время происходит снижение уровня наглядности в учебном процессе, что вступает в противоречие с все большим уровнем наглядности в повседневной жизни. Падение уровня использования наглядности в школах снижается, прежде всего, по причине морального и физического устаревания пособий, имеющихся в школах на данный момент и отсутствия их производства. Компьютер с проектором может полностью решить проблему реализации в учебном процессе принципа наглядности, причем интерактивной наглядности.
Важно и то, что в данной модели компьютерную презентацию в своем выступлении может использовать и ученик, что в значительной мере способствует формированию коммуникативной компетентности.
В данной модели востребованными являются, прежде всего, коллекции информационных источников и инструменты построения демонстраций. Наибольшую ценность представляют интерактивные модели, и среды для моделирования. Так в курсе геометрии значительно увеличивает доступность понимания геометрических закономерностей использование среды для моделирования «Живая геометрия» и различных заранее подготовленных в ней интерактивных чертежей. Правильно организованное учителем групповое обсуждение поведения интерактивной модели может принести не меньше, а в ряде случаев даже больше, пользы для учебного процесса, чем индивидуальная работа учащегося с данной моделью.
В данном варианте использования ИКТ наибольшую потребность вызывают заранее подготовленные, согласованные с используемыми в школе учебными программами комплекты материалов, и инструменты, позволяющие на основе данных комплектов быстро создать собственные поурочные подборки материалов.
Один-пять компьютеров в рабочей зоне класса
Такая модель позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована, в работе со слабыми учащимися, например для отработки определенных навыков, в работе с сильными учащимися, например для индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения, в групповой работе.
В данной модели востребованными являются, прежде всего, тестовые системы, инструменты учебной деятельности, коллекции информационных источников. Наибольшую ценность в данной модели представляют среды для моделирования и проектирования.
Компьютер в библиотеке школы
Данная модель предполагает индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования.
В данной модели востребованными являются все виды цифровых учебных ресурсов.
Компьютер дома у учащегося
Анализ продаж компьютерных издательств показывает значительный постоянный рост спроса на различные CD-диски, позиционируемые как образовательные. Так только в январе 2002 года компанией «1С» было продано свыше 20 тысяч дисков. Это составляет около 5% общего объема продаж мультимедийных дисков, что по экспертной оценке значительно выше соотношения образовательной и развлекательной литературы на рынке бумажных изданий. Годовой рост продаж дисков составил более 100%. Эксперты фирмы оценивают общий среднемесячный объем продаж всех производителей не менее чем в 100 тысяч дисков, что позволяет говорить, что домашний рынок поглощает на данный момент около миллиона дисков в год. Это достаточно большая цифра, особенно при учете высокой тенденции роста продаж и рост числа компьютеров в домах учащихся. Причем в большом числе случаев на данном этапе компьютер приобретается в дом именно для ребенка. Отзывы пользователей говорят, что в ряде случаев им удалось подготовиться и сдать вступительные экзамены в ВУЗ только благодаря использованию электронных репетиторов при отсутствии хорошего учителя в школе. Значительность рынка показывает необходимость учета возможности использования цифровых учебных ресурсов на домашних компьютерах при их создании.
Возможная, с точки зрения образовательной полезности, модель использования домашних компьютеров во многом схожа с моделью использования компьютера в библиотеке школы. Это индивидуальная и групповая самостоятельная деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования.
Использование переносных и "карманных" компьютеров
Техническая основа использования ИКТ в школе, особенно в зарубежной школе, на данный момент не ограничивается только вариантом оснащения учебного процесса стационарными компьютерами. Достаточно широко используются различные варианты переносных компьютеров. Важным достоинством переносных компьютеров является автономность питания, позволяющая использовать их не только в помещении школы, но и, например, на практических занятиях на природе. Автономное использование на природе прежде всего актуально для компьютеров с подключенными к ним различными датчиками, что позволяет проводить наблюдение и записывать их результаты. Сейчас наблюдаются отчетливые тенденции роста приложений КПК для образования, прежде всего для их использования в естественно научных практикумах, а также в качестве одного из элементов формирования информационного пространства школы.
|