ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Электронные образовательные ресурсы (ранее был принят термин цифровые образовательные ресурсы) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Отличительными характеристиками данных ресурсов являются небольшой объем, повышенная наглядность, интерактивность, самодостаточность, что позволяет составлять из них наборы для коллективной работы в классе с использованием интерактивной доски или проекционного оборудования, а также в системе самостоятельных работ и домашних заданий.
Типология ЭОР по русскому языку для старших классов достаточно разнообразна:
- гипертекстовые определения и правила;
- анимации и иллюстрации;
- интерактивные таблицы, правила, орфограммы, пунктограммы и учебные тексты;
- электронные задания и тесты;
- электронные учебные словари и справочники.
Рассмотрим более внимательно некоторые из перечисленных видов ЭОР.
Иллюстрации представляют собой рисунки, фотографии и схемы с текстовым сопровождением или просто текст.
Рис. 1
Анимации – это анимированные рисунки, наглядно демонстрирующие изменения, происходящие с единицами языка, иллюстрирующие их значение или предлагающие образец речевого поведения.
В каждом объекте имеется текст-задание, который организует работу с ним. Основная функция таких объектов – иллюстративная, они используются на этапе объяснения нового материала.
Объекты этого типа можно использовать как отдельно, так и в тематических группах (по одной или смежным темам), а также группировать с другими объектами.
Иллюстративная роль этих материалов может быть расширена творческими заданиями типа «Познакомьтесь с аналогичными явлениями» (примеры подбирает учитель), «Подберите аналогичные примеры» (примеры подбираются учеником/учениками), «На основе иллюстрации (анимации) расскажите о языковом явлении, которое в ней представляется», «Подберите аналогичные иллюстрации», «Напишите сценарий фильма/мультфильма (для другого языкового явления)» и т.д.
Объекты данного типа выполняют не только демонстрационную функцию, но и служат опорой для анализа языкового и речевого материала, стимулируют высказывания учащихся по изучаемой теме.
Интерактивные орфограммы и пунктограммы в основном используются на этапе закрепления нового материала при коллективных формах работы, они учат самостоятельно формулировать правила с опорой на примеры.
Рис. 5
Интерактивный учебный текст представляет собой текст (или ряд последовательно сменяемых текстов) с заданием и/или комментарием:
- интерактивный текст с комментарием;
- интерактивный текст с интерактивным рисунком;
- интерактивный текст со схемой (интерактивная схема);
- интерактивный текст с рисунком-анимацией (анимация).
Рис. 6
Текст (весь, или его фрагменты, или пропуски в нем) интерактивен. При активизации интерактивных фрагментов на экране в соответствии с вопросом, сформулированном в задании, или анимируется рисунок, или выделяются фрагменты схемы, или в специальном окне автоматически появляется ответ-комментарий. Тексты могут снабжаться звуком, статичными иллюстрациями. всплывающими подсказками (текстами-пояснениями). На экране присутствует специальная кнопка «Ответ», при активизации которой демонстрируются все правильные ответы.
Интерактивные правила и тексты стимулируют мыслительную активность учащихся, представляя собой, по сути, задания на размышление. Правильный ответ, которым снабжены эти объекты, служит подтверждением или опровержением самостоятельно сделанного учащимся или группой учащихся вывода.
Интерактивная таблица – это сложный многокомпонентный электронный объект, поддерживающий, как правило, параграф учебника в полном объеме или его значительную часть.
Информационное наполнение интерактивной таблицы снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией.
Таблицы, представленные в коллекции, как правило, имеют несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности, а также комментарии к нему. Учебные единицы, содержащиеся в ячейках ряда таблиц, озвучены и проиллюстрированы рисунками или анимациями.
В исходном виде (уровень 1) таблица выглядит на экране так же, как на странице книги. При подводе курсора к заголовкам таблицы, в ней подсвечиваются актуальные для данного заголовка ячейки.
|
Рис. 7
|
При подводе курсора (уровень 2) к выделенным в текстах фрагментам или к схемам и рисункам появляется всплывающий комментарий.
|
|
При подводе курсора к ячейкам и объектам таблицы, содержащим вложения с дополнительной информацией, курсор меняет форму («стрелка» заменяется «рукой»). При щелчке левой клавишей мыши на таком фрагменте таблицы появляется окно с текстом, рисунком или анимацией (уровень 3).
|
Рис. 8
|
Вложения в ячейки в свою очередь могут содержать активные фрагменты (уровень 4). При подводе к ним курсора информация, содержащаяся во вложении, комментируется различными способами: вербальным (всплывающий комментарий), графическим (напр., подчеркиваются члены предложения), цветовым (выделяются цветом актуальные фрагменты текста).
Ряд таблиц содержит колонки, в ячейках которых помещены интерактивные вопросительные знаки, при активизации которых пользователь получает информацию, соответствующую заголовкам колонок.
С помощью таблиц дети учатся анализировать и синтезировать языковые факты, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал, логично строить сообщения на лингвистические темы, выступать с докладами по новому материалу.
Учебные словари представляют собой текстовые документы, содержащие списки слов или отрывки из литературных произведений, иллюстрирующие определенное языковое явление. Словари структурированы, имеют меню, по гиперссылкам от позиций которого можно выйти в нужный раздел. Некоторые словари содержат общие комментарии к разделам в виде правил или определений. Словарные единицы в ряде словарей интерактивны: при их активизации можно вызвать толкование слова или дополнительную учебную информацию.
Рис. 9
Учебные словари служат справочным материалом учащегося при выполнении электронных заданий и тестов; рабочим материалом для учителя (подбор примеров для объяснения, составление собственных заданий и упражнений, подготовка раздаточного материала и т.д.); основой для организации словарной работы учащихся (подбор примеров по заданию учителя, дополнение словарей, перегруппировка единиц и т.п.); основой для поисковой деятельности (подбор необходимого материала, поиск единиц в разных учебных словарях и т.п.). Важная функция «Учебных словарей» – служить средством языковой наглядности, представляя изучаемое явление с помощью многочисленных примеров.
ЭОР данного типа представляют собой электронные задания, снабженные помощью и механизмом обратной связи. Некоторые задания снабжены иллюстрациями. Основная функция заданий тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.
Тестовые задания по теме содержат взаимосвязанные электронные задания, объединенные на основе общности темы. Задания внутри теста, в зависимости от настроек, могут перемешиваться, пользователю может быть предъявлены не все задания, а лишь несколько из теста, выбор случайный. Переход от задания к заданию осуществляется по активизации кнопки «Вперед».
В конце выполнения всех заданий на экран выводится общий результат прохождения теста: общее количество заданий в тесте, количество пройденных заданий (с попыткой ответа и без), общий результат выполнения (оценивается в процентном соотношении из расчета 100% правильности), время начала и завершения выполнения теста.
Каждый вопрос в тесте оценивается как правильно или неправильно выполненный. Выполнение теста целиком оценивается в процентах. Учитель, видя результаты выполнения всех или нескольких тестов, может поставить ученику оценку, ту, которую считает нужной. Авторы и разработчики набора ЦОР специально отказались от этой роли – они считают, что балльную оценку должен выставлять учитель, который знает своих учеников и понимает, какую оценку надо поставить каждому из них.
С другими видами цифровых образовательных ресурсов по русскому языку вы познакомитесь с процессе нашей дальнейшей работы.
Таким образом, в настоящее время в распоряжении учителя русского языка находится достаточно объемный и постоянно пополняющийся массив инновационных электронных учебных материалов. Следующим шагом должно стать внедрение созданных материалов в школьную практику, и решению именно этой задачи посвящен наш мастер-класс.
|