Методический аспект формирования мотивации к учению на уроках информатики учащихся предпрофильной ступени обучения профильной школы.
Федоренко Е.А.
Гимназия имени академка Н.Г. Басова при ВГУ
При переходе учащихся от ступени к ступени обучения возникает усложнение материала образовательных предметов. Курс информатики, построенный по принципу дидактической спирали тому не исключение. В предпрофильном (базовом) уровне профильной школы это позволяет перейти к более глубокому и всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. Зачастую учащиеся при переходе в предпрофильный класс испытывают затруднение при изучении отдельных тем. В такой ситуации важно поддержать мотивацию ребенка к учению, создать ситуацию успеха на рефлексивно-оценочном этапе учения.Успешное прохождение этого этапа имеет большое значение в становлении мотивации учебной деятельности. Мотивация – сложное, многогранное образование, в котором мотивы выступают в сложном взаимодействии.
В курсе информатики и ИКТ центральным теоретическим понятием, вызывающим наибольшее затруднение учащихся в изучении является алгоритм. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером. Сначала учащиеся знакомятся с исполнителем – Черепашка, а затем с системами программирования на языке Паскаль.
В ходе исследования нами было выяснено, что именно на этапе перехода с одного языка на другой и происходит падение уровня мотивации к изучению основ программирования. Нами были выделены две группы учащихся 9-х классов. Одна из них контрольная, вторая экспериментальная. Выявление сформированности мотивов к изучению программирования проводилось эмпирическим психолого-педагогическим методом – анкетированием. Анкетирование проводилось в два этапа: I этап – перед изучением курса информатики, II – по завершению изучения курса информатики (рис.1).
Рис.1. Результат анкетирования.
В контрольной группе на этапе перехода содержание курса в разделе линейный алгоритм строилось на решении задач: сложение, вычитание, умножение, деление двух чисел. В экспериментальной же группе на данном этапе и в данном разделе содержание курса базировалось на изучении графического модуля GraphABC и решением задач по рисованию различных графических объектов.
Анализ начального состояния условий показал, что они в целом обеспечивали сходство и неизменность протекания эксперимента в контрольной и экспериментальной группах. Учебный материал модулей профильного курса освещал равный круг вопросов и был одинаковый по объему. Занятия в исследуемых группах вел один учитель. Учащиеся контрольной и экспериментальной групп обучались в одну смену и имели один возраст.
Показателями динамики сформированности мотивов к изучению программирования являются сформированность устойчивого интереса при решении задач.
Данные о ходе эксперимента были зафиксированы на основе начального и итогового анкетирования и тестирования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс формирования мотивации к изучению программирования носим положительно-динамический характер, тогда, когда на этапе перехода решаются графические задачи. Результаты тестирования это подтверждают.
Библиографический список:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 187с.
2. Информатика и ИКТ в образовательных учреждениях Воронежской области. Примерные программы и учебно-тематические планы для 8-11 классов /Л.А. Бочурина [и др.]. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2005. – 104с.
3. Кон И. С. Психология старшеклассника /И.С Кон. - М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
4. Кузнецов А.А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание /А.А. Кузнецов//С и М. - 2003. - № 5. - С. 30 – 33.
|