Программа работы объединения «Мой друг, компьютер». Второй год обучения.
Компьютерное делопроизводство
1. Пояснительная записка
Целью обучения является подготовка учащихся по направлению квалифицированного применения персональных компьютеров, адаптации к трудовой деятельности в условиях современного информационного общества.
Программа курса базируется на программе первого года обучения учащихся в объединении, базовый курс изучения информатики в 10- ом классе и предполагает повышение уровня образования. Реализация программы позволяет подготовить квалифицированного пользователя ПК и современной оргтехники и обеспечит социальную защищенность молодежи в современных условиях; заложить базу, благодаря которой в будущем учащиеся смогут самостоятельно осваивать новые сложные программные продукты.
Курс предполагает ознакомление учащихся с возможностями использования ПК и оргтехники для решения практических задач, формирования определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств делопроизводства, и издательского дела. Программа ориентирована на компьютерные средства делопроизводства и издательства: текстовые и графические редакторы, СУБД и электронные таблицы, системы электронного документооборота, электронные блокноты, юридические и трудовые программные консультанты.
Учащиеся познакомятся с делопроизводством предприятия, научатся принимать поступающую на имя директора корреспонденцию, осуществлять её систематизацию, следить за сроками выполнения поручений руководителя, взятых на контроль, организовывать прием посетителей, проявляя при этом тактичность и внимание к ним, содействовать оперативности рассмотрения просьб и предложений работников, подготавливать и контролировать технически носители информации, записывать считывать информацию, создавать и вести архивы, работать в текстовых и табличных процессорах, организовывать данные в базы и вести целенаправленный поиск и отбор информации. Большое внимание уделяется основам издательского дела. Учащиеся изучат верстку в текстовом процессоре Word.
Программа развивает системное мышление учащихся, что крайне необходимо для четкой регламентации их деятельности, как во время обучения, так и в будущем, и главное – они учатся принимать важные управленческие решения в сложных ситуациях.
Включение в программу лабораторно-практических работ способствует углублению освоения теоретического материала и активизации познавательной деятельности учащихся. Освоение программных сред происходит в процессе решения конкретной задачи или проблемы.
2. Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Учащиеся должны знать:
· Положения и инструкции по ведению делопроизводства;
· Руководящий состав учреждения, организации, предприятия, их подразделений;
· Порядок расположения материала при печатании различных документов с использованием типовых форм;
· Технико-эксплутационные характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила технической эксплуатации пишущих машинок, ПК, диктофонов, магнитофонов, сканеров, ксероксов;
· Рабочие инструкции и другие руководящие материалы по обработке информации;
· Правила внутреннего трудового распорядка и основы организации труда;
· Рабочие инструкции, руководящие и нормативные документы, касающиеся использования ПК;
· Понятие о текстовой и графической информации;
· Объекты печатного издания.
· Основы работы с текстовым процессором MS Word;
· Основы работы с графическим редактором Paint и деловой графикой MS Word;
· Принципы организации работы в СУБД MS Access;
· Принципы организации работы в электронных таблицах MS Excel;
· Принципы организации работы MS Power Point;
· Общие вопросы информационной культуры;
· Общие вопросы компьютерного дизайна.
Учащиеся должны уметь:
· Устанавливать параметры страницы в многостраничном издании;
· Редактировать и форматировать готовый текст;
· Работать с иллюстрациями;
· Выполнять макетирование страниц;
· Выполнять технические функции по обеспечению и обслуживанию работы руководителя учреждения, организации, предприятия и их подразделений;
· Организовывать телефонные переговоры руководителя, принимать и передавать телефонограммы, записывать в его отсутствие принятые сообщения и доводить до сведения руководителя их содержание;
· Осуществлять работу по подготовке заседаний и совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте и повестке для заседания или совещания, их регистрации), вести и оформлять протоколы;
· Печатать по указанию руководителя различные материалы с использованием ПК;
· Свободно обращаться с клавиатурой ПК;
· Создавать файлы и папки (каталоги);
· Работать с основными программами – приложениями;
· Создавать, форматировать, редактировать и распечатывать текстовую информацию с помощью текстового процессора MS Word;
· Создавать графическое изображение и писать формулы с использованием с графического редактора Paint и деловой графикой MS Word;
· Интегрировать объекты созданные одной программой в объекты, созданные другой программой;
· Производить вычисления с помощью электронных таблиц MS Excel;
· Организовывать документы с использованием в электронных таблицах MS Excel и СУБД MS Access.
Тематический план
Тема
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
1. Введение в настольные издательские системы
|
6
|
3
|
3
|
2. Подготовительная работа к издательскому делу.
|
4
|
1
|
3
|
3. Машинопись
|
25
|
5
|
20
|
4. Организация работы с документами
|
28
|
8
|
20
|
5. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
|
25
|
5
|
20
|
6. Оформление заголовков и титульного листа.
|
7
|
2
|
5
|
7. Подготовка к печати.
|
5
|
2
|
3
|
8.Компьютерные технологии подготовки табличных документов
|
15
|
5
|
10
|
9.Системы управления базами данных
|
15
|
5
|
10
|
10.Средства организационной техники
|
6
|
4
|
2
|
Итого:
|
136
|
40
|
96
|
Программа
Введение в настольные издательские системы.
Кому и зачем нужны настольные издательские системы. Как появились первые компьютерные издательские системы. Уровни поддержки необходимы для подготовки печатного издания. Объекты печатного издания. История развития средств вычислительной техники и делопроизводства.
Современные средства программного обеспечения ПК в задачах делопроизводства.
Информация, способы её представления. Типы компьютеров. Технические данные и возможности компьютеров.
Файловая система компьютера. Работа с файлами и папками. Копирование, перемещение, удаление, отправка на диск и по сети
Подготовительная работа к издательскому делу. Параметры страницы, автоперенос.
Машинопись. Клавиатура ПК. Клавиатурные тренажеры. Слепой десятипальцевый метод машинописи. Культура машинописи.
Организация работы с документами
Документ. Общие правила оформления документов. Система документации. Бланк и его реквизиты. Порядок движения документов в организации. Организация информационно-поисковых систем и контроля исполнения документов. Систематизация и обеспечение сохранности документной информации. Защита документов от несанкционированного доступа. Архивное хранение документов и дел.
Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
Классификация программ подготовки текстов. Этапы подготовки текстовых документов. Набор текста. Редактирования текста. Основные методы форматирования текстовых документов. Стили форматирования и шаблоны документа Внедрение в документ различных объектов: таблиц, формул, графических изображений Печать документа.
Оформление заголовков и титульного листа. Технология оформления заголовков, технология создания колонтитулов, что должно быть на титульном листе, как вставить фигурный текст.
Подготовка к печати. Просмотр документа перед выводом на печать, распечатка документов.
Компьютерные технологии подготовки табличных документов
Общая характеристика программных средств подготовки табличных документов Основные требования к оформлению табличных документов. Основные понятия и технологии работы с табличными процессорами. Структура рабочего окна. Ввод и редактирование данных. Форматирование элементов таблицы. Вычисления в таблицах.
Системы управления базами данных
Определение и классификация современных систем управления базами данных. Основные функции систем управления базами данных. Типовая организация современной СУБД.
Средства организационной техники
Назначение и классификация средств организационной техники для современных офисных технологий. Средства составления и изготовления документов. Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания. Средства обработки документов. Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Программы переводчики. Средства электросвязи. Прочие средства оргтехники. Понятие электронного офиса. Автоматизированное рабочее место секретаря.
Литература
1. Гост 6.30.97 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. -М., Издательство стандартов. 1997.
2. А.А. Журин. Windows для школьников и начинающих пользователей. -М.,«Аквариум»,1998.
3. Информатика 10-11класс. Под ре проф. Макаровой Н.В. ПИТЕР,1999.
4. Информатика 10-11 класс. Гейн А.Г. М. Просвещение.
5. Делопроизводство в школе. Фвриш А.
|