Он - лайн конференция учителей информатики.
Тезисы из выступления по теме: «Электронные таблицы в образовательном процессе (MICROSOFTEXCEL)».
Начиная с 8 класса, учащиеся в курсе информатики изучают возможности табличного процессора. Умения и знания учащихся можно успешно применять при изучении других дисциплин. Приведу возможности использования программы MICROSOFT EXCEL в образовательном процессе.
Моделирование – метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. В разных школьных дисциплинах исследуя объекты и процессы строят различные типы моделей. Использование электронных таблиц в построении компьютерной модели является одним из этапов процесса разработки моделей. При моделировании компьютерного эксперимента можно использовать электронные таблицы. Например. Изучение законов отражения и преломления света в курсе физики. Световые лучи распространяются от яркого источника в разные стороны, испытывая на своем пути либо отражение от преград, либо преломление. Ясно, что поведение света в данных событиях, как и все в природе, подчиняется каким-то определенным законам (Угол падения равен углу отражения - помните все). Моделирование эксперимента заключается в следующем. Чисто теоретически можно предположить, что свет от источника к приемнику может распространяться вдоль разных траекторий, отражаясь от любой точки отражающей поверхности. Наша задача вычислить путь, проходимый светом в каждом случае, углы падения, преломления. При этом получают выводы:
- Рассматривая отражение света, получаем: если свет будет отражаться от той точки поверхности, для которой угол падения окажется равным углу отражения, то данная траектория будет иметь самую короткую длину из всех других которые мы исследовали.
- Рассматривая преломление света, получаем самый быстрый путь, то есть с наименьшим временем по той траектории для которой отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина равная показателю преломления среды.
Таким образом, мы приходим к замечательной обобщенной формулировке того принципа, который лежит в основе всех законов распространения света, как в однородной среде, так и при переходе из одной в другую: свет движется по кратчайшему (в смысле быстрейшему) пути.
Задачи, которые подбираются к урокам информатики по формированию навыков в применении различных приемов в работе с табличным редактором, несут в себе содержательную нагрузку, поскольку построены они на материале, входящем в школьную программу по другим предметам. И наоборот на других уроках при решении задач, требующих больших вычислительных затрат, можно использовать табличный редактор. Например, на уроках физики в 11 классе при вычислении энергии связи нуклонов в ядре или при расчете энергетического выхода ядерной реакции. Использование приема автозаполнения позволяет получит числовые значения для большого числа элементов. То есть, учащиеся при решении задачи на расчет удельной энергии связи нуклонов в ядре заполняют только одну строку таблицы, для конкретного элемента, а затем вносят только такие табличные данные, как порядковый номер элемента в таблице Менделеева, атомное число и массу ядра, получают данные о значении удельной энергии связи для большого числа элементов. Далее производим сортировку данных по возрастанию атомного числа и строим диаграмму зависимости энергии связи от атомного числа, сравниваем ее с диаграммой, предложенной в учебнике.
При отработке навыков в решении квадратных уравнений в 8 классе, можно предложить учащимся применить возможности электронной таблицы.
В качестве примера, можно предложить решить следующую задачу: Перевести число из десятичной записи в двоичную. Для того чтобы перевести десятичной число в двоичное нужно
- Последовательно выполнять деление исходного целого числа и получаемых целых остатков на основание системы (2) до тех пор, пока не получится частное меньше делителя, т.е. меньше 2.
- Получить искомое двоичное число, для чего записать 1 и полученные остатки в обратной последовательности.
Правила вроде бы простые. Но главным недостатком двоичного представления числа является многозначность. И чем больше десятичное число, тем длиннее будет его двоичное представление. В рабочей тетради такие переводы занимают много места и к тому же много времени.
Сегодня наша задача создать работающую модель устройства, переводящую десятичное число в двоичную систему счисления. В дальнейшем вы сможете воспользоваться необыкновенной быстротой табличного процессора при решении такого рода задач в курсе информатики.
- В ячейку H6 должно быть введено десятичное число в диапазоне от 1 до 1000. Это число должно сразу же отразится в ячейке О6, значит в ячейке О6 должна быть введена формула =H6.
- Делитель здесь всегда будет равно 2, поэтому в ячейку Р6 вводим 2 и копируем это значение в ячейки Р7:Р16
- Частное получается путем деления делимого на делитель, причем выделяется целая часть от этого деления, значит здесь необходимо использовать функцию ЦЕЛОЕ (число). В ячейку Q6 вводим формулу =ЦЕЛОЕ(О6/Р6) и копируем эту формулу в ячейки Q7:Q16
- Для нахождения остатка от деления нужно использовать функцию ОСТАТ (число;делитель). Вводим в ячейку R6 формулу =ОСТАТ(О6:Р6) и копируем эту формулу в ячейки R7:R16.
- В ячейку О7 вводим =Q6 и копируем ее в ячейки О8:О16.
Табличный процессор автоматически вычислит и заполнит все ячейки таблицы.
- Далее переходим к диапазону ячеек B12:L12, в котором должно отразится полученное двоичное число. Воспользуемся функцией ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;ложь)
В ячейку В12 введем формулу =ЕСЛИ(О16=0;"";R16)
В ячейку С12 введем формулу =ЕСЛИ(О15=0;"";R15)
В ячейку D12 введем формулу =ЕСЛИ(О14=0;"";R14)
В ячейку E12 введем формулу =ЕСЛИ(О13=0;"";R13)
В ячейку F 12введем формулу =ЕСЛИ(О12=0;"";R12)
В ячейку G12 введем формулу =ЕСЛИ(О11=0;"";R11)
В ячейку H12 введем формулу =ЕСЛИ(О10=0;"";R10)
В ячейку I12 введем формулу =ЕСЛИ(О9=0;"";R9)
В ячейку J12 введем формулу =ЕСЛИ(О8=0;"";R8)
В ячейку KL12 введем формулу =ЕСЛИ(О7=0;"";R7)
В ячейку L12 введем формулу =ЕСЛИ(О6=0;"";R6)
В диапазоне B12:L12 появится двоичное число, соответствующее введенному десятичному числу.
Тестирование в последнее время становится едва ли не главным способом контроля учебного процесса. К тестам обращаются при изучении нового материала – для актуализации знаний, на которые нужно опереться; при текущем контроле – для проверки усвоения проходимого материала; при экзаменационной аттестации. Электронные таблицы являются одним из инструментов для создания тестов. Ценность тестов, составленных самими учащимися определяют две причины: во-первых, они нужны мне как средство контроля, во-вторых, при их создании происходит осмысление изученного, развитие комплекса мыслительных операций, умений работать с информацией и перекодировать ее, формулировать вопросы.
Алгоритм создания тестового задания с выбором ответа:
- Выбрать тему тестового задания.
- Придумать вопрос или найти интересную краткую информацию и к ней поставить вопрос. Записать его.
- Дать серию ответов (один верный, остальные правдоподобные, но ошибочные – для выбора). Закодировать их, проставив около каждого порядковый номер или букву.
- Не забыть указать тему тестового задания и код правильного ответа, фамилию составителя.
Приведу пример теста, составленного учащимися. Рассказать о структуре теста.
Составление тестов развивает у ребят умения вести анализ, выделять главное в параграфе учебника, четко и кратко формулировать вопросы, давать четкие ответы на них, понимать, как достигается объективность оценки и отметки. Учащиеся вовлекаются в интересную и весьма полезную творческую работу.
Не заменимым является табличный процессор для представления анализа успеваемости учащихся по предметам за несколько учебных лет, анализа выполнения итоговых работ и так далее. С его помощью выстраиваются диаграммы, на которых наглядно видно, какие темы в контрольной работе западают, а какие поняты учащимися хорошо.
Успешно можно использовать электронные таблицы и во внеклассной работе. Учащиеся живо интересуются явлениями и процессами, происходящими в атмосфере. В течение длительного времени учащиеся записывают показания таких физических приборов как барометр, термометр, гигрометр, то есть определяют температуру, влажность воздуха и давление. Замеры производятся, по возможности, в один и тот же час, чтобы исключить влияние суточных колебаний. Полученные данные вводятся в таблицу, за каждый месяц отдельно. Горизонтально откладывается число месяца, а под каждым из них – результаты измерений. Тема, над которой работают учащиеся «Исследование погоды по народным приметам». Все народные приметы о погоде основанные на непосредственных наблюдениях. Самое главное условие для предсказания погоды – это внимательное наблюдение за текущими изменениями погоды и правильное их истолкование. Нужно помнить, что любая правильная примета может привести к ошибочному выводу, если её использовать оторвано от других факторов. Неправильно предсказывать погоду по какому – то одному признаку. Только совпадение нескольких признаков позволяет дать наиболее вероятный прогноз погоды. По данным таблицы исследуется зависимость между изменениями температуры воздуха, его влажности, атмосферного давления. Такие приметы, как
· Сильная ночная роса – к ясному дню
· Если утром трава сухая, к ночи ожидай дождя
· Если стрелка барометра при легком постукиванию по стеклу прибора отклоняется вправо, то можно ожидать сохранение ясной погоды.
находят свое подтверждение. Изменения температуры, давления, влажности, сделанные на протяжении всего периода наблюдения удобно представлять визуально, то есть виде графика. Роль оси Х у него будут выполнять числа месяца, а по оси Y - откладываются результаты измерений. По графикам наглядно видно, там где атмосферное давление растет – влажность воздуха падает и наоборот (то есть при высоком давлении – осадки маловероятны).
Таким образом, в результате метеорологических наблюдений о внеурочное время учащиеся использовали табличный редактор для записи и сохранения данных и построения графиков.
Во время учебного процесса задачи могут быть следующего содержания.
В состав Солнечной системы входят девять планет, отличающиеся друг от друга и размерами, и массой. Свести эти данные в таблицу, рассчитать средние плотности вещества для каждой планеты и сделать вывод относительно распределения полученных значений (Оказывается, что у планет – гигантов низкая плотность вещества, а у планет – земной группы – высокая).
Таким образом, в своем выступлении я отметила, те возможности применения электронных таблиц в образовательном процессе, которые для меня кажутся наиболее очевидными.
Апрель
2008год
|