Перечень понятий, используемых при оформлении портфолио
Портфолио – это отобранная систематизированная информация, отражающая профессиональный рост и развитие педагога (руководителя), а также свидетельство эффективности его труда.
Самоанализ – анализ собственной деятельности как процесс осмысления профессионального педагогического (управленческого) опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения.
Инновационная деятельность – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению педагогических новшеств (инновационная деятельность является одной из функций методической работы).
Педагогический опыт – целостная характеристика практики решения педагогических (управленческих) задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности, способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.
Предназначение портфолио
Портфолио – инструмент оценивания профессиональной компетентности и эффективности профессиональной деятельности, а также самооценки профессиональной деятельности педагога (руководителя)
Цели и задачи портфолио
1.Оценочно-стимулирующая.
2.Развивающая по отношению к образовательной ситуации. Структура портфолио представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагогических (руководящих) работников.
3.Демонстрационная по отношению к процедуре экспертизы профессиональной компетентности педагога (руководителя).
Требования к материалам портфолио
Портфолио педагогического (руководящего) работника представляет собой папку-накопитель с файлами, в которой зафиксирована информация о профессиональных достижениях аттестуемого, его эффективном педагогическом (управленческом) опыте, личном вкладе в развитие системы образования за межаттестационный (доаттестационный) период. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио должен датироваться, все сведения, включенные в таблицы, схемы и т.д. должны подтверждаться документально и являться иллюстрацией формализованных свидетельств достижений работника и рефлексивно-аналитических материалов обоснования профессионализма педагогического (руководящего) работника.
Структура и содержание портфолио учителя
1.1. Оглавление
1.2. Общие сведения
Данный раздел включает в себя следующую информацию:
• Ф.И.О. (полностью)
• Год и дата рождения
• Образование (полное наименование учебного заведения и год его окончания)
• Полученная специальность, квалификация по диплому
• Место работы (полное наименование образовательного учреждения)
• Занимаемая должность и дата назначения на эту должность
• Стаж педагогической работы
• Стаж работы в занимаемой должности
• Учебная нагрузка
• Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет (№, дата выдачи документа, продолжительность курсов, полное наименование ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов)
• Наличие квалификационной категории и дата ее присвоения (если нет категории, то указать разряд ЕТС)
• Наличие ученой степени, звания
• Наиболее значимые награды за последние 5 лет
1.3. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности.
Целью самоанализа аттестуемого является определение реально достигнутого им уровня педагогического мастерства, наличия профессионально необходимых педагогических способностей.
Самоанализ должен отражать две составляющие: 1) собственно самоанализ как комплексное осмысление опыта работы; 2) самообобщение – формулировка обобщающих, итоговых выводов по результатам сделанного анализа.
1.4. Результаты профессиональной педагогической деятельности
В этот раздел помещаются:
• материалы с результатами освоения обучающимися образо¬вательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
• сравнительный анализ деятельности педагогического работ¬ника за 3 года на основании:
- контрольных срезов знаний;
- участия воспитанников в олимпиа¬дах, конкурсах;
• результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
• список победителей различных этапов (не ниже районного) Московской региональной олимпиады школьников по химии, других интеллектуальных конкурсов школьников;
• список выпускников поступивших в ВУЗы по профилю преподаваемого предмета;
• другие материалы.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
Наряду с текстовой формой представления материалов данного раздела могут быть использованы таблицы, схемы, диаграммы и пр.
1.5. Методическая деятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
• материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
• материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым используемых образовательных технологий;
• материалы, содержащие обоснование применения аттестуе¬мым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
• материалы, подтверждающие использование информационно-коммуникационных техноло¬гий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.;
• материалы, подтверждающие участие в работе методических объединений, творческих групп, сотрудничество с методическими центрами, ВУЗами и другими учреждениями;
• материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
• материалы, подтверждающие участие, организацию и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
• авторские программы;
• материалы творческих отчетов, рефераты, доклады, статьи;
• другие материалы.
1.6. Инновационная исследовательская деятельность
В этот раздел помещаются материалы, свидетельствующие об опыте исследовательской деятельности педагога:
• тема педагогического исследования:
• срок подведения итогов по данной теме;
• диагностическая карта учителя (составляется на один год);
• полученный опыт, форма и место подведения итогов исследования, эксперимента (на каком уровне представлен);
• педагогические технологии, используемые в практической деятельности (в рамках темы; диагностические данные, мониторинг);
• открытые уроки, мероприятия (в рамках темы; на каком уровне представлены, их разработки, отзывы)
• грантовая деятельность педагога;
• проектно-исследовательская деятельность обучающихся;
• другие материалы
1.7. Внеурочная деятельность по предмету
Раздел содержит следующие материалы:
• список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащими¬ся по предмету;
• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеоматериалы с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
• программы кружков, факультативов, проектной деятельности;
• другие материалы.
1.8. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебно¬го кабинета (при его наличии):
• список словарей и другой справочной литературы по предмету;
• список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюст¬рации, портреты и др.);
• наличие технических средств обучения (телевизор, видео¬магнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
• наличие компьютера и компьютерных средств обучения (про¬граммы виртуального эксперимента, контроля знаний, муль¬тимедийные электронные учебники и т.п.);
• аудио и видеопособия;
• наличие дидактического материала, сборников задач, упраж¬нений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
• измерители качества обученности учащихся;
• другие материалы.
|