Как сделать хороший доклад и надо ли мне это вообще?
Сначала важно разобраться с вопросом: «А надо ли мне вообще делать Доклад?»
С одной стороны, делать Доклад – не надо.
Во-первых, Доклад сделать сложно. Хороший Доклад не получается сделать наскоком. Приходится тратить время, не менее 30-40 часов, т.е. практически… рабочую неделю, если конечно нет ни каких материалов по обощению своего опыта.
Во-вторых, Доклад сделать сложно. Часто Доклад просто не получается, он оказывается неинтересным, скучным, не вызывает отклика у аудитории. И тогда у Докладчика остаётся неприятный осадок, а самооценка ставится под удар.
Гораздо проще не делать Доклад.
Во-первых, Доклад делать страшно. В голове вертится вопрос: «Кто я такая? Мне не о чем сказать этим людям, они же профессионалы».
Во-вторых, Доклад делать просто лень……..
В-третьих, Доклад делать … жалко. Чтобы сделать хороший текст Доклада, надо описать что-то действительно ценное, то, что действительно хорошо получается, то, над чем я кропотливо и усердно работаю. Другой вариант хорошего Доклада – описать свои типичные ошибки или проблемы, которые стоили мне кучу нервов, но в конечном итоге благодаря опять, же своей настойчивости и трудолюбию, удалось решить. И тогда зачастую точит червячок: «Так что же я вот так добровольно это все сдам?»
Подозреваю, что это прошли многие – муки жадности, и муки лени, и муки бессилия от собственного непрофессионализма.... Поэтому хорошая новость - это можно и нужно пройти.
С другой стороны, делать Доклад – надо!
Во-первых, делать Доклад полезно. Можно реально оценить: Кто я как профессионал? Что я стою? Зачем я работаю в этой технологии или сфере? Да, в процессе подготовки Доклада на Конференцию можно даже дойти до вопросов из серии о ценности работы, смысле жизни... А, как известно, для учителя и любого работника сферы образования это не последние вопросы.
Во-вторых, делать Доклад полезно. Как известно, каждый уважающий себя специалист всегда имеет аналитические материалы или описание своей деятельности. И в нём можно отыскать то содержание, которое необходимо отразить согласно теме доклада. В результате, о твоих успехах или проблемах узнают немало коллег из других школ, и тогда вы можете найти своих единомышленников, с которыми возможно будете сотрудничать в дальнейшем.
В-третьих, делать Доклад полезно. Ни для кого не секрет, что публикации и участие в Конференции муниципального уровня будут учитываться при вашей очередной аттестации на квалификационную категорию как обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Кроме того, ваши аналитические и рефлексивные способности станут на порядок выше.
Из перечисленного можно сделать вывод:
Если и стоит ввязываться в эту авантюру под названием «Подготовка Доклада на Конференцию», то только чтобы сделать это хорошо. Не просто хорошо, а отлично. Однако надо быть готовым к тому, что получится плохо и знать, что это не повод останавливаться. В следующий раз будет легче!
Как сделать Конференцию полезнее для участников
1. качественные Доклады.
2. возможность качественного профессионального общения.
Раскрою эти два понятия.
Качественный Доклад – если в сообщении Докладчика есть некое знание (опыт, инструменты), которое имеет новизну для участников и может быть полезно другим членам профессионального сообщества.
Качественное профессиональное общение – это возможность обсудить Доклад и «продвинуть» его дальше, т.е. лучше понять (в том числе автору Доклада), увидеть «узкие места», «слабую аргументацию». Результатом этого является возможность поставить новые задачи для следующих исследований, проектов, разработок, Докладов.
Благодаря качественному профессиональному обсуждению Доклады становятся сильнее! И тогда появляется возможность представить его более широкой публики и на более высоком уровне.
Советы участникам обсуждения
1. Чтобы включится в обсуждение доклада его естественно необходимо прочитать.
2. Задавайте вопросы на понимание, постарайтесь выяснить, какие результаты удалось получить, если это не отражено в докладе. И наоборот, если в докладе перечислены результаты, но нет описания механизмов, как они достигнуты.
3. Поделитесь своим опытом, если таковой имеется (но кратко, ведь вы не докладчик)
4. Поделитесь своими проблемами, если таковые имеются по теме обсуждения, возможно, вы получите дельный совет.
5. При обсуждении доклада предлагаю участникам оценить его по следующим критериям: ясность изложения, новизна используемых форм, средств и приёмов, полезность. Думаю, что эти 3 критерия будут полезны для оценки качества докладов.
Советы Докладчику
Думаю, что самих Докладчиков может мучить вопрос: «Мой Доклад уже прочитали, что же я им напишу нового, интересного? «Чем удивлять буду?»
1. Хороший Докладчик всегда может раскрыть свой опубликованный доклад более полно, либо с иной точки зрения, при этом придерживаясь заявленной темы.
2. Если ваш доклад наоборот был довольно объёмным, кратко сформулируйте основные задачи доклада, его ключевую ценность и выводы, к которым Вы пришли.
3. Не оставляйте ни одного комментария, ни одного вопроса по своему докладу без внимания. Обязательно напишите ответ. Ведь вы являетесь, по сути, модератором обсуждения своего доклада.
4. Напишите, почему вы выбрали именно эту тему, почему она вам интересна.
5. Остановитесь на положительных и отрицательных сторонах используемой технологии, если вы не сделали это в докладе
6. Не скупитесь на примеры из практической деятельности, не стесняйтесь писать о своих достижениях в заданной области или трудностях, которые пока не преодолены. Пригласите участников к дискуссии: «Как у Вас это получается?» Очень возможно, что Вам помогут прямо на Конференции.
7. Поделитесь своими планами на будущее.
8. Можете делать ссылки на полезные Интернет-ресурсы по ходу ответов на вопросы.
9. Используйте различные виды связи для привлечения к обсуждению вашего доклада.
10. Сами будьте активным участником обсуждения других докладов, одновременно приглашая к обсуждению и оценки своего.
Желаю успехов!
С уважением, Глаголева С.А.
Используемый источник
http://www.treko.ru/show_article_1405
|