Систему российского образования ждут серьезные изменения, но проводиться они будут поэтапно. Об этом в четверг в Чебоксарах заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования. Возможно, что уже в 2010 году учителям и директорам школ для переаттестации придется учиться не меньше, чем школьникам.
Минобрнауки и Рособрнадзор обещают сделать систему оценки знаний более прозрачной и повысить объективность ЕГЭ. Уже в 2010 году экзамен по математике разделят на базовую и профильную части. В базовой станет больше практических заданий, примеров из жизни - так разработчики новой модели контрольных измерительных материалов (КИМ) рассчитывают сделать экзамен более понятным людям гуманитарного склада. При этом литературу будут сдавать как прежде. Все КИМы для сдачи ЕГЭ в 2010 году уже подготовлены.
Выступая в четверг, 19 ноября, на совещании в Чебоксарах, глава Минобрнауки России Андрей Фурсенко признался, что не верит результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) в целом ряде регионов, и пообещал ответственным за нарушения серьезные неприятности в случае, если ситуация повторится в 2010 году.
"Зачастую результаты олимпиад и экзамена расходятся. Это означает, что факт фальсификации имел место, - рассказал министр. - Это плохо, я очень не люблю, когда меня обманывают".
Критерии оценки Глава Рособрнадзора Любовь Глебова в свою очередь считает главным вопрос доверия к результатам ЕГЭ в обществе. "В 2010 году необходимо сделать все для повышения объективности результатов экзамена", - заявила она. По ее словам, Рособрнадзор собрал определенный набор типичных нарушений. Этот перечень в виде письма ведомство в ближайшее время разошлет в регионы.
Главной проблемой глава Рособрнадзора считает бюрократическую неразбериху и непонимание на местном уровне законодательства о ЕГЭ. "Многие вещи являются зоной ответственности регионов и в принципе не могут быть прописаны в федеральном законодательстве", - уверена Любовь Глебова.
Другая проблема, по ее мнению, - это недостаточное знание участниками ЕГЭ своих прав и обязанностей. С этим ведомство намерено бороться с помощью детальных планов проведения госэкзамена, которые будут распространяться среди учителей и школьников.
Также чиновник призвала регионы развивать институт общественных наблюдателей за ходом проведения ЕГЭ. "Необходимо закрепить этот статус законодательно. На уровне федерального законодательства это долгий процесс, но мы его начали", - сказал Глебова.
При этом она отметила недостаточную активность на местах в данном направлении. "Когда я вас спрашиваю: "У вас есть планы по обучению общественных наблюдателей?", мне говорят, что это не наше дело. Но вы должны обращать внимание на эту тему. Если наблюдателей нет, надо помочь им появиться", - сказала она, обращаясь к региональным чиновникам.
Меньше тестов
ЕГЭ-2010 ждут изменения по ряду дисциплин. Одновременно с совещанием в Чебоксарах в Москве прошел круглый стол, посвященный новой модели контрольных измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ 2010 года.
Как рассказал директор Московского центра непрерывного математического образования, один из разработчиков КИМов по математике Иван Ященко, ЕГЭ по этой дисциплине разделят на две части - базовую и профильную. Первая часть будет ориентирована на всех выпускников без исключения, а вторая - на тех, кому она нужна в качестве вступительного экзамена.
Ященко рассказал, что в базовой части ЕГЭ по математике станет больше практических заданий, примеров из жизни. Таким образом, по его словам, разработчики рассчитывают сделать экзамен более понятным людям с гуманитарным складом ума.
"Мы не собираемся сокращать объем преподавания математики, тем более для гуманитариев, - сказал он. - Но вопрос в том, чтобы экзамен и математическое образование проверяли и ориентировали на то, что реально нужно человеку в обычной жизни".
Большая часть заданий в базовой части нацелена на проверку того, как человек умеет выполнять алгоритмизированные действия и делать выводы.
Выпускникам, к примеру, предложат рассчитать, сколько можно купить билетов на определенную сумму, если проезд в транспорте подорожает на 20%. Задания же профильной части будут гораздо сложнее, с ориентировкой на требования вузов.
Изменения также коснутся обществознания и истории.
Вечные ценности
Член Федеральной предметной комиссии (ФПК) Елена Рутковская отметила, что в КИМах по обществознанию тестовых заданий станет меньше на 20%: из 30 осталось 24 задания с выбором ответа. В остальном экзамен по-прежнему будет содержать задания со свободным ответом и альтернативное - написание эссе.
По словам председателя ФПК, разработчика КИМ ЕГЭ по истории Василия Зверева, в следующем году количество тестовых заданий по истории сократится с 32 до 27, за счет чего с 11 до 15 повысится количество заданий, требующих краткого ответа. Зверев отметил, что КИМы по истории направлены на проверку умений анализировать информацию, группировать факты, находить причинно-следственные связи.
Госэкзамена по литературе изменения не коснутся. "Программа остается неизменной, сокращается только внимание к этому предмету из-за отмены сочинения в качестве обязательного экзамена", - посетовал председатель ФПК разработчиков КИМ ЕГЭ по литературе Сергей Зинин.
Директор Федерального института педагогических измерений Андрей Ершов сообщил, что все КИМы 2010 года для сдачи ЕГЭ по всем предметам уже готовы. Он добавил, что никаких революционных изменений по ЕГЭ в следующем году ожидать не стоит.
Авторы:
Александр Саргин - "Газета", Специальный корреспондент отдела спецпроектов;
Александра Мерцалова - "Газета", Корреспондент, отдел Общество;
Александра Кошкина;
Александр Черных - "Газета", Корреспондент отдела общества.
|