Используемые учебники и учебные пособия:
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}
Тема урока: Типы и стили речи. Художественный стиль как совокупность индивидуальных стилей разных писателей. Лингвостилистический анализ текстов В. Токаревой и Л. Улицкой.
Цели урока: Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку: отрабатывать навыки определения стиля, типа речи предложенного для анализа текста, умения определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним; учить определять ключевые слова, учитывая лингвостилистические особенности идиостиля автора; продолжить подготовку к выполнению заданий части В, в частности, средства связи предложений в тексте; отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения по заданному алгоритму.
Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.
Воспитывать талейрантность, интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.
Оборудование урока: учебники, «тетради» с печатной основой (с тестами)
Методические приёмы: сообщение учителя, анализ текстов в разноуровневых группах, выполнение творческого задания.
План урока
1. Организация начала урока
2. Целеполагание
3. Лекция учителя
4. Работа в группах
5. Подведение итогов работы в группах
6. Самостоятельная творческая работа
7. Подведение итогов самостоятельной работы
8. Домашнее задание
Ход урока
1. Организация начала урока
2. Целеполагание
На этом уроке мы продолжим разговор о типах и стилях речи, о художественном стиле как о совокупности индивидуальных стилей разных писателей, попытаемся провести лингвостилистический анализ двух текстов, тем самым продолжим подготовку к ЕГЭ, в частности выполнения задания С ЕГЭ.
3. Лекция учителя
Понятие «стиль» довольно широкое, и включает в себя: а) совокупность приемов использования средств языка, характерных для какого-либо писателя, произведения, жанра: стиль Пушкина, стиль Толстого, стиль «Евгения Онегина», cmuль романтиков, стиль фельетона;
б) и отбор языковых средств по принципу экспрессивно-стилистической их окраски: стиль официальный, стиль торжественный стиль юмористический и т. д.;
в) и построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса: стиль небрежный, стиль простой и т. д.
Выдающийся лингвист академик В. В. Виноградов различал, например, стилистику языка, стилистику речи и стилистику художественной литературы.
Нас интересует понятие «стилистика художественной литературы».
Стилистика художественной литературы имеет предметом своего исследования все элементы стиля художественного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления и т. д., т. е. способы индивидуального применения разнообразных средств общего языка.
Языковые средства каждого текста не случайны и обусловлены различными факторами: темой, идеей – проблематикой, типом речи, жанром, индивидуальными особенностями автора – его идиостилем.
В. В. Виноградов определял идиостиль как соотношение и взаимодействие языкового и собственно литературных планов словесно-художественной структуры. Ход мыслей, ассоциаций, присущих конкретному автору, находит своё отражение в особенностях речевой организации текста.
Индивидуальный стиль как динамичный процесс подвержен развитию и эволюции, поэтому комплексный анализ идиостиля, выделение всех его особенностей сложен и не всегда может быть полным. Но можно выделить отдельный особо значимый элемент – стилевую доминанту, своеобразный ген, в котором, по выраженю Ю. Б. Борева, сконцентрирована информация о стиле автора. Конечно, элемент художественного произведения не может содержать все признаки идиостиля, поскольку содержит лишь самую схематичную «свёрнутую» информацию о стиле как о целом. Но, по словам Ю. И. Минералова, он может стать отправной точкой анализа и идентификации стиля автора текста. Суметь понять сигналы о стиле высказывания, настроиться на определённый «ключ» - значит суметь осмыслить поэтику индивидуального стиля художника во имя адекватного восприятия его творчества.
Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.
В художественном стиле речи, кроме типичных для него языковых средств, используются средства и всех других стилей, в особенности разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля и жаргонные, грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции — эстетической.
Если разговорный стиль выполняет по преимуществу функции общения, или коммуникативную, научный и официально-деловой функцию сообщения, или информативную, то художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.
В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрением материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова — поэт, писатель — находит, по выражению Л. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота — в произведениях художественной литературы, и все это достигается художественными средствами языка.
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Со многими из них вы уже знакомы. Это такие тропы, как эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д.
Тропы (греч. tropos — поворот) — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет. (Словарь-справочник лингвистических терминов.)
В современной филологии все громче звучат голоса о гендерном подходе к изучению литературного творчества. До настоящего времени мы изучали в основном произведения, созданные писателями-представителями сильной половины человечества. Я думаю, настало время исправить эту оплошность и познакомиться с литературным творчеством прекрасной половины. Для этого я выбрала отрывки из произведений наших современниц В. Токаревой и Л. Улицкой. Поработаем с ними в группах и попытаемся определить, насколько верно суждение о том, что женская проза имеет свои отличительные черты! Если это утверждение, по вашему мнению, верно, то какие именно?
4. Работа в группах
Группа 1
Профессор Кукоцкий виделся с другом не очень часто, но и не реже раза в месяц. Обычно Гольдберг приезжал к нему часов в десять вечера, Павел Алексеевич доставал бутылку водки, и они до поздней ночи вели чисто мужской разговор. Не о войне, лошадях и питейных подвигах — о генетике популяций, о генофонде, о дрейфе генов и о тех проблемах, которые Илья Иосифович через некоторое время назовет прежде неизвестным словом «социогенетика»
При всех разногласиях, постоянно вылезающих, как шилья, из бездонного мешка их многолетних разговоров, в одном Павел Алексеевич и Илья Иосифович безусловно совпадали — в ясном ощущении иерархичности знания, где в самом низу, но и в самой основе, лежала конкретика: вес, форма, цвет, количество хромосом.
Последняя идея Гольдберга, утратившего после трех лагерных сроков врожденное интеллигентское чувство вины перед народом, обществом, родной советской властью, заключалась в том, что та социогенетическая единица, которая прежде, до революции, называлась «русским народом», за пятьдесят почти лет советской власти перестала существовать как реальность, а нынешнее население Советского Союза и в самом деле является новой социогенетической единицей, глубоко отличающейся от исходной по множеству параметров - физических, психофизических и нравственных.
— Хорошо, Илья, я готов согласиться, что физический облик действительно сильно изменился: голод, войны, огромные перемещения народов, смешанные браки. Но как ты можешь измерить нравственные качества? Нет, глупость какая-то! – возражал Кукоцкий.
— Вот послушай, - защищал свою теорию Илья Иосифович, - Из России в восемнадцатом году ушла белая армия, около трехсот тысяч молодых здоровых мужчин репродуктивного возраста. Дворянская, отборная часть общества: наиболее образованные, наиболее честные, не желающие идти на компромисс с большевистской властью!
— Куда загнул! Илюша, этого тебе на четвертый срок хватит! - хмыкнул Павел Алексеевич.
— Не перебивай! - отмахнулся Илья Иосифович. - Двадцать второй год - высылка профессуры. Не так много, человек шестьсот, кажется. Но опять - отборные! Лучшие из лучших! И с семьями! Интеллектуальный потенциал. Дальше: раскулачивание уносит миллионы крестьян - тоже лучших, самых работящих. И их детей. И их неродившихся детей тоже. Люди уходят и уносят с собой гены. Изымают из генофонда. Репрессии партийные выбивают кого? Имеющих смелость высказать собственное мнение, возражать, отстаивать свою точку зрения! То есть — честных! Наиболее честных! Священники — истреблялись планомерно на протяжении всего периода... Носители нравственных ценностей, учителя и просветители...
— Илья! Но одновременно с этим — наиболее консервативные люди, не так ли?
— Не стану отрицать, - Илья Иосифович поднял вверх указательный палец. - Но обращаю твое внимание, что в современных российских условиях консервативный, то есть традиционный способ мышления не представляет такой опасности, как революционный, - с высокомерной улыбкой заметил Гольдберг. - Пойдем дальше: Вторая мировая. Броня, то есть освобождение от армейской службы, предоставляется людям старшего возраста и больным. Именно они получают дополнительный шанс на выживание. Тюрьмы и лагеря принимают большую часть мужской популяции, лишают их шанса оставить потомство. Деформацию ощущаешь? И к этому добавим знаменитый русский алкоголизм. Но это еще не все, — завопил Илья Иосифович. — Есть еще один чрезвычайно важный момент. Поскольку эволюция вида направлена на выживание, мы вправе поставить вопрос так: какие качества давали индивиду большие шансы на выживание? Ум? Талант? Честь? Чувство собственного достоинства? Моральная твердость? Нет! Все эти качества выживанию препятствовали. Носители этих качеств либо покинули страну, либо планомерно уничтожались. А какие качества выживанию способствовали? Осторожность. Скрытность. Способность к лицемерию. Моральная гибкость. Отсутствие чувства собственного достоинства. Вообще, любое яркое качество делало человека заметным и сразу ставило его под удар. Серый, средний, троечник, так сказать, оказывался в преимущественном положении. Ну, что скажешь?
— Принимая во внимание общую атмосферу — от пяти до семи, — прокомментировал Павел Алексеевич.
Илья Иосифович захохотал:
— Так я же и говорю: народ стал поплоше - и труба пониже, и дым пожиже... Раньше от десяти до пятнадцати оценили бы...
Павлу Алексеевичу всегда нравилась острота и бесстрашие мысли его друга, хотя очень часто он внутренне не соглашался с результатами этой напряженной умственной работы. И теперь жестокая картина вырождения народа, которую нарисовал Илья Иосифович, требовала проверки.
Группа 2
Дорога шла лесом. Недавний испуг требовал разрядки слезами. Танька таращила глаза, чтобы не заплакать. И вдруг... вдруг Танька, услышала музыку.
Мелодия текла откуда-то с неба. Она была не старинная и не современная, а такая, что во все времена. В ней и жалость, и нежность, и то, как все же прекрасно жить на этом свете. Несмотря ни на что.
Танька слезла с велосипеда, прислонила его к дереву и пошла, не глядя под ноги. Шла через канаву, через крапиву, через какие-то цапучие кусты. Вдруг, а может, и не вдруг кусты раздвинулись, и Танька увидела поляну, круглую, как тарелка. Посреди поляны, скрестив ноги, как пастушок, сидел летчик и играл на трубе. Рядом стоял вертолет и, похоже, слушал. Вид у вертолета был задумчивый.
Позже Танька узнала, что эта круглая поляна называется в местной авиации «квадрат сорок пять». Летчик зовется Валерием. Музыка — «Мелодия» композитора Глюка из оперы «Орфей и Эвридика». Глюк жил давно, и давно существовала эта мелодия, но Таньке казалось, что она возникла только что и звучит на земле первый и последний раз.
Летчик забрался куда-то на самые высокие ноты и пошел тосковать. Танька прислонилась щекой к березе и слушала. В какую-то минуту глазам стало горячо, и все предметы сделались расплывчатыми. Летчик доиграл до конца и поднялся.
Вечерело, солнце закатывалось за горизонт, и, когда летчик выпрямился во весь рост, шар его головы оказался на одном, уровне с шаром солнца, заслонив его. Подсвеченная сзади голова летчика была черная, от макушки и из-за ушей, как нимб, дрожали багряные лучи.
Летчик постоял, потом залез в вертолет и улетел в бесовском грохоте. Грохот рассеялся. Стало тихо. Если бы не номерной знак «МК 44-92», можно было бы подумать, что вертолета и не было.
А Танька все стояла, оглушенная мелодией. Потом грохотом. Потом тишиной.
— О бой, о бой, о литл бой! — вопил Козлов из девятого «Б», солист вокально-инструментального ансамбля «Романтики». Пел он, возможно, и хуже западных певцов, но трясся сильнее. Козлов не умел вибрировать только голосом, как профессионалы, поэтому сотрясал все тело, и вместе с телом вибрировал голос.
— О бой, о бой, о литл бой...— вторил солисту ансамбль «Романтики».
Ансамбль состоял из трех человек: гитара, баян и ударные. На гитаре сидел женатый комбайнер Федосеев. А на баяне и ударных — близнецы-хулиганы Сорокины. В детстве Сорокины были беспризорниками и на всю жизнь сохранили влияние улицы. Они всегда были хулиганы, только вначале маленькие хулиганы, потом юные, а теперь старые. Сорокиным было по шестьдесят четыре года.
В колхозном клубе шли танцы. По стенам расположились старики и дети. Зрители. Молодежь с безразличными лицами топталась друг перед другом. Это был шейк.
Танька с Мишкой тоже плясали друг перед другом: Танька — бросив руки вдоль тела, а Мишка — развесив локти. Старался. Танька смотрела на Мишку, будто видела в первый раз. Он был такой обычный, как лопух при дороге. И ничего не было в нем особенного.
— Пойдем отсюда,— рассердилась вдруг Танька.— Воют, как баптисты...
Задания для работы в группах:
· Определить проблематику текста и авторское отношение к проблеме. (Ответ аргументировать)
· Определить средства связи между предложениями в тексте. (Лексические и грамматические)
· Определить средства художественной изобразительности и их роль в тексте.
5. Подведение итогов работы в группах
Отчет 1 группы
Чтение текста учащимся.
- Литературный критик Л. Данилкин писал об Улицкой: «Она великая мастерица слагать затейливые сюжеты и, похоже, не имеет никакого представления о литературной конъюнктуре, но она, конечно, писательница, у которой дар. Женскую прозу чудовищно ведь писать. Не бабью, где болтовня и мерзость, а женскую, в которой пол автора ощущается по структуре фразы, по сознательно избранной маломощности сюжета, по хрупкости особой». Нужно лишь добавить, что проза Л. Улицкой отличается некоторой недосказанностью, она философична и метафорична.
Подтвердите это высказывание, озвучив результаты вашей работы.
Отчет 2 группы
Чтение текста учащимся.
- Литературный критик В Новиков отмечал, что в произведениях В. Токаревой «для разговора о серьёзных проблемах найден сегодняшний тип иронического мышления, всем знакомый и простой язык». Бесспорно, что ироничность является важной отличительной чертой идиостиля В. Токаревой. А критик Х. Шлаффер выделил другую особенность её творчества: «Истории Токаревой также одинаковы, прозаичны и однотонны, как сама жизнь, если воспринимать её как повседневность, и так же увлекательны, как повседневность, если хочешь узнать её строй, её основу».
Я думаю, результаты вашей работы подтвердят это высказывание. Озвучьте их!
- Что вы можете сказать относительно суждения об отличии женской прозы от мужской, в чём оно? (в тематике, языковых средствах…)
На мой взгляд, у писателя есть одно основное отличие – талант, а у В. Токаревой и Л. Улицкой он, безусловно есть. Не случайно Юрий Нагибин писал: «В. Токарева – писательница для всех: она и филологам интересна, и домохозяйкам, и инженерам, и критикам…» «У В. Токаревой нет плохих рассказов. У неё есть только хорошие, очень хорошие и блестящие».
6. Самостоятельная творческая работа
- Круг проблем, поднятых в рассказах, важен и имеет первостепенное значение для формирования жизненной позиции человека. Я думаю, что у каждого на этот счет есть своё мнение: одни разделяют точку зрения автора, согласятся с его героем, другие, наверняка, придерживаются иной точки зрения. Интересно было бы услышать ваше мнение по проблемам, поднятым в текстах. Попытайтесь создать небольшой текст, изложив в нём свою позицию и приведя 1 аргумент. Если вы хотели бы выразить своё несогласие и изложить собственный взгляд на проблему, помните, что сделать это нужно этически корректно, не выплёскивая в свою работу все негативные эмоции по этому поводу. При несогласии с позицией автора постарайтесь так изложить свою позицию, чтобы ваше высказывание было этически корректным.
8. Подведение итогов самостоятельной работы
Чтение минитекстов
Рефлексия
Д/З
Превратить свои наброски в сочинения.