Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Анализ текста (11 класс)

Фото пользователя Лада Валериевна Русинова
Submitted by Лада Валериевна Русинова on Sat, 20/02/2010 - 15:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Русинова Л. В.
Место работы, должность: 
Учитель МОУ "лицей №9" г. Белгорода
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Тема урока: Типы и стили речи. Художественный стиль как совокупность индивидуальных стилей разных писателей. Лингвостилистический анализ текстов  В. Токаревой и Л. Улицкой.

 

Цели урока: Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку: отрабатывать навыки определения стиля, типа речи предложенного для анализа текста, умения определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним; учить определять ключевые слова, учитывая лингвостилистические особенности идиостиля автора; продолжить подготовку к выполнению заданий части В, в частности, средства связи предложений в тексте; отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения по заданному алгоритму.

 

 

 

Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.

 

Воспитывать талейрантность, интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.

 

Оборудование урока: учебники,  «тетради» с печатной основой (с тестами)

 

 

 

 

 

Методические приёмы: сообщение учителя, анализ текстов в разноуровневых группах,  выполнение творческого задания.

 

 

 

 

 

План урока

 

 

 

1.     Организация начала урока

2.     Целеполагание

3.     Лекция учителя

4.     Работа в группах

5.     Подведение итогов работы в группах

6.     Самостоятельная творческая работа

7.     Подведение итогов самостоятельной работы

8.     Домашнее задание

Ход урока

1.                Организация начала урока

2.                Целеполагание

На этом уроке мы продолжим разговор о типах и стилях речи, о художественном стиле как о совокупности индивидуальных стилей разных писателей,  попытаемся провести лингвостилистический анализ двух текстов, тем самым продолжим подготовку к ЕГЭ, в частности выполнения задания С ЕГЭ.  

3.                Лекция учителя

Понятие «стиль» довольно широкое, и  включает в себя: а) совокупность приемов использования средств языка, характерных для какого-либо писателя,  произведения, жанра:  стиль Пушкина, стиль  Толстого,  стиль  «Евгения Онегина», cmuль романтиков, стиль фельетона;

б)  и отбор языковых средств по принципу экспрессивно-стилистической их окраски: стиль официальный, стиль торжественный стиль юмористический и т. д.;

в)  и построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса: стиль небрежный, стиль простой и т. д.

Выдающийся лингвист академик В.  В.  Виноградов различал, например, стилистику языка, стилистику речи и стилистику художественной литературы.

Нас интересует понятие  «стилистика художественной литературы».

Стилистика художественной литературы имеет предметом своего исследования все элементы стиля художественного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления и т. д., т. е. способы индивидуального применения разнообразных средств общего языка.

Языковые средства каждого текста не случайны и обусловлены различными факторами: темой, идеей – проблематикой, типом речи, жанром, индивидуальными особенностями автора – его идиостилем.

В. В. Виноградов определял идиостиль как соотношение и взаимодействие языкового и собственно литературных планов словесно-художественной структуры. Ход мыслей, ассоциаций, присущих конкретному автору, находит своё отражение в особенностях речевой организации текста.

Индивидуальный стиль как динамичный процесс подвержен развитию и эволюции, поэтому комплексный анализ идиостиля, выделение всех его особенностей сложен и не всегда может быть полным. Но можно выделить отдельный особо значимый элемент – стилевую доминанту, своеобразный ген, в котором, по выраженю Ю. Б. Борева, сконцентрирована информация  о стиле автора. Конечно, элемент художественного произведения не может содержать все признаки идиостиля, поскольку содержит лишь самую схематичную «свёрнутую» информацию о стиле как о целом. Но, по словам Ю. И. Минералова, он может стать отправной точкой анализа и идентификации стиля автора текста. Суметь понять сигналы о стиле высказывания, настроиться на определённый «ключ» - значит суметь осмыслить поэтику индивидуального стиля художника во имя адекватного восприятия его творчества.

Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных   средств   языка.

В художественном стиле речи, кроме типичных для него языковых средств, используются средства и всех других стилей, в особенности разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля и жаргонные, грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной   его   функции — эстетической.

Если разговорный стиль выполняет по преимуществу функции общения, или коммуникативную, научный и официально-деловой функцию сообщения, или информативную, то художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.

В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрением материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова — поэт, писатель — находит, по выражению Л. Толстого, «единственно нужное размещение единст­венно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он все­гда считался вершиной литературного языка. Самое лучшее в язы­ке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота — в произ­ведениях художественной литературы, и все это достигается художественными средствами языка.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Со многими из них вы уже знакомы. Это та­кие тропы, как эпитеты, сравнения, метафоры, ги­пербола и т. д.

Тропы (греч. tropos — поворот) — оборот речи, в котором сло­во или выражение употреблено в переносном значении в целях до­стижения большей художественной выразительности. В основе тро­па лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, иро­ния, литота, метафора, метонимия, олицетворение, пе­рифраза, синекдоха, сравнение, эпитет. (Словарь-спра­вочник лингвистических терминов.)

В современной филологии все громче звучат голоса о гендерном подходе к  изучению литературного творчества. До настоящего времени мы изучали в основном произведения, созданные писателями-представителями сильной половины человечества. Я думаю, настало время исправить эту оплошность и познакомиться с литературным творчеством прекрасной половины. Для этого я выбрала отрывки из произведений наших современниц В. Токаревой и Л. Улицкой. Поработаем с ними в группах и попытаемся определить, насколько верно суждение о том, что женская проза имеет свои отличительные черты! Если это утверждение, по вашему мнению, верно, то какие именно?   

4. Работа в группах

Группа 1

Профессор Кукоцкий виделся с другом не очень часто, но и не реже раза в месяц. Обычно Голь­дберг приезжал к нему часов в десять вечера, Павел Алексеевич доставал бутылку водки, и они до поздней ночи вели чисто мужской разговор. Не о войне, лошадях и питейных подвигах — о генетике популяций, о генофонде, о дрейфе генов и о тех проблемах, которые Илья Иосифович через некоторое время назовет прежде неизвестным словом «социогенетика»

При всех разногласиях, постоянно вылезающих, как ши­лья, из бездонного мешка их многолетних разговоров, в од­ном Павел Алексеевич и Илья Иосифович безусловно совпадали — в ясном ощущении иерархичности знания, где в самом низу, но и в самой основе, лежала конкретика: вес, форма,  цвет, количество хромосом.

Последняя идея Гольдберга, утратившего после трех лагерных сроков врожденное интеллигентское чувство вины перед народом, обществом, родной советской властью, заключалась в том, что та социогенетическая единица, которая прежде, до революции, называлась «русским народом», за пятьдесят по­чти лет советской власти перестала существовать как реальность, а нынешнее население Советского Союза и в самом деле является новой социогенетической единицей, глубоко отличающейся от ис­ходной по множеству параметров - физических, психофизи­ческих и нравственных.

— Хорошо, Илья, я готов согласиться, что физический облик действительно сильно изменился: голод, войны, огром­ные перемещения народов, смешанные браки. Но как ты можешь измерить нравственные качества? Нет, глу­пость какая-то! – возражал Кукоцкий.

— Вот послушай, - защищал свою теорию Илья Иосифович, - Из России в восемнадцатом году ушла белая армия, около трехсот тысяч молодых здоровых мужчин репродуктивного возраста. Дворянская, отборная часть общества: наиболее образованные, наиболее честные, не желающие идти на компромисс с больше­вистской властью!

—  Куда загнул! Илюша, этого тебе на четвертый срок хва­тит! - хмыкнул Павел Алексеевич.

— Не перебивай! - отмахнулся Илья Иосифович. - Двадцать второй год - высылка профессуры. Не так много, человек шестьсот, кажется. Но опять - отборные! Лучшие из лучших! И с семьями! Интеллектуальный потенциал. Дальше: раскулачивание уносит миллионы крестьян - тоже лучших, самых работящих. И их детей. И их неродившихся детей тоже. Люди уходят и уносят с собой гены. Изымают из генофонда. Репрессии партийные выбивают кого? Имеющих смелость высказать собственное мнение, возражать, отстаивать свою точку зрения! То есть — честных! Наиболее честных! Свя­щенники — истреблялись планомерно на протяжении всего периода... Носители нравственных ценностей, учителя и просветители...

 

 

— Илья! Но одновременно с этим — наиболее консерва­тивные люди, не так ли?  

 

— Не стану отрицать, - Илья Иосифович поднял вверх указательный палец. - Но обращаю твое внимание, что в современных российских условиях консервативный, то есть традиционный способ мышления не представляет такой опас­ности, как революционный, - с высокомерной улыбкой за­метил Гольдберг. - Пойдем дальше: Вторая мировая. Броня, то есть освобождение от армейской службы, предоставляется людям старшего возраста и больным. Именно они получают дополнительный шанс на выживание. Тюрьмы и лагеря при­нимают большую часть мужской популяции, лишают их шанса оставить потомство. Деформацию ощущаешь? И к этому доба­вим знаменитый русский алкоголизм. Но это еще не все, — завопил Илья Иоси­фович. —  Есть еще один чрезвычайно важный момент. Поскольку эволюция вида направлена на выживание, мы впра­ве поставить вопрос так: какие качества давали индивиду боль­шие шансы на выживание? Ум? Талант? Честь? Чувство соб­ственного достоинства? Моральная твердость? Нет! Все эти качества выживанию препятствовали. Носители этих качеств либо покинули страну, либо планомерно уничтожались. А ка­кие качества выживанию способствовали? Осторожность. Скрытность. Способность к лицемерию. Моральная гибкость. Отсутствие чувства собственного достоинства. Вообще, любое яркое качество делало человека заметным и сразу ставило его под удар. Серый, средний, троечник, так сказать, оказывался в преимущественном положении. Ну, что скажешь?

— Принимая во внимание общую атмосферу — от пяти до семи, — прокомментировал Павел Алексеевич.

Илья Иосифович захохотал:

— Так я же и говорю: народ стал поплоше - и труба пониже, и дым пожиже... Раньше от десяти до пятнадцати оценили бы...

Павлу Алексеевичу всегда нравилась острота и бесстрашие мысли его друга, хотя очень часто он внутренне не соглашался с результатами этой напряженной умственной работы. И теперь жестокая картина вырождения народа, которую нарисовал Илья Иосифович, требовала проверки.

Группа 2

Дорога шла лесом. Недавний испуг требовал разрядки сле­зами. Танька таращила глаза, чтобы не заплакать. И вдруг... вдруг Танька, услышала музыку.

Мелодия текла откуда-то с неба. Она была не старинная и не современная, а такая, что во все времена. В ней и жалость, и нежность, и то, как все же прекрасно жить на этом свете. Несмотря ни на что.

Танька слезла с велосипеда,  прислонила его к  дереву  и пошла, не глядя под ноги. Шла через канаву, через крапиву, через какие-то цапучие кусты. Вдруг, а может, и не вдруг кусты раздвинулись, и Танька увидела поляну, круглую, как та­релка. Посреди поляны, скрестив ноги, как пастушок, сидел летчик и играл на трубе. Рядом стоял вертолет и, похоже, слу­шал. Вид у вертолета был задумчивый.

Позже Танька узнала, что эта круглая поляна называется в местной авиации «квадрат сорок пять». Летчик зовется Ва­лерием. Музыка — «Мелодия» композитора Глюка из оперы «Орфей и Эвридика». Глюк жил давно, и давно существовала эта мелодия, но Таньке казалось, что она возникла только что и звучит на земле первый и последний раз.

Летчик забрался куда-то на самые высокие ноты и пошел тосковать.  Танька прислонилась щекой  к березе и слушала. В какую-то минуту глазам стало горячо, и все предметы сделались расплывчатыми. Летчик доиграл до конца и поднялся.

Вечерело, солнце закатывалось за горизонт, и, когда летчик выпрямился во весь рост, шар его головы оказался на одном, уровне с шаром солнца, заслонив его. Подсвеченная сзади голова летчика была черная, от макушки и из-за ушей, как нимб,  дрожали багряные лучи.

Летчик постоял, потом залез в вертолет и улетел в бесовском грохоте. Грохот рассеялся. Стало тихо. Если бы не номерной знак «МК 44-92», можно было бы подумать, что вертолета и не было.

А Танька все стояла, оглушенная мелодией. Потом грохотом. Потом тишиной.

— О бой, о бой, о литл бой! — вопил Козлов из девятого «Б»,   солист   вокально-инструментального   ансамбля   «Роман­тики». Пел он, возможно, и хуже западных певцов, но трясся сильнее.   Козлов   не  умел  вибрировать   только   голосом,   как профессионалы, поэтому сотрясал все тело, и вместе с телом вибрировал голос.

—  О бой, о бой, о литл бой...— вторил солисту ансамбль «Романтики».

Ансамбль состоял из трех человек: гитара, баян и ударные. На гитаре сидел женатый комбайнер Федосеев. А на баяне и ударных — близнецы-хулиганы Сорокины. В детстве Сороки­ны были беспризорниками и на всю жизнь сохранили влияние улицы. Они всегда были хулиганы, только вначале маленькие хулиганы, потом юные, а теперь старые. Сорокиным было по шестьдесят четыре года.

В колхозном клубе шли танцы. По стенам расположились старики и дети. Зрители. Молодежь с безразличными лицами топталась друг перед другом. Это был шейк.

Танька с Мишкой тоже плясали друг перед другом: Танька — бросив руки вдоль тела, а Мишка — развесив локти. Ста­рался. Танька смотрела на Мишку, будто видела в первый раз. Он был такой обычный, как лопух при дороге. И ничего не было в нем особенного.

—  Пойдем отсюда,— рассердилась вдруг Танька.— Воют, как баптисты...

 Задания для работы в группах:

·                    Определить проблематику текста и авторское отношение к проблеме. (Ответ аргументировать)

·                    Определить средства связи между предложениями в тексте. (Лексические и грамматические)

·                    Определить средства художественной изобразительности и их роль в тексте.

5. Подведение итогов работы в группах

Отчет 1 группы

Чтение текста учащимся.

 - Литературный критик Л. Данилкин писал об Улицкой: «Она великая мастерица слагать затейливые сюжеты и, похоже, не имеет никакого представления о литературной конъюнктуре, но она, конечно, писательница, у которой дар. Женскую прозу чудовищно ведь писать. Не бабью, где болтовня и мерзость, а женскую, в которой пол автора ощущается по структуре фразы, по сознательно избранной маломощности сюжета, по хрупкости особой». Нужно лишь добавить, что проза Л. Улицкой отличается некоторой недосказанностью, она философична и метафорична.

Подтвердите это высказывание, озвучив результаты вашей работы.

Отчет 2 группы

Чтение текста учащимся.

 - Литературный критик В Новиков отмечал, что в произведениях В. Токаревой «для разговора о серьёзных проблемах найден сегодняшний тип иронического мышления, всем знакомый и простой язык». Бесспорно, что ироничность является важной отличительной чертой идиостиля В. Токаревой. А критик Х. Шлаффер выделил другую особенность её творчества: «Истории Токаревой также одинаковы, прозаичны и однотонны, как сама жизнь, если воспринимать её как повседневность, и так же увлекательны, как повседневность, если хочешь узнать её строй, её основу».  

Я думаю, результаты вашей работы подтвердят это высказывание. Озвучьте их!

- Что вы можете сказать относительно суждения об отличии женской прозы от мужской, в чём оно? (в тематике, языковых средствах…)

На мой взгляд, у писателя есть одно основное отличие – талант, а у В. Токаревой и Л. Улицкой он, безусловно есть. Не случайно  Юрий Нагибин писал: «В. Токарева – писательница для всех: она и филологам интересна, и домохозяйкам, и инженерам, и критикам…» «У В. Токаревой нет плохих рассказов. У неё есть только хорошие, очень хорошие и блестящие».

6. Самостоятельная творческая работа

- Круг проблем, поднятых в рассказах, важен и имеет первостепенное значение для формирования жизненной позиции человека. Я думаю, что у каждого  на этот счет есть своё мнение: одни разделяют точку зрения  автора, согласятся с его героем, другие, наверняка, придерживаются иной точки зрения. Интересно было бы услышать ваше мнение по проблемам, поднятым в текстах. Попытайтесь создать небольшой текст, изложив в нём свою позицию и приведя 1 аргумент. Если вы хотели бы выразить своё несогласие и изложить собственный взгляд на проблему, помните, что сделать это нужно этически корректно, не выплёскивая в свою работу все негативные эмоции по этому поводу. При несогласии с позицией автора постарайтесь так изложить свою позицию, чтобы ваше высказывание было этически корректным.

 

 

 

8. Подведение итогов самостоятельной работы

 

Чтение минитекстов

Рефлексия

Д/З

Превратить свои наброски в сочинения.

 

 

Краткое описание: 
Урок русского языка в 11 классе

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн