Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Клуб любителей песни "Родничок" программа

Фото пользователя Виктория Романовна Татаринова
Submitted by Виктория Романовна Татаринова on Fri, 19/02/2010 - 03:58

 

                    
 
                                                        ПРОГРАММА
                                                 Клуб любителей песни
                                                       Р О Д Н И Ч О К
                                                 Для учащихся   1-9 классов.
                                             Срок реализации программы 1 год.
 
 
                                                                     Педагог дополнительного образования
                                                                    Татаринова Виктория Романовна.
                                                                    МОУ СШ №40 
 
 
 
 
 
                                                  г.Петропавловск – Камчатский
                                                                           2007г.
 
 
 
 

Содержание.
1. Пояснительная записка…………………………………………..
    Цели и задачи.................................................................................
    Особенности программы 
 
    Режим организации занятий
2. Учебно-тематический план………………………………………
3. Содержание занятий ……………………………………………..
 
4. Методическое обеспечение……………………………………..
5. Список литературы……………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 

Пояснительная записка.

   Программа по вокалу клуба любителей песни РОДНИЧОК основана на программе для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденной Министерством Просвещения 1981г., подготовленной отделом внеклассной и внешкольной работы Главного управления школ Министерства Просвещения  под общей редакцией В.И.Лейбсона, составлена на основе многолетнего опыта работы в качестве педагога дополнительного образования
      Данная программа ориентирована на вокально-хоровую работу с детьми; воспитание общей музыкальной культуры; на привитие начальных навыков в искусстве   и  направлена на социализацию личности подростка.
Считаю занятия вокальным пением целесообразными, т.к. через исполнение песен у ребенка пробуждается любовь к Родине, окружающему миру.
      Новизна программы заключается в том, что:
   - формирование первоначальных  вокально-хоровых навыков и умений у детей  включают в себя изучение элементы музыкальной грамоты и хороведческой терминологии;
   - дети свободно исполняют выбранные произведения;
   - в условиях клуба любителей песни дети обучаются вокалу с элементами эстрадного пения, также имеется возможность в организации малых исполнительских форм (дуэты, трио), ансамблей;
   -   Расширяются познания в области музыкального искусства.
   -  создаются благоприятные условия для творческой деятельности .
   -  произведения  исполняются как под аккомпанемент инструмента, так и под фонограммы;
   -  популяризация  хорового  искусства в школьной среде и за ее пределами  дает возможность привлечь в творческую деятельность как можно больше детей с различной степенью подготовленности и одаренности;
   - развивать успешность детей через воспитание уверенности и участие  в
  концертной  деятельности
   - учащиеся имеют возможность получить дополнительные вокальные навыки, что поможет им в жизни при выборе профессии; 
 
 Актуальность реализации программы заключается в том, что занятия по вокалу дают одинаковые возможности детям:
   -  проявить свои творческие способности;
   - быть замеченными и чувствовать себя частицей единого творческого процесса;
   - принимать участие в школьных мероприятиях;
   - накапливать и использовать обширный и разнохарактерный репертуар;
   - снимать физические и психические перегрузки.
 
В нашей стране, в период бурного экономического роста, стало популярным обучение детей вокалу. Каждая семья  теперь имеет возможность обеспечить не только полноценный досуг, но и обучение своего ребенка по направлениям: вокал, ансамбль и хоровое пение.
Особенностью программы является:
-добровольность и свобода выбора
-сотрудничество, взаимопонимание,  педагогическая поддержка.
 Поэтому реализация данной программы является целесообразной и педагогически оправданной.
   Вокально-хоровая работа с детьми ставит перед собой определенные цели и задачи.
Цель:  заложить основы вокально-хоровых навыков и умений, формирование художественного вкуса в условиях общеобразовательной школы, организация досуга детей, участие в школьных  мероприятиях.                        
 
 Задачи:
  Обучающие: Формирование вокально-хоровых навыков и умений:
   - певческая установка;
   - дыхание;
   - звукообразование;
   - звуковедение;
   - фразировка;
   - строй;
   - ансамбль;
   - качество звука (тембр);
   - ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты и специальной терминологией.
 Развивающие: Развитие
   - индивидуальных и творческих способностей детей;
   - эстетического и художественного вкуса;
   - развитие музыкального слуха;
   - артистизма;
   - музыкальности.
Воспитывающие:
   - воспитание общей и музыкальной культуры детей;
   - привитие навыков дисциплинированности, организованности, трудолюбия, самостоятельности, коммуникативности;
   - организация свободного времени и профилактика асоциального поведения;
   - преемственность при оказании помощи в воспитании начинающих исполнителей, более старшими и опытными певцами.
   А также возможность:
   - обеспечить доступность занятий вокально-хоровой деятельностью широкому кругу детей,
   - побудить обучающихся к творческой активности.
   При работе над образом у детей развивается актерское мастерство, воображение, способность к взаимодействию другими членами коллектива. Занятия в клубе позволяют детям наиболее гармонично чувствовать себя среди окружающих, что придает им чувство уверенности в себе, доброжелательность в общении.
   Существенное отличие программы от ранее выпущенных состоит в дифференциации учебного материала в зависимости от возраста и способностей обучающихся. 
   В качестве необходимых условий для достижения поставленных задач нужно выделить следующее:
     1. На основе хорового пения давать теоретические сведения по музыкальной грамоте, дирижерскому жесту, строению голосового аппарата и т. д.
     2. Вокальная работа– постановка и развитие голоса, выработка звучности, дикции. Без вокальной работы невозможно добиться чистоты интонирования и верного строя; не может идти речи об ансамбле, поскольку некультурные и пестрые голоса не могут уравновешиваться силой, ни тем более тембром.         
     3. Работа над ансамблем.
     4. Работа по исполнительским навыкам – фразировка, оттенки исполнения,      стиль, дирижирование и т. д.
     6. Вопросы репертуара и форм работы. Работа должна быть плановая, углубленная и методически оформленная.
.
   Вокальная работа с детьми имеет ряд особенностей. Организм детей окончательно не сформирован и находится на определенной стадии развития в зависимости от возраста. Растущий организм не способен выполнять большие нагрузки, допустимые для взрослых. Необходимо знать природу и специфику развития детского голоса, особенности возрастной физиологии психологии, чтобы планировать и проводить практическую деятельность на научно-обоснованных требованиях к учащимся. Необходимо внимательно относиться к неокрепшим голосам юношей и девушек, особенно в период мутации    Для занятий по вокалу (сольное пение) принимаются дети всех возрастов при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься.
   Занятия проводятся индивидуально, но целесообразно заниматься отдельно с разными группами учащихся. Это дает возможность увеличить время занятия с каждым учеником, так как, занимаясь отдельно с каким-либо учащимся, я имею возможность общаться с целой группой.
     Весь педагогический процесс проникнут не только целями вокального и музыкального развития учащихся, но и общими воспитательными задачами. Необходимо следить за успеваемостью в школе, поддерживать тесную связь с учителями, разъяснять родителям, что обучение школьников пению – одна из форм  эстетического воспитания.
   Большое значение в работе с детьми отводится беседам, направленным на расширение общеобразовательного и музыкального кругозора учащихся. Сюда можно отнести беседы о музыке, о композиторах, некоторые исторические справки, анализ литературного текста, сведения о поэте, об истории создания произведения, прослушивание звукозаписи в исполнении профессиональных певцов, эстрадных звезд с последующими комментариями.
   Методы работы подробно освещены в приложении к программе.
   Организация и содержание учебного процесса .
 Образовательно-воспитательная деятельность строится на основе предметной подготовки следующего содержания:
—слушание музыки, беседы;
— элементы теории музыки (музыкальная грамота, терминология);
— вокально-хоровые упражнения (распевания);
— элементы актерского мастерства (этюды на воображение);
— работа с микрофонами, микшерами, фонограммами;
— формирование репертуара (разучивание, впевание, закрепление);
— концертная деятельность.
    культурно-массовая работа.
-   посещение занятий других вокальных коллективов города
   Программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий в коллективе, границы их несколько сглаживаются.
   Основным принципом обучения является коллективное творчество, формой занятий — репетиция. Могут использоваться индивидуальные формы в зависимости от места занятия в системе. Другие формы занятий: беседа, встреча, игровая  программа, смотр, отчет, культпоход .Основной формой работы с уч-ся является индивидуальное и групповое занятие.
   Групповые занятия рассчитаны на основную массу детей, первого этапа обучения. Здесь дети получают основные вокально-хоровые навыки. Выявляются солисты.
   Индивидуальные занятия по вокалу проводятся с детьми с целью отработки концертных номеров для солистов, либо для улучшения техники исполнения обучающихся, пропустивших занятие по тем или иным причинам.
.
   Данная программа предусматривает гибкость в изучении того или иного материала. Соотношение часов занятий и тем может меняться в зависимости от возраста и исполнительских возможностей детей.
   Репертуар составляется на год и также может корректироваться в зависимости от степени усвояемости.
   Подбор репертуара в детском вокальном коллективе осуществляется, как правило, по нескольким принципам:
   1. Произведения, предназначенные для разучивания, в своем изначальном подходе, должны соответствовать оптимальным возможностям и быть понятными солисту или вокальной группе.
   2. Произведения должны соответствовать уровню его профессиональной подготовки и исполнительскому профилю и, что особенно важно, обладать высокими художественными качествами. Брать сложные и объемные произведения не следует. Для поющих детей трудное сочинение может оказаться неразрешимой проблемой, что в итоге скажется на их продуктивности в работе, а также может вызвать негативный интерес к сочинению и физическое утомление. Сложное произведение, как показывает практика, можно брать весьма осторожно с обязательным учетом всей последовательности его изучения. В то же время большое количество легких произведений в репертуаре должно быть также ограничено, так как облегченный репертуар не всегда служит стимулом профессионального роста.
   3. В выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности детей.  Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню и быть
понятным юным исполнителям. Если это не так, исполнение не всегда бывает удачным и порой вызывает недоумение у публики.
   4. Произведения репертуара должны отличаться по стилистической и жанровой направленности. Песенный жанр, как основной в исполнительском творчестве детей, может быть представлен народными песнями, сочинениями русских композиторов, произведениями композиторов-песенников советского периода и современниками.
   Система детского музыкально-эстетического воспитания в клубе «Родничок», направлена на противостояние дешевой низкосортности (иногда и пошлости) в музыкальном искусстве. Систематический контакт ребенка с выдающимися произведениями культуры и искусства на занятиях способствует формированию художественного и эстетического вкуса.
   Данная программа рассчитана на детей 1-9-х классов, срок ее реализации 1 год.
   Цель обучения по данной программе:
   - заложить основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка, дирижерский жест, дыхание, звукообразование, фразировка, строй, ансамбль, качество звука (тембр); 
   - музыкально-эстетическое развитие ребенка: уметь слушать и слышать музыку, развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти, образного мышления (в эмоциональной сфере);
    - формирование личностных качеств (дисциплинированность, трудолюбие, организованность, собранность, ответственность …);  
   На первом году обучения дети поют в unison,  легким фальцетным звуком, без надрыва и крика, дыхание берется спокойно, гласные звуки поются протяжно, а согласные переносятся к следующему слогу. Кантилена основа пения. Только при таком режиме можно добиться чистоты интонирования, гибкости голоса, развития диапазона, и не повредить еще не окрепшие связки детей.             Также необходимо проводить работу над дикцией и артикуляцией, следить за окончаниями слов, фразировкой.
   На первом году обучения ждать от детей каких-либо результатов не приходится, тем не менее, дети с удовольствием принимают активное участие в школьных мероприятиях и делают выбор.
   Дети с менее выраженными способностями иногда добиваются больших результатов, чем одаренные дети, за счет трудолюбия. А дети с нарушением координации голоса и слуха, если им правильно все объяснить, вскоре догоняют своих сверстников и интонируют чисто. По этой причине дети в куб набираются без предварительного отбора.
   Еще одной отличительной чертой обучения является форма проведения занятий — игра. Концертная же деятельность планируется лишь эпизодически, в основном для накопления сценического опыта, преодоления страха и робости перед зрителем, а так же для повышения мотивации занятий. Репертуар в этом возрасте должен быть ярким и доступным, чтоб заинтересовать детей и обеспечить высокую сохранность контингента. 
   
     ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу обучения дети должны
ЗНАТЬ:
  
- основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка, дирижерский жест, дыхание, звукообразование, фразировка, строй, ансамбль, качество звука (тембр);
   - специальную терминологию
   - правила поведения в хоровом классе,
   - правила поведения на сцене,
   - правила работы с микрофоном и другими техническими средствами обучения,  
   - элементарные сведения о строении голосового аппарата и правилах пения,
   - сведения о культуре исполнительского искусства,
   - вокально-хоровые упражнения.
УМЕТЬ:
   - чисто интонировать,
   - петь легким, полетным звуком, без надрыва,
   - пропевать гласные звуки в песне (не деля на слоги),
   - четко пропевать текст и окончания слов в песне,
   - передавать образ и характер произведения,
   - петь в unison, слушая товарищей,
   - иметь навыки исполнения на сцене
   - слушать и слышать музыку;
   - анализировать собственное исполнение и своих товарищей;
   - пользоваться микрофоном, петь под фонограмму;
  - анализировать произведение;
  - петь в unison;
   Владеть:
- навыками культурного поведения, общения.
- навыками правильного дыхания;
- элементарными основами звукообразования, звуковедения;
- познакомиться с нотной грамотой.
- стать активнее смелее трудолюбивее.
-  улучшить свою память,
- развить воображение, инициативу.
Диагностика результатов обучения:
   Наличие интереса к занятиям в вокально-хоровой студии диагностируется путем наблюдения за ребенком на занятиях во время изучения нового материала и закрепления пройденного.
     Наличие творческой активности диагностируется через анализ поведения ребенка на занятиях и при подготовке к ним.
     Наличие и степень развития способностей ребенка чувствовать красоту, а также осознавать и выражать свои эмоции и чувства посредством вокально-хорового пения диагностируется через анализ творческих выступлений, концертной деятельности, беседы.
Формы подведения итогов реализации программы:
  Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
  - концерт, 
- выступления уч-ся на мероприятиях в рамках школы в качестве солиста или участника ансамбля.
  - анкета
Содержание занятий.
1. Введение:
   Краткая беседа с учащимися о вокально-хоровом искусстве, предполагаемой рабате, концертных выступлениях, дисциплине, обсуждение костюмов, расписания занятий. Техника безопасности на занятиях в классе. Постановка целей и задач на учебный год.
2. Ознакомление и выработка основных вокально-хоровых навыков:
   Ознакомить детей с основными правилами пения: певческая установка, дыхание, строй, ансамбль, звукообразование и звуковедение, дирижерский жест и т. д.
   Разучивание вокально-хоровых упражнений  для расширения певческого диапазона, на чистоту интонации.
   Работа над филировкой звука и нюансировкой.
   Дыхательные    упражнения,  работа над певческим дыханием.
   Упражнения на дикцию и артикуляцию.
   Упражнения на развитие слухового контроля.
   Развитие навыков пения в ансамбле с сопровождением и  а сареllа.
1. Народная песня и классика:
   Беседа
  Слушание народных песен
   Разучивание канонов, речитативов, поговорок.
  Посещение занятий коллективов народной песни города.
   Беседы с уч-ся о классической музыке, ее жанрах, истории создания
   произведений, об их авторах.
   Слушание вокальной классической музыки.
   Разучивание вокализов.
   Посещение концертов классической « вокальной и инструментальной» музыки.     
2. Детская песня: 
 3.Эстрадная песня: 
   Прослушивание, разбор, разучивание, “впевание” рабочего и  концертного     репертуара.
   Прослушивание и просмотр  аудио, видео  записей звезд эстрады.
   Прослушивание в записи детских песен в исполнении известных коллективов.
   Посещение концертов.
   Посещение занятий других коллективов города.
4. Технические средства в обучении:
   Прослушивание фонограмм караоке и «минусовку».
   Пение под фонограмму.
   Элементарные правила акустики.
   Навыки работы с микрофоном (у стойки и держа в руках).
5. Танцевальная ритмика:
       Разучивание танцевальных движений в песнях.
6. Работа на сцене:
       Использование сценического пространства.
       Правила поведения на сцене (вход и выход, поклон, походка, мимика и   пластика, взгляд, внешняя и внутренняя культура, одежда, обувь, прическа,).
7. Музыкальные игры:
   Игры на развитие творческого потенциала, вокально-хоровых навыков.      Игровые моменты на переключение деятельности.
8.Культурно-массовая работа.
   День именинника, посещение выставок.
4. Концертная  деятельность.
   

ЛИТЕРАТУРА:
 
   1. Министерство просвещения СССР «Программа для учреждений и       общеобразовательных школ» художественные кружки. Москва; «Просвещение». 1981г.;
   2. Осеннева М.С. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» учебное пособие. Москва; «Академия», 1999г.;
   3. Самарин В.А. «Хороведение», Москва; «Академия», 2000г.;
   4. Халабузарь П.В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург; «Лань», 2000г.;
   5. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», Москва; Приложение к журналу «Физкультура и спорт», 1999г., 2000г.;
   6. Подуровский В. М. «Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности», Учебное пособие для вузов, Москва, «ВЛАДОС» 2001г.
.
   7.  Н. Добровольская «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре», 1987г.
  8.  Хороведение. Пособие для самостоятельного и заочного обучения руководителей хоров художественной самодеятельности под ред. В.Г. Соколова, 1971г
Использование методического времени

Подбор нотного материала в библиотеке,
Подбор нотного, МР3 и аудио материала в Интернете,
Подбор МР3, CD и аудио материала в музыкальных магазинах города,
Прослушивание кассет, CD дисков, фонограмм, караоке,
Просмотр видеоклипов,
Просмотр музыкальных телепередач,
Подбор репертуара (для солистов, ансамбля, , малых групп,
     школьных, мероприятий)
Разбор и разучивание репертуара (самоподготовка),
Разучивание нотного материала,
Разучивание текста,
Аранжировка нотного текста,
Транспонирование мелодии,
Прописывание второго голоса в нотном и компьютерном варианте,
Работа над партитурой (поиск трудных для исполнения фрагментов,
     кульминаций, дикционные и орфоэпические трудности, работа над
     дирижерским жестом) в каждом разучиваемом произведении,
Продумывание эскизов костюмов,
беседа с родителями по телефону и т.д.
Продумывание художественного оформления произведения, сценические
     движения, элементы танца, художественного образа и т.д.,
Распечатывание текстов каждому участнику коллектива,
Изучение компьютерной и музыкальной литературы для самообразования,
Подготовка к занятиям,
Поиск концертных площадок для коллектива.
                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          
  
 
В  
       
 
 
 
 
 
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  

»  Размещено в сообществах:   
Бортовой журнал обучения третьего потока сетевых методистов

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн