ХОД ЗАНЯТИЯ:
Под русскую народную музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребята, скажите, как называется страна, где мы живем ? (ответы
детей) Правильно! А кто живет во Франции (ответы детей) А в Италии? (ответы детей) Как мы
можем отличить русского человека от человека другой национальности?
(ответы: по языку, костюму, обычаям, традициям)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Среди всего богатства культурного наследия его народа главной
жемчужиной является музыка, а особенно – народная песня. Говорят: «Песня – душа народа». Песня
всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе, от самого рождения до смерти. Русский человек
всегда любил песню: и веселую, и грустную. Она сопровождала людей во время труда и праздника,
помогала работать и отдыхать.
Ты откуда, русская, появилась музыка?
То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом,
В радости ли, в боли или в птичьем свисте?
Ты скажи – откуда грусть в тебе иль удаль,
Как ты появилась с самого начала, в чьем ты сердце билась, в ком звучала?
- Родился человек, и первая песня, которую он слышит, - колыбельная матери: ласковая и нежная.
Вспомните, какие вы знаете колыбельные? («Уж ты котенька – коток», «Баю-баю» и т.д.)
Чем бы человек не занимался, всюду ему помогала песня. Когда трудились, пели трудовые песни.
Вот послушайте одну из них.
ФОНОГРАММА « ВО КУЗНИЦЕ», р.н.м. ( беседа по содержанию, характеру)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Не зря в народе говорится: «С хорошей русской песней и труд
спорится». А еще говорили: «Кончил дело – гуляй смело». Когда веселились люди, пели другие песни,
например, частушки.
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ «ЧАСТУШКИ», р.н.м.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Русский народ воспевал в своих песнях красоту родной природы, с
нежностью обращался к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, березке белой, травушке шелковой.
Ты, рябинушка раскудрявая,
Ты когда взошла? Когда выросла?
Я весной взошла, летом выросла,
По зорям цвела, солнцем вызрела.
- Давайте вспомним песню «Рябинушка», а девочки поведут свой хоровод.
ХОРОВОД « РЯБИНУШКА», р.н.п.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Осень, осень в гости просим!
Осень, осень, погости недель восемь,
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.
- Осень на Руси всегда была порой свадеб. А какой осенний месяц так и назывался в старину
«свадебник»? (ответ детей - октябрь) В нашем Муромском крае любили водить хоровод
«Царевич – королевич».
Собирайтесь-ка, ребята, в хоровод, приглашаем весь наш муромский народ!
ХОРОВОД « ЦАРЕВИЧ - КОРОЛЕВИЧ», р.н.м.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Много песен сочинил русский народ о любви к родной земле, России.
Послушайте русскую народную песню «Ты, Россия, матушка Россия» (ансамбль «Русская песня»)-
(исполняется). А теперь послушайте музыкальную загадку (фрагмент «Песни о Муроме» - дети
отгадывают).
Есть на свете город всем нам дорогой, улицами тихими встал он над рекой.
Купола блестят над градом, дети в нем растут и о городе любимом песню поют.
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ «ПЕСНЮ О МУРОМЕ», муз.В.Москалева
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: А закончить наше занятие я хотела бы такими стихами:
Песня русская в березках, песня русская в хлебах,
На покосах, на морозах, на санях и на лугах…
Песни русские такие, что охота подпевать…
Столько песен у России – никому не сосчитать.
ПОД РУССКУЮ НАРОДНУЮ МЕЛОДИЮ ДЕТИ УХОДЯТ ИЗ ЗАЛА.
|