Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Разработка урока по теме: Урбанизация. Новые тенденции урбанизованного общества. Культура информациооного общества. Мобильный этикет

Фото пользователя Лилия Рахимовна Пикалова
Submitted by Лилия Рахимовна Пикалова on Tue, 16/02/2010 - 14:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пикалова Лилия Рахимовна
Место работы, должность: 
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Методист Центра дистанционного образования
Регион: 
Томская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Интегрированный урок в рамках предметных областей: экономическая и социальная география России, история. Тема урока: Урбанизация. Новые тенденции урбанизованного общества. Культура информационного общества. Мобильный этикет. Временная реализация занятия 1 час 20 минут. Урок создан с использованием инструментов технологии "Шесть шляп мышления".

Интегрированный урок в рамках предметных областей: экономическая и социальная география России, история

 
Курс: Экономическая и социальная география России (9класс)
Раздел: Население России
Тема: Урбанизация.
Новые тенденции урбанизованного общества.
Культура информационного общества. Мобильный этикет
 
Время реализации занятия (1 час 20 минут)
 
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «урбанизация»; выявить положительные и отрицательные черты процесса урбанизации в России; определить новые тенденции урбанизованного общества; отработать инструменты технологии «Шесть шляп мышления».
 
Задачи занятия:
Образовательные – изучить новое понятие «урбанизация», рассмотреть особенности данного процесса, выявит причины и тенденции его развития.
Развивающие – продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы по добыванию новой информации и новых знаний.
Воспитательные – прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде.
 
Тип урока: комбинированный
 
Форма урока: рассказ учителя с элементами самостоятельной и групповой работы учащихся
 
Оборудование: карта «Население России», географические атласы, компьютер, проектор, иллюстрации
 
Структура урока:
  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала:
3. Изучение нового материала
План изучения нового материала:
·         Расселение населения и поселения.
·         Рост городов. Урбанизация.
·         Функции городов.
·         Городские агломерации.
·         Урбанизация в России.
·         Типы городов.
·         Новые тенденции урбанизованного общества.
·         Культура информационного общества. Мобильный этикет.
4.Диагностика усвоения нового материала
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание
7. Рефлексия
 

Этапы занятия
Временная реализация
Организационный момент: приветствие, объявление темы урока
2 минут
1.Повторение пройденного материала: работа по карточкам, фронтальный опрос
5 минут
2.Знакомство с термином «расселение населения» и понятием «поселение».
5 минут
3. Знакомство с понятием «урбанизация».
5 минут
4. Знакомство с инструментом PMI (плюс, минус, интересно), технология «Шесть шляп мышления».
Работа в группах: размышления над проблемным вопросом «Урбанизация несет для человечества больше положительных или отрицательных аспектов?»
12 минут
5. Знакомство с функциями городов.
7 минут
6. Знакомство с термином «городские агломерации»
5 минут
7. Знакомство с процессом развития урбанизации в России. Доклады учащихся.
8 минут
8.Определение типов городов. Доклады учащихся.
12 минут
9. Выявление новых тенденций урбанизованного общества.
6 минут
10. Знакомство с правилами мобильного этикета. Использование инструмента PMI (плюс, минус, интересно). Работа в группах: размышление учащихся над проблемным вопросом «Нужен ли в современном обществе мобильный этикет?».
10 минут
Обобщение и анализ проделанной работы.
3 минуты

 
Ход занятия:
 
1.Расселение населения.
Термин «расселение» имеет два значения: 1) процесс заселения территории; 2) результат этого процесса – совокупность населенных пунктов на данной территории.
В географии обычно используется второе значение. Поселение– компактно застроенный участок с необходимым оборудованием для жизни и работы людей.
Типы поселений:
1. Дисперсное поселение односемейные жилые точки (ферма, хутора)
2. Городские
3. Сельские
По мере приближения к городу происходят следующие изменения: 1) уменьшается доля сельскохозяйственных и увеличивается доля промышленных функций; 2) увеличивается плотность застройки, ее этажность; 3) возрастает число учреждений сферы услуг, они становятся более специализированными; 4) растет разнообразие мест приложения труда, специализация работников становится более узкой; 5) усиливается социальная и территориальная подвижность населения, меняется образ жизни людей и их система ценностей.
 
2. Урбанизация (от лат. urbanus «городской»)– рост доли городов и городского образа жизни. Еще более точно урбанизацию можно определить как процесс концентрации, интеграции и интенсификации деятельности.  Для характеристики уровня урбанизации
(урбанизованности) используют показатель доли городского населения в общем числе жителей страны. Но более правильным считается другой показатель – доля населения, сосредоточенного в больших городах (с числом жителей более 100 тыс. человек). К странам с высокой урбанизованностью относят те, в которых эта доля составляет не менее 1/3.
В XX в. процесс урбанизации охватил весь мир, только в разной степени. Так, в Западной Европе, США, Японии доля горожан примерно такая же, как и в России: 73-77 %. Но есть и рекордсмены, например, Израиль (92 %) и Сингапур (100 %). А вот в бедных странах Африки и Азии их доля достигает лишь 25-35 %.
Урбанизация - очень сложный, многогранный и противоречивый социально-экономический процесс. Он влечет за собой и положительные и отрицательные последствия.  
 
3. Знакомство с инструментом PMI (плюс, минус, интересно)
Учащиеся делятся на группа по 5 человек. Учитель предлагает группам подумать над проблемным вопросом «Урбанизация несет для человечества больше положительных или отрицательных аспектов?»
 

P (плюс)
M(минус)
I(интересно)
 
 
 

 
 
4. Функции городов:
1) градообслуживающие – это обслуживание населения города: транспорт, ЖКХ, сфера услуг, часть промышленности (хлебозаводы, кондитерские фабрики и т.д.)
2) градообразующие - виды деятельности, продукция (или услуги) которых идет «на сторону»: промышленность, внешний транспорт, строительство за пределами города и т.д.
Градообразующие отрасли делятся на: специальные – отрасли специализации  (Тольятти – автомобилестроение, Находка – морской порт, Суздаль – туристический центр); центральные – обслуживание окружающей территории (переработка сельскохозяйственной продукции, материально-техническое снабжение, подготовка кадров, научно-технические услуги и т.д.)
Большинство городов выполняет множество центральных функций (кроме «изолированных» городов, расположенных в малонаселенных районах – например, Норильск), а для ряда городов – так называемых «местных центров» - эти функции являются единственными. Классификация остальных городов проводится по характеру специальных функций: моноотраслевые (промышленные, транспортные, научные центры), и многоотраслевые – политические и культурные центры.
 
 
5. Городские агломерации – это группы близкорасположенных городов, объединенных тесными связями: 1) трудовыми (человек живет в одном городе, а работает в другом); 2) культурно-бытовыми (поездки за услугами); 3) производственными (поставки сырья, материалов, полуфабрикатов); 4) инфраструктурными – совместное использование коммуникаций, сетей, сооружений для очистки стоков, автодорог. Городские агломерации образуются почти вокруг всех крупных городов, особенно вокруг городов-миллионеров (с численностью населения более 1 млн. человек).
Следующая стадия городского развития – это уже срастание агломераций между собой и возникновение мегалополисов.
В России формирующийся мегалополис вдоль оси Москва – Владимир – Нижний Новгород. Потенциально большие возможности имеет и полоса Москва – Санкт-Петербург, но ее средняя часть (Тверская, Новгородская области) «размыта» в результате многолетнего оттока населения в обе столицы.
 
 
 
6. Урбанизация в России.
Первые города возникли в Древней Руси еще в I тысячелетии н.э.: в IX в. летописи упоминают о Новгороде, Ростове Великом, Смоленске, Муроме. Число городов быстро росло и  к XII в. их  насчитывалось 150.
В конце XVIII в. была проведена реформа административно-территориального деления России. В ее основу легла идея создания относительно равномерной сети городов для улучшения управляемости огромной территории России. Процессы индустриализации хозяйства России, происходящие в 1861 г. повлекли за собой быстрый рост крупных городов. Первая перепись населения в Российской империи проводилась в 1897 г. Она показала, что тогда было 430 городов, в которых проживало всего 15 % населения страны. В основном преобладали малые города. Больших насчитывалось только семь: Санкт-Петербург, Москва, Саратов, Казань, Астрахань, Ростов-на-Дону, Тула. Их совсем не было на Урале и за Уралом. Численность населения в самых крупных центрах Сибири – Иркутске и Томске – едва превысила 50 тыс. человек.
Процесс урбанизации усилился в период социалистической индустриализации в 30-е годы XX века. Современные тенденции развития экономики России также повлияли на рост городского населения. К концу XX в. картина изменилась. В 1997 г. в Российской Федерации насчитывалось1087 городов, а доля городского населения составила 73,1 %. Менее чем за 100 лет Россия превратилась из страны деревень и сельских жителей в страну городов и горожан.
 
 
Рост числа городов в России
 
Слушаем сообщения учащихся по темам:
 1.Россия – страна новых городов.
2.Где расположены российские города.
3.Самые древние города. Связь времен.
7. Типы городов России. По характеру градообразующих функций города подразделяются на:  центральные и специальные.
Центральные: столица Москва; неофициальные столицы экономических районов; центры республик, краев и областей; районные центры.
На протяжении всего XX века в России постоянно росло число больших городов, увеличивались их размеры, повышалась доля населения этих городов в общей численности населения страны. Большие города очень разнообразны по происхождению и возрасту, по географическому положению.
По величине большие города делятся на следующие группы:
БОЛЬШИЕ                 100-120 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ
КРУПНЫЕ                  250-500 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ
КРУПНЕЙШИЕ         500 ТЫС. – 1 МЛН. ЖИТЕЛЕЙ
МИЛЛИОНЕРЫ        СВЫШЕ 1 МЛН. ЖИТЕЛЕЙ
 
Слушаем сообщения учащихся по темам:
1.Крупные города России. Города-миллионеры.
2.Особенности размещения больших городов.
3.Столицы России – Москва и Санкт-Петербург.
Специализированные: промышленные центры; транспортные центры; города-порты (Находка); железнодорожные узлы (Узловая); города науки (Обнинск); туристические центры (Суздаль); города-курорты (Сочи).
В России существует особый тип городов – закрытые города. Они возникли и стали развиваться в послевоенное время, с началом «холодной войны» между СССР и западными странами. Как правило, эти города не имели имен и скрывались под кодовыми обозначениями: Свердловск-45, Красноярск-26, Томск-7 и т.д. В 1994 г. специальным постановлением Совета Министров РФ были утверждены их официальные географические названия. Жителей этих населенных пунктов официально как бы не существовало, и только в 1995 г. впервые рассекретили численность населения 19 закрытых городов и 18 закрытых поселков городского типа.
 
Рассекреченные города
 

Название
Область, край
Прежнее кодовое наименование
Численность населения, тыс. человек  (на 1 января 1996г.)
1. Полярный
Мурманская
Не имел
24,9
2. Заозерск
Мурманская
Мурманск-150
19,3
3. Островной
Мурманская
Мурманск-140
14,0
4. Скалистый
Мурманская
Мурманск-130
17,2
5. Снежногорск
Мурманская
Мурманск-60
16,3
6. Мирный
Архангельская
Космодром Плесецк
31,5
7. Краснознаменск
Московская
Голицыно-2
25,3
8. Саров
Нижегородская
Арзамас-16
82,6
9. Заречный
Пензенская
Пенза-19
63,9
10 .Знаменск
Астраханская
Капустин Яр-1
35,0
11. Лесной
Свердловская
Свердловск-45
55,0
12. Новоуральск
Свердловская
Свердловск-44
92,6
13. Озерск
Челябинская
Челябинск-65
89,2
14. Снежинск
Челябинская
Челябинск-70
47,9
15. Трехгорный
Челябинская
Златоуст-36
31,2
16. Северск
Томская
Томск-7
111,6
17. Железногорск
Красноярский
Красноярск-26
94,1
18. Зеленогорск
Красноярский
Красноярск-45
66,7
19. Большой Камень
Приморский
Не имел
42,1
20. Фокино
Приморский
Шкотово-17
26,5
21. Вилючинск
Камчатская
Петропавловск-Камчатский-50
37,4

 
Слушаем сообщения учащихся по темам:
1. Города-патриархи.
2.Малые города России
3.Закрытые города.
 
8. Новые тенденции урбанизованного общества:
1) Урбанизация – мощный фактор воздействия на окружающую среду. Города – крупные потребители природных ресурсов и загрязнители окружающей среды. Загрязнители оказывают влияние на здоровье людей, поэтому сегодня актуальны проблемы охраны окружающей среды.
2) Для городского образа жизни характерна динамичность. Быстрое изменение форм деятельности, в том числе создание новых «образцов» в поведении, технологии, духовной культуре.
3) Усиливается социальная и территориальная подвижность населения, меняется образ жизни людей и их система ценностей. Это жесткий, неприродный и более интенсивный ритм.
4) Деперсонифицированное общение - горожанин ждет от каждого, с кем он контактирует в течение дня, выполнения своей «роли» - продавца, шофера и т.д., а беседовать «за жизнь» ни с кем не намерен – отсюда и «одиночество в толпе».
5) Ускоренный ритм жизни и деятельности требует от горожанина быстрых решений и мобильности. Мобильная связь стала нормой жизни городского жителя.
6) Появилась необходимость в правилах мобильного этикета.
 
9. Знакомство с правилами мобильного этикета:
1) Почему возникла необходимость в мобильном этикете.
2) Цели и задачи данного проекта.
3) Анализ международного опыта.
4) Национальные исследования.
5) Результаты исследования.
6) Правила мобильного общения.
Работа в группах: учащимся предлагается подумать над проблемным вопросом
«Необходим ли в современном обществе мобильный этикет»
 
 

P (плюс)
M(минус)
I(интересно)
 
 
 

 
Подводим итоги занятия: обобщение и анализ проделанной работы.
Выводы: Урбанизация – процесс, продиктованный современным развитием человеческого общества. Он связан с усилением промышленного потенциала и новейших технологий. Современные тенденции таковы, что процесс урбанизации продолжает увеличиваться, доля городского населения в мире растет, следовательно, все проблемы связанные с урбанизованностью общества остаются актуальными. В том числе и проблема правильного поведения при использовании сотовых телефонов. Эта проблема стала общемировой и меры по ее решению принимаются во многих странах мира, в том числе и в России.
7. Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы с вами изучили важный процесс, происходящий в человеческом обществе – процесс роста городов, т.е. урбанизацию. Мы попытались выявить положительные и отрицательные моменты этого процесса, а также изучить новые тенденции связанные с увеличением роста городского населения. Мы отработали инструмент технологии «Шесть шляп мышления» PMI (плюс, минус, интересно), который помог нам взглянуть на проблему городского образа жизни с новой для нас позиции.
На уроке мы освоили разные способы получения и обработки информации, используя не только географические карты, но и компьютерные презентации.
На уроке активно работали………………спасибо за предоставленные работы……………
 
8. Домашнее задание.
Дома вы должны выполнить небольшую творческую работу. Подумайте еще раз над теми проблемными вопросами, которые мы попытались раскрыть на сегодняшнем уроке и запишите ваши размышления в тетрадь.
 
9. Рефлексия.
На заключительном этапе урока предлагаю дать оценку своей работы на уроке («да» «нет»)
  1. Было ли тебе интересно на уроке?______
  2. Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?______
  3. Сумел ли ты применить свои знания?______
  4. Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____
 
 
Список литературы:
1) Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд.- М.: Просвещение, 1999.
2) Евсеева Н.С., Окишева Л.Н., Адам А.М., Нехорошев О.Г. География Томской области. Население. Экономика. Экология. 9 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. Учебных заведений. -2-е изд. – Томск: STT 2003.
3) Энциклопедия. Россия: природа, экономика, население. – М.: 2001.
 
 
 

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн