Submitted by Елена Витальевна Cемилетова on вс, 14/02/2010 - 16:51
На интерактивной доске написана тема урока: "Глобальные проблемы человечества"
Эпиграф "Уничтожьте одного человека - и вы уничтожите целое племя, народ, историческую цивилизацию" (Р. Бредбери)
Здравствуйте! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Вы готовы немного поработать и понять, что же такое глобальные проблемы человечества? Почему средства массовой информации всё больше и больше говорят о будущем человечества. Почему эти проблемы волнуют умы учёных, писателей, журналистов, кинорежиссёров? Как вы думаете, что мы понимаем под понятием проблема?
ОТВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ. А что на ваш взгляд обозначает термин Глобальные проблемы? ОТВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Назовите мне первую глобальную проблему, которая привела к катастрофическим последствиям и была описана в Библии в Ветхом завете (на доске появляется высказывание из Библии о Всемирном потопе).
ОТВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ:Это Всемирный потоп.
Но сам термин глобальные проблемы человечества появился лишь 1945 году. А как вы думаете, почему?
ОТВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Да, вы абсолютно правы. Т.к. Вторая мировая война, безусловно, показала всю опасность современной войны. Но весь ужас в конце воины показала бомбардировка двух японских городов Хиросима и Нагасаки, где пострадали те, кто не держал в руках оружие, а мирные люди – старики, женщины и дети. Последствия этой бомбардировки ощущаются и сегодня, когда потомки пострадавших после бомбардировки и сегодня страдают от лучевой болезни.
Из курса географии, биологии, обществознания вы рассматривали проблемы, стоящие перед человечеством, вы смотрите телевизор, читаете книги, общаетесь в интернете и уже много знаете по теме данного урока. Перед вами лежит рабочая тетрадь. Откройте в тетради таблицу № 1
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Заполните в таблице графу ЗНАЮ, т.е. то, что вы уже знаете по теме урока.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ЗАПОЛНЯЮТ ТАБЛИЦУ (1 мин.)
На интерактивной доске появляется кластер.
Существуют различные классификации глобальных проблем. Мы воспользуемся классификацией, которую предлагают авторы вашего учебника географии Евгений Михайлович Домогацких и Николай Иванович Алексеевский. По различным источников информации насчитывается до 100 глобальных проблем и безусловно, в пределах 40 минут урока рассмотреть не возможно.
Все глобальные проблемы можно разделить на проблемы выживания и проблемы развития. Давайте сейчас обратимся к материалам к уроку и вашему учебнику § 32. Подумайте и выберите с помощью данных источников информации, которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия. Вы можете сейчас поработать в парах (группах) и посоветоваться между собой (30 секунд).
Давайте теперь заполним данную схему вместе (РЕБЯТА ЗАПИСЫВАЮТ ВЫБРАННЫЕ ИМИ ПРОБЛЕМЫ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ). Предупредить, что если проблема уже записана, то повторять её запись не надо.
Но обратите внимание проблем всё равно много. Я вам предлагаю становиться на проблемах, которые касаются каждого жителя Земли. Это проблемы, которые ответят на вопрос как выжить мне лично, и что поможет мне это сделать. Это проблема перенаселения, продовольственная проблема, проблема здоровья и сырьевая проблема. Записано на интерактивной доске.
Я человек, я хочу выжить в этом мире (на доске появляется запись «Проблема перенаселения»). Но мы часто слышим «Планета перенаселена…». Об этом мы можем прочесть и у Роберта Рождественского:
Много нас – людей – на белом свете.
Маются серьёзные умы:
В этой жизни, в этой круговерти, сумасшедшие, расплодились мы!
Бьют демографические взрывы, сохнут реки и чернеет наст
Города вступают как нарывы.
Очень много, слишком много нас!
Много нас!
Учёный бомбу хвалит.
Много нас!
Эсминец рвёт волну.
Много!..
Только всё-таки не хватит нас людей на новую волну.
Что значит много нас? Что значит, планета перенаселена? Давайте обратимся к рабочей тетради задание № 1.
S поверхности суши – 153,6 млн. м2
Численность населения – 6300 млн. человек
1 км2- 1000000 м2 (согласно метрической системе мер)
Вычислите S земной поверхности в расчёте на одного жителя Земли.
Разве этого мало? Разве мы друг другу мешаем? Почему же мы говорим о перенаселении?
ОТВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ.(обучающиеся говорят о том, что есть горы, пустыни, материки, которые из-за климатических условий мало заселены и т.д.)
Давайте обратимся к карте-анаморфозе, которая показывает насколько мы неравномерно размещены на земле. АНАЛИЗ АНАМОРФОЗЫ.
Чем дольше человечество живёт на земле, тем всё чаще и больше болеет от вирусов и болезней, о которых раньше не слышали. Только человек учится бороться с одними болезнями, например оспой или холерой, то им на смену приходят рак и СПИД. Но может быть так и должно быть! Выживают сильнейшие! Чем больше человек умрёт от болезней, тем больше места освободится для грядущих поколений? Как вы думаете?
ОТВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Давайте обратимся к карте распространение СПИДа по территории Земли. Нам кажется, что эта болезнь нас не касается, она пройдёт мимо, а пройдёт? От этой болезни страдают страны Африки, а почему? Сегодня есть страны, где более 40% населения являются носителями вируса. Но ведь на карте ярким пятном выделяется наша страна. СПИД не желает признавать национальных границ.
БЕСЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С АНАЛИЗОМ КАРТЫ.
Каждый человек нашей планеты достоин жить на ней, и жить достойно. Сегодня население нашей планеты увеличивается на 25000 человек в день и на 100 миллионов – в год. И хотя темпы прироста населения сегодня снижается (обратите внимание на схему темпов прироста населения в приложении к уроку), но это не мешает населению мира расти быстрыми темпами. Это быстро растущее население необходимо прокормить.
Скажите, пожалуйста, а кто-нибудь из вас голодал? А вы знаете, что такое голод, голод по-настоящему? А кто-нибудь из вас помогал голодному на улице? Голод – явление не новое. Лишь в Китае в ХIХ веке умерло от голода 100 млн. человек. За последние 50 лет в Индии умерло 20 млн. человек. А ведь у нас в стране по некоторым данным голодает более ??????? человек (приложение к уроку). За всю долгую человеческую историю впервые встал вопрос о дефиците продовольствия. Без преувеличения можно сказать, что африканский континент – «Полюс голода» нашей планеты. Сегодня мы чаще слышим не глагол «голодать», а глагол «недоедать». Согласитесь, что они отличаются по своему смыслу.
На стол выставляются две корзины. На одной корзине надпись Россия, на другой – Нигерия. Выкладываются продукты из первой и второй корзины.
Откройте рабочие тетради (задание № 2) и давайте подсчитаем стоимость недельной минимальной потребительской корзины (в рублях) россиянина и нигерийца.
Россия
Количество
Нигерия
Количество
Цены (руб)
Хлеб
2,5 кг.
Хлеб
1,5 кг.
17, 5
Картофель
2 кг.
Картофель
1,3 кг.
30
Овощи
1,8 кг.
Овощи
0,5 кг.
40
Фрукты
0,4 кг.
Фрукты
0,3 кг.
50
Сахар
0,4 кг.
Сахар
0,1 кг.
30
Мясо
0,7 кг.
Мясо
0,2 кг.
200
Рыба
0,3 кг.
Рыба
0,2 кг.
100
Молоко
4,5 кг
Молоко
1,2 кг.
25
Яйца
3,7 шт.
Яйца
1 шт.
3 (1 шт)
Жиры
0,2 кг.
Жиры
0,1 кг.
40
Итого (высчитывают)
509,35 рублей
Итого (высчитывают)
200,25 рублей
Обратите внимание, что цена вопроса – примерно 300 рублей. А что для вас 300 рублей в неделю? На что вы их можете потратить? Сколько вы тратите, когда сидите в «Контакте», или болтаете по телефону с другом? А для кого-то это цена жизни. В Нигерии 75 % населения живут на 1 $ в день. А знаете как в Нигерии ведут борьбу с катастрофической рождаемостью? Здесь проходит компания 1 женщина – 4 ребёнка и не рекомендуют рожать до 18 и после 35 лет. Вот как описывает французская газета «Монд» голод в Судане: «Дети, точно обтянутые кожей скелеты, неподвижно сидят на потрескавшейся от зноя земле, уставившись в одну точку. Женщины с измождёнными лицами беззвучно плачут. Мужчины с впалой грудью и молящим взглядом предлагают приезжим иностранцам свои услуги за горсть сорго или несколько литров воды. Бесконечные ряды палаток из рваной мешковины. Повсюду скелеты коз, коров, верблюдов, павших от голода». Но если голод в Судане можно объяснить суровыми климатическими условиями, но как объяснить голод в Нигерии, расположенной на экваторе.
ОТВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Задача мирового сообщества не просто помочь деньгами, а научить население зарабатывать, поделившись технологиями и местом на мировом рынке.
Чем больше на Земле населения, тем больше тратится различных минеральных и энергетических ресурсов. Не зря этой теме уделяется пристальное внимание. Давайте обратимся к фильму, который собрал у нас в России огромные кассовые сборы.
КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА «АВАТАР».Какой же глобальной проблеме посвящён этот фильм? За прошлый год из недр Земли было извлечено столько минерального сырья, что заняло бы железнодорожный состав протяженностью 7 млн. км, который мог бы опоясать земной шар 17 раз. Минеральные и энергетические ресурсы относятся к исчерпаемым природным ресурсам, и наступит день, когда всё закончится. Так на сколько же лет хватит некоторых природных ресурсов в нашей стране. Давайте рассчитаем. Откройте в рабочих тетрадях задание № 3.
1 ряд (группа) рассчитывает обеспеченность России нефтью, 2 ряд (группа) – природным газом, 3 ряд (группа) – железной рудой.
Ресурсобеспеченность России
Вид сырья
Запасы
Добыча
Ресурсообепеченность (вычисляют)
Уголь
202000 млн. т
250 млн. т
808 лет
Нефть
6700 млн. т
300 млн. т
22 года
Природный газ
48100 млрд. м3
550 млрд. м3
87 лет
Железная руда
57800 млн. т
87 млн. т
664 года
По некоторым видам сырья Россия достаточно обеспечена, а некоторые виды сырья закончатся уже при вашей жизни. Можно привести примеры ресупрсобеспеченности мировых лидеров. Например, запасов нефти в США хватит на 10 лет, а природного газа в Канаде на 13 лет, железной руды в Китае – на 40 лет. Что делать, чтобы решить проблему природных ресурсов в мире?
ОТВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Мне хотелось бы сейчас привести слова Леонардо да Винчи:“На земле всегда будут происходить опустошительные войны... И смерть нередко будет уделом всех борющихся сторон. С беспредельной злобой эти дикари уничтожат множество деревьев в лесах планеты, а затем обратят свою ярость на все, что еще найдется живого вокруг, неся ему боль и разрушение, страдание и смерть. Ни на земле, ни под землей, ни под водой не останется ничего нетронутого и неповрежденного. Ветер разнесет по всему миру лишенную растительности землю и присыплет ею останки существ, наполнявших когда-то жизнью разные страны”
Что же делать, как ни стать заложниками цивилизации. Как вы думаете, есть ли связь между различными глобальными проблемами.
На интерактивной доске появляется схема видов глобальных проблем.
Предложить обучающимся расставить связи между глобальными проблемами.
Что же мы видим, что все проблемы между собой взаимосвязаны и невозможно в этом клубке проблем, решить одну конкретную проблему. Мне хотелось бы привести одну известную притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: это конец, сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, барахталась... сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». Как бы хотелось видеть судьбу человечества в образе не первой, а второй из лягушек. И если бы лягушки боролись за жизнь вместе, то выбрались бы из горшка гораздо быстрее. И какой же можно сделать из всего этого вывод: Бороться со всеми проблемами и всем человечеством, так как каждая проблема касается каждого из нас.
Для подведения итогов я предлагаю все желающим тест. На столах есть 10 компьютеров. Откройте и протестируйтесь. На итоговом листе напишите свою фамилию и оценку, которую поставил вам компьютер.
Всех остальных я прошу вернуться к нашей таблице и заполнить графу УЗНАЛ (1 мин.). ОБМЕН МНЕНИЯМИ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ. А теперь давайте заполним графу ХОЧУ УЗНАТЬ. Возврат к задачам (рефлексия анализа урока). На основании рефлексии дать домашнее задание: § 32, эссе на тему: «Влияют ли глобальные проблемы человечества на моё будущее».
Главное в решении любой проблемы – знать её суть. У человечества нет сегодня заботы более серьезной, чем найти силы, найти средства, найти разум, чтобы поладить с природой и разрешить социальные конфликты. Иначе придется возвращаться к некоему подобию каменного века, мрачной эпохе насилия и культурной деградации. Вы хотите?
На доске финальный эпиграф: "Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод камней, которые обрушились бы, если бы один не поддерживал другого" (Сенека)
Спасибо за интересный урок. В аннотации можно было указать какие именно глобальные проблемы человечества рассматриваются. Список тэгов не соответствует представленному материалу. С уважением Г.Х. Мухаметгалиева.
Размещено Wed, 26/05/2010 - 11:25 пользователем Михаил Александрович Коломийцев.
Елена Витальевна, этот урок заставит многих задуматься о тех делах, которые мы делаем в нашем совремнном мре. Мне было очень интересно просмотреть план урока. С Вашего разрешния воспользуюсь планом в следующем году.
На: Глобальные проблемы человечества
Спасибо за интересный урок. В аннотации можно было указать какие именно глобальные проблемы человечества рассматриваются. Список тэгов не соответствует представленному материалу. С уважением Г.Х. Мухаметгалиева.
На: Глобальные проблемы человечества
Большое спасибо за коментарий моего урока. Я его несколько отредактировала.
На: Глобальные проблемы человечества
Мне понравилось. Не хотелось бы "раскладывать на составляющие" и анализировать. Просто материал произвел впечатление.
С уважением, Онишкова В.М.
На: Глобальные проблемы человечества
Большое спасибо!
На: Глобальные проблемы человечества
Очень интересный урок! Вызывает эмоциональный отклик, а потому не оставит ребят равнодушными.
На: Глобальные проблемы человечества
Замечательный сценарий урока! Спасибо, Елена Витальевна, думаю Ваши материалы помогут провести урок по данной теме многим.
На: Глобальные проблемы человечества
Елена Витальевна, этот урок заставит многих задуматься о тех делах, которые мы делаем в нашем совремнном мре. Мне было очень интересно просмотреть план урока. С Вашего разрешния воспользуюсь планом в следующем году.
_
С уважением, Коломийцев М.А.
С уважением, Коломийцев М.А.
На: Глобальные проблемы человечества
Спасибо за внимание к моей работе. Я буду только рада, если Вы используете материалы урока в своей работе.
На: Глобальные проблемы человечества
Оригинально, интересно. Я увидела для себя новый подход к этой теме. спасибо за идею!