Воспитатель нарочито громко "заводит разговор" с Почемучкой, сидящим в уголке экспериментирования с блокнотом и карандашом, тем самым привлекая внимание детей: "Почемучка, чем ты так увлечён? Сочиняешь сказку про Буратино? А мы с ребятами недавно читали эту сказку. Ах, ты сочиняешь продолжение?"
Заинтересовавшимся детям воспитательчитает сочинённый Почемучкой отрывок: "Побежал Буратино в школу, вдруг на пути у него широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться, что делать? Думал-думал Буратино..."Почемучка спрашивает: "А о чём он думал?"
Дети высказывают предположения. Если кто-либо высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет), то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы "Плыть надо-плыть нельзя". Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.
ГИПОТЕЗЫ: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь перевезти его, но рядом никого нет; может он не утонет, ведь он деревянный.
Последнюю гипотезу предлагают проверить. А вдруг он утонет? Дети выясняют, что Буратино сделан из дерева, и находят в группе деревянные предметы: кубики, карандаши, палочки, наливают в тазик воду и проводят эксперимент.
ВЫВОД: дерево в воде не тонет, значит Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный. Ребята вместе с Почемучкой придумывают конец сказки: "Буратино сложил одежду в Азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро её переплыл. В школу он успел вовремя."
На занятии по изодеятельности дети рисуют иллюстрации к новой сказке.