Школа – территория свободная от табака
Проблема здорового образа жизни была актуальна во все времена. В современном же обществе нам все чаще и чаще приходится слышать об общем нездоровье человечества. Одним из факторов, пагубно влияющих на физическое и умственное состояние человека, является табакозависимость.
Во-первых, увеличивается количество людей, ежегодно умирающих от пристрастия к табаку: в конце XX века ежегодно в мире умирало 3 млн. человек, в начале XXI века – уже 3,5 миллиона, по прогнозам ученых, к 2020 году от болезней, связанных с курением, ежегодно будут умирать 10 миллионов людей!
Во-вторых, мы вынуждены констатировать факт, что табакозависимость за последние годы помолодела и возникает уже в подростковом возрасте. В России 80 процентов мальчиков и 50 процентов девочек начинают курить в 5 – 6-ом классах. К 15 годам многие школьники (а их, по самым скромным подсчетам, 3 миллиона!) имеют ярко выраженную никотиновую зависимость. По количеству курящих подростков Россия находится на первом месте в мире.
Возникает вопрос: можно ли повлиять на сложившуюся ситуацию?
В свое время педагогический коллектив нашей школы обратил внимание на данную проблему, так как все большее число учащихся оказывалось зависимыми от этой пагубной привычки. Так, в 2005 – 2006 учебном году мы провели анкетирование детей 5 – 11 классов по вопросам:
1. Вы пробовали курить хотя бы однажды?
2. Курите ли Вы сейчас? Если «да», то сколько сигарет в день?
3. Если Вы курите, хотели бы Вы бросить курить?
4. Курят ли Ваши родители?
5. Курят ли Ваши друзья?
Были получены следующие результаты:
Результаты анкетирования 2005 год
Анализ результатов показал, что наиболее опасная ситуация складывается в 5 – 9 классах, так как именно в этом возрасте увеличивается число школьников, пробующих курить или курящих, но не осознающих своей проблемы. В старшем возрасте понимание опасности курения становится для детей более очевидной, поэтому растет количество ребят, желающих расстаться с сигаретой. Среднестатистический показатель курящих родителей - 46% - 52%.
Появилась острая необходимость помочь учащимся осознать проблему табакозависимости, ее негативного влияния на здоровье сейчас и в будущем.
Так родилась идея о разработке и внедрении программы «Здоровый ребенок», основной целью которой стало формирование здоровой личности, способной к укреплению здоровья и самосовершенствованию, активному образу жизни. Она была рассчитана на 2005 – 2009 годы.
Отдельным блоком в программе выделено направление по профилактике злоупотребления психоактивными веществами и табакокурением.
Нами были определены задачи:
1. Повысить уровень информированности школьников о воздействии табака на организм.
2. Скорректировать ошибочные представления о табакокурении и выработать к нему осознанное негативное отношение.
3. Развить личностные ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения: позитивное отношение к себе, возможностям своего развития, критическая самооценка своих поступков, умение исправлять ошибки.
4. Сформировать коммуникативную компетентность, способность противостоять давлению сверстников в принятии самостоятельного решения, преодолении жизненных проблем.
Предполагаемые результаты:
1. Уменьшение факторов риска, приводящих к табакокурению среди подростков.
2. Уменьшение количества детей, зависимых от курения табака.
3. Формирование здорового образа жизни, высокоэффективных поведенческих стратегий у подростков.
Решение поставленных задач и ориентация на положительный результат изменили подходы к организации школьной жизни учащихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Учителя-предметники по ОБЖ, биологии, химии, обществознанию, учителя начальных классов акцентировали внимание на темах, касающихся здорового образа жизни, разработав уроки по профилактике табакозависимости.
· Окружающий мир 1 – 4 классы – в теме «Чтобы быть здоровым» уроки «Поговорим о вредных привычках», «Здоровый человек – это…»
· Биология: в 6 классе «Семейство пасленовых. Происхождение культурных растений» - «Табак. Растение-убийца?»; в 7 классе «Изучение систем органов млекопитающих» - «Влияние табака на живой организм»; в 8 классе «Заболевания дыхательной системы», «Пассивное курение опасно!» - «Последствия табакокурения»; в 9 – 10 классе «Генетика» - «Влияние табакокурения на наследственность»; в 11 классе «Культурные растения» - круглый стол «Возвратим табак на родину».
· Химия – 10 класс тема «Спирты» - «Ядовитые соединения табака и влияние их на здоровье курящих и некурящих».
· ОБЖ 5 – 11 классы тема «Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья человека» - «Пагубные пристрастия, разрушающие человека», «Курить – здоровью вредить», «Личность человека, страдающего пагубными пристрастиями. Его поведение в экстремальной ситуации».
· Обществознание – темы «Человек», «Социальные отношения», «Правовое регулирование общественных отношений» - «Федеральный закон об ограничении курения табака», «Опыт зарубежных стран по отказу от курения» и др.
· География – 7 класс «Южная Америка» - «Табак», 9 класс тема «Население» - «Продолжительность жизни мужчин и женщин».
Большую нагрузку по профилактике табакокурения берет на себя внеурочная деятельность, в которой выделены особо работа с семьей, работа с учащимися через органы самоуправления школы, через вовлечение детей в дополнительное образование, через активное их включение в жизнь школы и города.
Организация работы с семьей проходит с использованием различных форм и методов. Так, программа родительского лектория включает более 50 тем для родителей 1 – 11 классов по отдельным планам. Среди них большое количество отведено проблемам курения: «Формирование у детей основ здорового образа жизни в процессе взаимодействия семьи и школы», «Формирование культуры самоконтроля за состоянием здоровья у школьника», «Предупреждение и профилактика вредных привычек у школьников: опасность действия никотина на детский организм: пассивные и активные «курильщики» в семье; синдром подражания взрослым у детей: опасность провокации нездорового поведения; другие вредные привычки в жизни школьников; педагогические приемы предупреждения вредных привычек у детей», «Болезни химической зависимости – следствие цивилизации», «Ознакомление родителей с нормативно-правовыми документами, касающихся ограничения курения (Федеральный закон об ограничении курения табака от 10 июля 2001 года)».
Регулярно классные руководители и психолог проводят беседы с семьями, в которых есть курящие родители, дети. Учителя совместно с членами Научного общества учащихся «Есть идея!» разрабатывают и публикуют рекомендации для родителей «О вреде курения», «Пассивное курение и его влияние на ребенка». Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах и праздниках «Мама, папа, я – спортивная семья», «День здоровья» и других спортивных мероприятиях.
Организация профилактической работы среди детей и подростков включает в себя как традиционные мероприятия, так и авторские, разработанные нашими педагогами. Например, «Суд над сигаретой», Пресс-конференция по теме «Курильщик в школе», игра «Путешествие в страну Здоровья» и др.
Ежегодно проводится «Месячник по профилактике табакокурения». План месячника включает в себя обязательное проведение тематических классных часов, конкурс рисунков, оформление уголка профилактики зависимостей, презентация проектов учащихся «Влияния табака на организм человека», соревнование «Веселые старты» для учащихся 1 – 4 классов, выставка книг по теме, проведение конкурса на лучшие работы по профилактике табакокурения (доклады, рефераты, сочинения, видеоматериалы, репортажи).
Огромное значение в профилактике табакозависимости, на наш взгляд, имеет вовлечение детей во внеурочную деятельность. В 2005 году мы поставили перед собой очень важную задачу: организовать досуг детей таким образом, чтобы жизнь после школы была насыщенной, интересной, заставляющей думать о собственном развитии, а не о времяпрепровождение с сигаретой.
Так, постепенно к 2009 году увеличилось количество кружков, секций, разного направления с 23 до 46, из них 10 спортивных. Это позволяет расширить спектр возможностей учащихся, выявить и реализовать их творческий потенциал. Ребята нашей школы могут проявить себя в поисковой работе, туризме, фитнесе, театре, вокале, пошиве одежды, художественном творчестве. Вместе с этим учащиеся нашей школы все активнее посещают Детскую школу искусств, Детско-юношескую спортивную школу, Детский центр дополнительного образования «Исток», Молодежный клуб по месту жительства «Юность». Таким образом, охват детей во внеурочное время составляет 173 %.
Огромный потенциал по профилактике табакокурения имеют органы самоуправления учащихся и общественные объединения, созданные на базе школы. Отрадно то, что Совет старшеклассников в своей работе ежегодно проводит различные коллективно-творческие дела, с ребятами разных возрастов. Например, в традиционной Научно-практической конференции учащихся «День науки и искусства», проводимой общественным объединение «НОУ «Есть идея!», учащиеся защищают рефераты по темам «Физиологические особенности курильщика», «Как влияет курение в семье на воспитание здорового человека?», «Мифы и реальность о вреде пассивного курения», представляют собственные проекты «Сколько стоит нездоровье?», «Как бросить курить?»
Ежегодно проводится коллективное творческое дело «Мы за здоровый образ жизни», которое охватывает всех учащихся. В начальной школе – это конкурс рисунков, викторины, тематические классные часы. Большое влияние на малышей, на их формирование оказывает разновозрастный отряд «Чемпион», в плане работы которого обязательны подготовленные старшеклассниками адаптированные лекции, беседы, игры, викторины о вреде курения.
Общественное объединение «Школьная волна» регулярно освещает в школьной газете проблемы, связанные с табакозависимостью.
Методическое объединение классных руководителей т акже включилось в работу по профилактике табакокурения. Наиболее популярным стало проведение классных часов-дискуссий по темам, ключевым моментом которых становится «развеивание мифов» о пользе курения:
· Курение помогает расслабиться.
· Курение помогает войти в компанию (курение не снимает трудностей в общении).
· Курение приносит свободу (курение приносит зависимость, физическую, психическую и материальные расходы).
· Захочу, закурю – захочу, брошу (это не так легко, почему же тогда появились врачи, помогающие бросить, пластыри и жвачки от курения).
· Тот, кто курит – взрослый (значит некурящие люди – дети?).
· Курение не приносит большого вреда.
· «Легкие» сигареты менее вредны, чем «тяжелые».
Кроме этого, фильмотека школы располагает научно-популярными фильмами о вреде курения, алкоголя и других психоактивных веществ на здоровье человека. Просмотр их с дальнейшим обсуждением неизменно вызывает интерес у школьников.
В школе частые гости специалисты – медики, инспектора ПДН, сотрудники нарко-контроля. Беседы с ними помогают четко осознать вредную роль табака, спиртных напитков и т.д. в жизни любого человека.
Невозможна плодотворная работа по профилактике зависимостей учащихся без хорошей, высококвалифицированной психолого-педагогической службы.
Для ребят всех возрастов составлены планы психокоррекционных тренингов. Предлагаем вашему вниманию такой план для 5-8 классов, наиболее опасного возраста:
Тренинг 1. «Формирование мотивации на отказ от курения».
Тренинг 2. «Нейтрализация действия рекламы табакокурения».
Тренинг 3. «Стресс и табакокурение. Альтернативное курению стрессо-преодолевающее поведение».
Тренинг 4. «Преодоление группового давления. Умение сказать курению «Нет!»».
Тренинг 5. «Жизненные навыки и стратегии преодоления проблем. Табакокурение как личная проблема».
Тренинг 6. «Развитие навыков общения. Преодоление трудностей коммуникации при отказе от курения»
Кроме тренинговых занятий психолог проводит профилактические занятия для учащихся школы. Ниже представлены некоторые темы таких занятий, разработанные школьным педагогом-психологом для 9 – 11 классов (на каждое занятие отводится 40 мин):
Занятие 1. История курения табака. Как против табака боролись в разных странах мира. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека. Социальная зависимость от курения. Понятие «покурительная запрограммированность». Психологическая и физическая зависимость от табака. Анонимное диагностическое анкетирование.
Занятие 2. Вредные последствия курения табака для здоровья человека. Правда о мифах, связанных с табакокурением. Законодательство и табачная реклама. Пассивное курение.
Занятие 3. Методы избавления от табачной зависимости. Немедикаментозные (психотерапия, аутотренинг, медитация, ведение дневников и др.) и медикаментозные (никотино-заменяющие препараты).
Занятие 4. Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля. Я-концепция, самооценка. Границы личности. Групповое давление и умение отстаивать собственную позицию.
Занятие 5. Курение – иллюзорный способ ухода от решения проблем. Возможные причины первых опытов курения табака. Стресс и жизненные трудности. Эффективные и неэффективные способы совладения со стрессом. Проблеморазрешающее поведение. Формирование группы из желающих бросить курить.
Занятие 6. Для участников группы бросающих курить. Тест на определение табачной зависимости. Как настроиться на борьбу и подготовиться к изменениям в образе жизни. Как предотвратить возврат к сигаретам. Что делать, если вы опять закурили. Как избежать ситуаций, подталкивающих к курению.
Занятие 7. Развитие эмпатии, аффилиации и социальной компетентности. Тренинг коммуникативных навыков.
Занятие 8. Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. Постановка ближайших жизненных целей.
Эффективность нашей профилактической работы по табакозависимости на сегодняшний момент очевидна.
Это и уменьшение факторов риска, приводящих к курению у подростков: широкий охват детей дополнительным образованием, результативность их участия в конкурсах самого разного уровня и разной направленности:
В спортивных мероприятиях наши дети становятся победителями и призерами как в личном первенстве, так и в командных зачетах. Уже 3 года подряд команда юношей нашей школы - лидер Соревнований по пожарно-прикладному спорту, военно-спортивной игры «Зарница», соревнований допризывной молодежи. На областном уровне в Соревнованиях по пожарно-прикладному спорту ребята регулярно попадают в пятерку самых лучших, имеют личные достижения в отдельных видах. На базе школы работает городской кружок по спортивному туристическому ориентированию. Растет активность наших детей в легкоатлетических кроссах, велокроссах, эстафетах и других соревнованиях.