(по материалам инструктивного письма МОРФ № 27/901-6 от 27.03.2000г.)
1.1. Основные нормативные положения по организации работы ПМПк образовательного учреждения
1.Целью организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
2.Психолого-медико-педагогический Консилиум создается в общеобразовательном учрежденииприказом директора школы. В его состав входят: заместитель директора по учебно-воспитательнойработе (председатель Консилиума), завуч, учителя с большим опытом работы, (классные руководители), учитель-логопед (или учителъ-дефектолог), детский психолог, социальный педагог, врач (педиатр, невролог или детский психиатр). При отсутствии специалистов они привлекаются к работе Консилиума на договорной основе.
3.Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
–выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации;
–профилактика интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
–выявление резервных возможностей развития;
–определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной)помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
–подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику егосостояния, уровень школьной успешности.
Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени,составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. 32 и ст. 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно.
4.Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законныхпредставителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющийинтересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
5.Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальнойвозрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистомсоставляется заключение и разрабатываются рекомендации.
Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
6.На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом,составляется коллегиальное заключение ПМПк. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) ипрограмму специальной (коррекционной) помощи, вытекающей из рекомендаций специалистов;подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
7. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендацииреализуются только с их согласия.
8. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
9. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики или разрешения конфликтных и спорных вопросов, специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
10. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии илисостояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
11. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель или классный руководитель, или другой специалист, проводящийкоррекционно-развивающее обучение, внеурочную специальную (коррекционную) работу Ведущийспециалист отслеживает динамику развития ребенка, эффективность оказываемой ему помощи, заполняет карту развития ребенка и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
12.. После обсуждения на консилиуме копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте. В другие учреждения и организации коллегиальное заключение ПМПк или заключения специалистов могут направляться только по официальному запросу.
2.1. Формы учета деятельности специалистов ПМПк
1.Журнал записи детей на ПМПк.
2.Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.
3.Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося.
4.Карта развития ребенка.
5.Статистический учет деятельности ПМПк.
Образцы требуемой документации
Журнал записи детей на ПМПк.
№ п/п
Дата,время
Ф.И.ребенка
Датарождения
Пол
Инициаторобращения
Причина обращения
Трафикконсультированияспециалистов
Журнал регистрации заключенийи рекомендаций специалистов,коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.
№ п/п
Дата проведенияконсультацииспециалиста или заседания ПМПк
Ф.И.
ребенка
Возраст
Пол
Проблема
Заключение специалиста илизаключениеПМПк
Рекомендации
Специалистили составПМПк
Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения)и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учрежденияо его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.
Руководитель образовательного учреждения
Родители (законные представители)обучающегося, воспитанника
(указать фамилию, имя, отчество)
подписьМ.П.
(указать фамилию, имя, отчество ребенкаи родителей (законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными)
подпись М.П.
Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровожденияспециалистами ПМПк.
Выражают согласие ( в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника всоответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.
Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника. (Приложение №1).
Основные блоки.
1. «Вкладыши»:
—выписка из медицинской карты;
—анкета по изучению развития ребенка;
—педагогическая характеристика;
—анкета социального педагога;
—анкета «Особенности адаптации ребенка к школе»;
—договор с родителями (законными представителями) или согласие родителей (законных представителей) на обследование и коррекционную работу (лицевая сторона карты)
При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.
2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):
—заключения специалистов ПМПк;
—коллегиальное заключение ПМПк с распределением обязанностей между участниками консилиума по ведению сопровождающей и консультативной работы с указанием примерных сроков выполнения;
—дневник динамического наблюдения с фиксацией:
• направлений коррекционной работы, проводимой различными специалистами;
• сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.
Кроме того, в карту развития ребенка вносятся данные об обучении ребенка в классе коррекци-онно-развивающего обучения, данные по специальной коррекционной работе, проводимой психологами, логопедами, другими специалистами. Эти сведения вносятся в конце каждой учебной четверти (для педагогов), а также после каждого курса занятий со специалистами с описаниемнаблюдаемой динамики.
Статистический отчет деятельности ПМПк.
Отчетная ведомость составляется один раз в год. Копия отчетной ведомости сдается в вышестоящую организацию (районный ПМП консилиум).Отчет включает:
—данные по обеспеченности школьного Консилиума специалистами;
—количество детей, прошедших консилиум за отчетный период;
—основные выявленные проблемы детей;
—основные рекомендации специалистов;
—сведения о направлении детей в другие инстанции;анализ трудностей, встречающихся в деятельности консилиума