Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Из старины далекой. Читаем былины. Сказки народов России о богатырях (внеклассное чтение)

Размещено: Елена Александровна Посохова - сб, 06/02/2010 - 10:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Посохова Елена Александровна
Место работы, должность: 
МОУ "ЦППРиК", учитель начальных классов
Регион: 
Республика Коми
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 
Закрепление умения работать с художественной литературой, умения ориентироваться в книге.Развитие навыка осознанного и правильного чтения.Воспитание чувства патриотизма, уважения к народам России, народу коми.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
4
Используемое оборудование: 
  1.  Книги «Про Перу-богатыря», «Пера-богатырь», А.Н.Толстой «Курган».
  2.  Иллюстрации к сказкам народа коми.
  3.  Картина В.Васнецова "Богатыри".

 

Краткое описание: 
урок внеклассного чтения для 4 класса о былинах, богатырях

Ход урока:

I.                   Прослеживание связи с предыдущим уроком.

 

На прошлом уроке мы говорили о богатырях Руси-матушки. Давайте вспомним, кто такие богатыри, кого в древней Руси называли богатырями? Почему народ их уважал, составлял о них сказы, легенды, былины?

     Слово ""богатырь"" в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других славянских языках это слово не известно, кроме польского, в котором оно является заимствованием из русского. В летописи (Ипатьевской) слово ""богатырь"" встречается впервые в рассказе о татарских воеводах под 1240, 1243 и 1263 годами. Для обозначения того понятия, которое теперь обозначается словом ""богатырь"", в древнерусском языке употреблялось слово ""хоробр"" или, с церковно-славянской окраской, ""храбр"". По некоторым памятникам можно проследить, как постепенно слово ""богатырь"" вытесняет слово ""храбр"".

 

Каких русских богатырей вы знаете?

(Иллюстрация картины В.Васнецова «Богатыри»)

Какие подвиги совершили они для русского народа?

 

II.       Оказывается, ребята, богатыри были не только у русского народа, но и у всех народов. Каждый народ стремится гордиться своими людьми прославляет их. Какие богатыри, например, есть у башкирского народа?

Мы живем в республике Коми. И у коми-народа тоже есть свои богатыри (Пера-богатырь)

Давайте познакомимся с темой нашего урока:

 

Из старины далекой.

Читаем былины.

 Сказки народов России о богатырях.

А что такое БЫЛИНА?

(Развитие речи)

              Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

 

(Обратиться к выставке книг по внеклассному чтению)

 

Целеполагание: А зачем нам знать русских богатырей, богатырей коми-земли? Сегодня на уроке, ребята, вы самостоятельно поработаете с книгами, узнаете много нового и выучите несколько слов из языка народа коми…

 

 

III. Словарная работа:

Парма - тайга

Шонды – Солнце, свет

Зарань – заря

Костер-нодью – сложен особенным способом, горит долго

Помочане – наемные работники

Висел-Лешак – леший

Шаньги – пироги

Совик – одежда из звериных шкур

Чурка – бревно

 

IV.  Многие былины, мифы, легенды объясняют явления природы, жизненные события. Вы уже знаете, что у коми-народа – Пера-богатырь. А хотите узнать, откуда он взялся? И почему зима сменяет лето? Послушайте одну старую коми-легенду:

 

Легенда о появлении Перы-богатыря и смене зимы и лета

 

        Некогда зимы не было вообще, а Шонды-Солнце никуда не уходило из Пармы (тайги). В Парме было много всяких зверей и птиц, но еще не было людей. Наконец, Парма родила юношу, которого назвали Перой . Пера сделал себе лук и стрелы и стал хозяином и земли, и леса. Однажды, спустившись к реке, он увидел радугу, которая пила из нее воду. За разрешение напиться Пера попросил поднять его за облака. Поднявшись наверх, Пера увидел "твердь господню" и множество огней, а посередине самый большой огонь - Шонды. Пера решил взять немного этого огня и спустить его на Землю, но, приблизившись к Шонды, был отброшен от него грянувшим громом и сверкающей молнией. После этого Пера оказался на облаках в золотых санях, запряженных серебряным конем, рядом с красивой девушкой. Эта была дочь Шонды по имени Зарань, она вставала утром раньше Ш., а вечером ложилась спать позднее его и следила, чтобы Шонды-огонь никого не сжёг. Пера и Зарань полюбили друг-друга и спустились жить на Землю. Увидев это, Шонды рассердилось и ушло далеко от этих мест. На земле стало темно и холодно, замерзли реки и озера, все занесло снегом. Перу и Зарань укрыла Мать-Парма. Шонды не было семь лет. За это время у Перы и Зарань появилось семь сыновей и семь дочерей. Наконец, Шонды вернулось. Стало тепло, появилась зелень, в небе снова засияла радуга. Шонды предложило Зарань вернуться, угрожая в противном случае сжечь все на земле. Началась страшная жара, высыхали реки, трескалась земля. Чтобы спасти своих детей, Зарань поднялась за облака, но Шонды продолжало жечь. Тогда Пера со всеми своими сыновьями поднялся на высокую гору, он и семь его сыновей натянули могучие луки и выстрелили в Шонды. От Шонды оторвался и рассыпался большой кусок, а в Парме зажглось множество огней. Шонды-огонь и сейчас убегает из этих мест, потому и бывает зима каждый год, но уйти совсем Шонды уже не может, потому что его большой кусок греет землю.

 

(Иллюстрации)

 

V. Работа по книге «Яг-Морт. Сказки»

·        Автор

·        Название книги

·        Год издания

·        Издательство

·        Город издания

·        Содержание или оглавление

·        Возраст читателей

 

VI. Самостоятельная работа с книгой.

 

VII. Работа над пониманием прочитанного.

 

Кроссворд «Богатыри»

 

                                                                    Б

                                                  Я   Г   М   О   Р   Т

                                                                    Г                 З

                                                              П   А   Р   М    А

                                                                    Т                 Р

                                           Ш   О   Н   Д   Ы                А

                                                        О         Р                 Н

                                                        Д         И                 Ь

                                                         Ь

                                                        Ю

 

1.     Злой лесной человек

2.     Тайга

3.     Солнце

4.     Негаснущий костер

5.     Заря

 

 

VIII. Итог урока. Домашнее задание. Оценивание.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн