«Правда жизни и правда искусства: голос времени и его воплощение в творчестве Е.А.Евтушенко и Д.Д.Шостаковича (на материале Тринадцатой симфонии Д.Д.Шостаковича)»
Submitted by Екатерина Вадимовна Волкова on чт, 04/02/2010 - 20:18
Можно ли прожить без искусства?
Очевидно, нет. Посредством языка искусства мы учимся свободе мысли, обретаем нравственную силу. На протяжении четырех лет мы наблюдаем, анализируем, сопоставляем и синтезируем мировосприятие писателей и композиторов, поэтому интерес к Тринадцатой симфонии Д.Д.Шостаковича стал особенным: как синтезировалась работа двух великих современников.
Проблемный вопрос исследования: почему разрозненные тексты стихотворений Е.А.Евтушенко соединились в цельное произведение – симфонию Д.Д.Шостаковича? Гипотеза исследования: Д.Д.Шостакович чутьем художника услышал в стихотворениях Е.А.Евтушенко голос времени и увидел возможность его драматургического воплощения в жанре симфонии. Главная цель: исследовать, способны ли голоса поэта и композитора изменить мировидение нашего поколения. Актуальность работы: через восприятие искусства как модели жизни мы извлекаем нравственные уроки.
Наблюдение за содержанием стихотворений показывает, что все они становятся обличением, разоблачением извечного человеческого порока – безнравственности. За каждым словом, каждым стихом Е.А.Евтушенко звучит мощный музыкальный подтекст, который и усиливает замысел поэта.
Музыка, действительно, потрясла нас. Первое слушание ничего не дало. Понимание не приходило. Снова пришлось сесть за научные исследования, читать, снова слушать.
Что чувствуют слушатели, когда звучит туба? Почему ее звучание несколько иное, чем предыдущие фрагменты? Дело в том, что туба рисует необычный образ – образ, который хорошо известен каждому из нас – это портрет страха, у каждого он свой.
Классическая симфония представляет собой четырехчастный цикл: Allegro, Andante, скерцо, быстрый финал. Но композитор склонялся к пяти актам. Очевидно, композитор идет на это нарушение сознательно: он выбирает в сборнике Е.А.Евтушенко четыре стихотворения, в которых видит особую интонацию, возможную для театрализации. Это позволит ему передать в более доступной для слушателя форме сложную и важную для него тему и идею. И именно поэтому он заказывает Е.А.Евтушенко пятое стихотворение.
Музыка до сих пор заставляет переживать то, что чувствовали поэт и композитор. Хор выполняет функцию: он делает симфоническую музыку доступной любому слушателю, но в то же время через однообразие басов, их унисонности солисту и его словам упрощает понимание замысла композитора. Солист, исполняющий стихи Е.А.Евтушенко, становится проводником не только мысли поэта, но и фасилитатором, позволяющим каждому слушателю понять сложную музыку. Именно голос солиста акцентирует внимание слушателя на вечном вопросе времени: каким быть и что для этого нужно делать?
Мы сопоставили свои ощущения с впечатлениями наших сверстников при помощи анкетирования: нашим респондентам не чуждо искусство классической музыки. 60% опрошенных согласилось продолжать работу над стихами Е.А.Евтушенко и восприятием симфонии Д.Д.Шостаковича.
В симфонии Д.Д.Шостаковича через ее многоплановость голоса поэта и композитора становятся голосом времени. Стихотворения, усиленные средствами выразительности музыки, приобретают мощную нравственную силу. Голоса авторов, сливаясь, звучат, как колокол совести, призывающий людей учитывать уроки истории. Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования. Несомненно, композитор, имея большие выразительные возможности, казалось бы, идет дальше и глубже мысли поэта, но Тринадцатая симфония нигде не противоречит слову Е.А.Евтушенко.
Практическая часть работы ценна тем, что в литературоведении слабо представлен как проблемный анализ стихотворений Е.А.Евтушенко, так и анализ средств художественной выразительности. Это объясняется, очевидно, тем, что поэт не связывал стихотворения, использованные Д.Д.Шостаковичем, в единый цикл. В критической литературе в основном представлены его стихи о любви и поэмы. Особая значимость работы состоит в том, что нами было прослежено, как в таком крупном музыкальном жанре, как симфония, трансформировались в драматургическую целостность разрозненные стихотворения Е.А.Евтушенко и приобрели острую тематическую направленность: возможность в 60-е годы XX века громко говорить о проблеме человеческой совести, ответственности, неравнодушии, милосердии и других нравственных составляющих человеческой личности.
Д.Д.Шостаковича уже нет, но его вечная музыка, эта его исповедь и проповедь, а зачастую и пророчество, всегда будет низвергать Зло и воспевать торжество Добра. Его произведения - это шедевры, в которых сконцентрировался дух времени, дух всего XX века.