Submitted by Лидия Викторовна Манаенко on чт, 04/02/2010 - 20:07
Учитель: Игорь Тальков – поэт, певец, композитор – прожил короткую жизнь. Он трагически погиб в возрасте 35 лет. Отношение к Талькову неоднозначное. Бесспорно одно: Тальков - неординарная личность, творческая натура, талантливый человек. Его творчество многопланово и разнообразно: кого-то покорила мелодичная лирика; кому-то ближе рок-бардовские баллады; кто-то получает энергетический заряд от прослушивания остросоциальных песен, политизированных, но не имеющих иной направленности, кроме любви к родной земле, тревоги за настоящее и будущее своего народа, России.
Тальков – патриот; всё, что он делал, делал искренне и не напрасно, поскольку все его песни актуальны, созвучны мыслям и нерву всего русского народа. Кем бы он ни был по убеждению, каких бы взглядов не придерживался, его творчество не может не заинтересовать умеющего и желающего думать человека.
Сила творчества Талькова – в его честности. Он не писал и не пел о том, чего не чувствовал; при этом его песни – не просто мысль, облачённая в стихотворно-музыкальную форму, но состояние души.
Стихи и музыка обычно рождались одновременно. Именно поэтому они так прекрасно сочетаются в песнях Игоря Талькова. Вроде простые слова, но нужная ключевая фраза всегда попадает на эмоциональный подъём мелодии,
жёсткая рифма как влитая входит в сильную струю, и мы уже при всём желании не можем песню слушать как бы между прочим.
Звучит песня Игоря Талькова «Я вернусь».
Учитель: Сегодня мы начнём знакомство с песнями Игоря Талькова. Вы только что прослушали песню « Я вернусь». Сбылась ли вера Талькова в своё возвращение? Как возвращаются поэты, композиторы?
Учащиеся: …Да, он вернулся своими песнями.
… Мы поём и слушаем их
…Есть записи на кассетах.
Учитель: Настоящая песня получается тогда, когда у автора возникает желание высказать то, что волнует его душу. При этом говорят, что «душа поёт» или «душа стонет». Что в связи с этим можно сказать о песне «Я вернусь»?
Учащиеся: …Тальков переживал, что наша страна была нищей…
…Он не хотел войн в стране…
…Надеялся, что наступит хорошая жизнь.
Учитель: Так уточните, у него «душа пела» или «душа стонала»?
Учащиеся: Душа стонала.
Учитель: Согласна с вами. Душа поэта, певца стонала по любимой родине – России, ей он посвятил свои лучшие песни.
Поэтому тема урока:
«Россия Игоря Талькова».
В конце урока я предложу вам ответить на вопрос: «О чём мы задумываемся после знакомства с песнями Игоря Талькова?»
Презентация1. Посмотрите на фото и скажите, какие мысли у вас возникают когда вы смотрите на них?
Учащиеся: …Это красота Астраханского Кремля – храм и колокольня.
…Самое знаменитое место в Астрахани.
…Кремль связан с историей, там был Пётр I и сказал: «Зело лепотен храм сей», был там и Степан Разин.
…Это церковь, куда люди ходят молиться.
Учитель: Во время гастролей в Астрахани Игорь Тальков был восхищён красотой храма, он слышал колокольный звон, и под впечатлением увиденного у него возник музыкально-поэтический образ. Так появилась песня-композиция. Я назвала эту песню композицией, желая тем самым подчеркнуть, как объёмна эта песня и какое большое значение имеет здесь музыка. Слушаем инструментальное вступление, которое подготовит нас к пониманию всей песни.
Слушание (1 мин. 10 сек.).
Ваше впечатление? Чего можно ожидать в песне после такого инструментального вступления?
Учащиеся: …Колокольный звон подсказывает, что будет песня о России
…В музыке слышна грусть, жалоба, песня будет о печальных
событиях.
Учитель: Слушаем песню Игоря Талькова «Россия».
Слушание (8 мин.)
Что вы можете сказать о содержании песни и о музыке?
Учащиеся: …Песня о трагической судьбе России, когда разрушалось всё, что
было до революции, погибало много людей.
… Музыка в середине песни звучит громко, напряжённо.
…Надвигается опасность.
Учитель: Чем вызвана напряжённость в музыке, появление интонации тревоги, агрессии?
Учащиеся: Это связано с содержанием песни.
Учитель: Напомню вам:
Разверзлись с треском небеса
И с визгом ринулись оттуда
Срубая головы церквям
И славя нового царя
Новоявленные иуды.
Что услышали вы в заключении?
Учитель: …В заключительной части повторилось вступление.
…Торжественно звучат колокола.
…Мелодия грустна, слышен плач.
Учитель: Вы правильно заметили, что в заключении две темы. Они связаны с музыкальными образами России. Величественный колокольный звон – это образ сильной России.
Из мрачной глубины веков
Ты поднималась исполином.
Твой Петербург мирил врагов
Высокой доблестью полков
Век «золотой» Екатерины.
Вторая тема с интонациями грусти, печали, тоски олицетворяет образ слабой, растерзанной гражданской войной России.
Тебя связали кумачом
И опустили на колени.
Песня заканчивается постепенно удаляющейся мелодией. Это далёкое воспоминание о чём-то, что никогда не вернётся.
После паузы учитель исполняет песню Игоря Талькова «Памяти Виктора Цоя».
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты
Их жизнь окружена глубокой тайной
Хотя они открыты и просты.
Разучивание и исполнение песни учащимися.
Мы с вами прослушали песни Игоря Талькова.
О чём вас заставляют задуматься эти песни?
Учащиеся: …Любить родину, Россию также верно и сильно как Игорь
Тальков.
…Изучать историю своей страны, чтобы понимать какой должна
быть наша жизнь.
Заключение. Фрагмент видеозаписи с концерта Игоря Талькова.
Спасибо, Лидия Викторовна, за интересное видение развития творческого начала в детях. За обращение к творчеству человека-патриота.
"Разучивание и исполнение песни учащимися". этот фрагмент урока хотелось бы увидеть разработанным по этапам разучивания и исполнения песни и определить отведённое на эту работу время. Спасибо, обязательно предложу подобный урок своим ркбятам. С уважением
Комментарий был изменен с момента создания (UA0ZCQ, вс, 21/02/2010 - 15:13).
Уважаемая Виктория Романовна! Разучиваем по фразам, стараемся уловить движение мелодии, понять характер произведения, записываем слова 1 куплета и поём ещё раз один куплет. На разучивание песни в целом уходит 10-15 минут. Что касается записи слов, то это ребята делают в свободное от уроков время. Обычно успеваем записать 2 куплета на уроке разучить их, остальное потом.
На: Россия Игоря Талькова
Спасибо, Лидия Викторовна, за интересное видение развития творческого начала в детях. За обращение к творчеству человека-патриота.
На: Россия Игоря Талькова
Уважаемая Виктория Романовна! Разучиваем по фразам, стараемся уловить движение мелодии, понять характер произведения, записываем слова 1 куплета и поём ещё раз один куплет. На разучивание песни в целом уходит 10-15 минут. Что касается записи слов, то это ребята делают в свободное от уроков время. Обычно успеваем записать 2 куплета на уроке разучить их, остальное потом.
С уважением Лидия Манаенко.