Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Трагическая любовь в поэме

Данные об авторе
Автор(ы): 
Кузнецова И.В.
Место работы, должность: 
Р-Слободская СОШ № 2
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Цели урока. 1, Познакомить учащихся с поэмой М.Ю. Лермонтова « Боярин Орша». 2, Определить идейное содержание поэмы, 3, Закрепить умение формулировать тему, идею художественного произведения. 4. Развивать умение анализировать произведение. 5. Способствовать развитию речи при работе с репродукциями (устная речь), при написании отзыва (письменная речь). Задачи урока. 1. Обучение работе в группах, работе с текстом. 2. Способствовать становлению активной нравственной позиции, поддерживать стремление высказывать свои мысли. 3. Воспитание чувства красоты, прекрасного. 4. В ходе работы попытаться глубже проникнуть в мир героев поэмы
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
8
Используемая методическая литература: 

Алгоритм урока.

1.  Сопоставление произведений Лермонтова « Мцыри» и «Боярин Орша».

2.             Сюжет.

3.             Характеристика героев.

 

4.                Роль пейзажных зарисовок в поэме.

5.                Тема, идея произведения.
Подготовительная работа:

1. План отзыва (на доске):

а) О чем произведение, его основная мысль?
б ) Где и когда происходит действие?
в ) Какой герой особенно понравился и почему?
г) Что в книге произвело наиболее сильное впечатление?
д) Над чем поэма заставила задуматься?

2.             Индивидуальные задания (по группам )

3.             Грамзапись «Лунная соната».

Серия иллюстраций к произведению

Краткое описание: 
Урок внеклассного чтения в 8 классе

Ход урока:

1.   Вступительное слово учителя:

 - Сегодня    у    нас    урок    внеклассного    чтения,    последний    урок    по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Дома вы самостоятельно прочитали поэму Лермонтова «Боярин Орша»
Эпиграфом к уроку я взяла слова из самой поэмы:
                    
И под одеждою раба

                     Но полный жизнью молодой

                      Я человек, как и другой...

Ты жил я также мог бы жить.

 - Чьи это слова? ( Арсения)

- Как вы думаете, почему я взяла их эпиграфом к уроку?
Мы еще к ним обратимся, когда будем формулировать идею произведения.

Сегодня     на     уроке     мы     попробуем     достаточно     подробно проанализировать     это произведение, а в конце урока написать небольшой отзыв об этом произведении.

Поэтому я попрошу вас по ходу урока делать записи. Каждый из вас находится в определенной группе и будет работать над определенным этапом анализа произведения.

В начале урока мы попробуем сравнить поэму «Боярин Орша» с поэмой «Мцыри».Более подробно этот вопрос рассматривала наша 1 группа.

Невозможно  анализировать  произведение без знания сюжета поэмы? Такое задание было у 2 группы. Очень важно дать образную характеристику центральных героев, чтобы глубже понять произведение. ( Эта работа 3 группы). Мы с вами уже делали вывод, что большую роль
в творчестве Лермонтова играет природа, пейзажные зарисовки. Как это прослеживается в поэме «Боярин Орша?» Об этом расскажет нам 4 группа.

Ребята, обратите внимание на то, что работаем совместно, то есть я жду от вас активных добавлений, если что-то не досказано группой. Во время выступления групп вы не просто сидите и слушаете, но и выписываете ценные мысли, которые можно будет использовать в отзыве.

К концу анализа мы попробуем с вами сформулировать тему и идею поэмы. Об истории создания произведения нам поведает 5 группа.

2. Работа 1 группы.

В поэмах очень много сходств   не только в содержании, но и в рифме
« Меня могила не страшит...»
«Ты хочешь знать, что видел я на воле...»

« Никто не смел мне здесь сказать священных: слов: «отец» и «мать».
«Я убежал из стен святых...»
« Душой - дитя, судьбой монах»
 -
Также ведется диалог-спор с игуменом (монахом).
« О, старец, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен».
 -
Нет раскаяния перед смертью.
 -
Сходство героев: Арсений - Мцыри.

 - Сходен конфликт: мятежная, пламенная натура противостоит рабству, покорности.
 -
Природа помогает раскрыть душевный мир героя.
Работа 2 группы.

Фабула произведения: старый Орша,  найдя  послушника Арсения  в комнате  дочери, отдает  его на  суд монастырской братии; а дочь, заперев в комнате, предает голодной смерти.
Завязка - сказка Сокола.

Кульминация - сцена, когда Орша входит в келью дочери и та падает бездыханно.
Развитие событий - суд монастырской братии над Арсением, побег Арсения, встреча боярина Орша с Арсением  во  время войны с Литвой, геройская  смерть Орши. Развязка -  последняя встреча Арсения с возлюбленной
Работа 3 группы

Образ боярина Орши.

Внешность -   старик, угрюм , усы  седые, борода, ходит  медленно, кряхтя. Прошлое  - имел важный   сан, Иван   Грозный  дал  ему  кольцо- наследие  царей, соболью  шубу   со   своего плеча, 30 деревень, только   чтобы   оставить Оршу   при   дворе. Родился   на   Днепре, близ Литвы.

Речь - неторопливая, важная, с презрением.

Поведение, характер - нрав гордый, не любит придворный шум, лесть раздражает. Дом свой уставил златом, серебром, алмазами, жемчугом. Божьим даром считал дочь. О ней думал и день и ночь. Она для него - «цветок грядущего святой».

Отношение других героев к нему - Иван Грозный уважал его, любил, ценил. Слуги боялись, потому что он относился к ним, как к рабам.

Отношение автора - «угрюмый властелин», «старик, кряхтя», «взгляд непонятней и страшней всех мертвых и живых очей», «в добро давно не верил он, и в нетерпении он по столу стучал рукой».

3.      Работа 4 группы.
Образ Арсения.

/    Вн
*       Вл

Внешность - юноша задумчив, одинок; с тоской по вольности.

Воспитание, прошлое - чернец привез, уважение к старшим; в душе не бессовестный злодей; не знает отца и мать.

Речь - чувственная, быстрая (романтик).

Поведение (характер) - готов   отдать душу, чтобы   остаться   свободным и с   любимой; без сопротивления дал себя связать; жил с природой жизнью одной; не предатель даже перед лицом смерти.

Отношение других героев - ненависть Орши, злая зависть Сокола.

Отношение автора - «бедная грешная глава», «его обвивал, как змея, канат», «гордый вид и гордый дух», «он улыбался, но жесток в его улыбке был упрек».

С одной   стороны, мы   видим смирение, пассивность, боязнь   потрясений и бурь, отказ   от земных страданий и радостей. С другой   стороны - жажда бури, страсть к   свободе, протест против физического и духовного рабства.

4. Работа 5 группы.

Роль пейзажных зарисовок в поэме.

С помощью    сравнения   дочери боярина с цветком, березой, раскрывается    её    нежность, наивность, подчеркивается неблагоприятность её произрастания.
Страшная гроза - предвестник беды.

Арсений, связанный   перед   судом, с тоскою    смотрит    в окно, на   природу-символ    его счастливой жизни (воли).

Он сбегал на природу и чувствовал,  подобно Мцыри, себя там   счастливым, потому что там он на свободе, там его переполняли чувства любви, веселья, наслаждения...
Природа помогает бежать Арсению (тумак, темный лес).

Зимняя   зарисовка   в   3   главе   предвещает   что-то   холодное, неприятное. Об   этом   же напоминает бродивший по следам зайца волк.

Страшная смерть дочери боярина тоже сопровождается картинами природы.
5. Переходим к формулировке «темы», «идеи» произведения.

Совсем недавно мы повторяли эти определения, мы говорили с вами о разнообразии тем, что есть темы обобщенные, широкие, а есть более узкие.

Говорили о том, как трудно определить порой идею произведения, почувствовать отношение автора к рисуемым событиям.

Давайте   теперь, опираясь   на все выше   сказанное, попробуем   определить   тему   и идею поэмы Лермонтова « Боярин Орша».

Широкая тема - трагическая любовь. Более узкие темы: одиночества, узничества, отрешения, тема свободы , счастливой жизни, тема мятежности. борьбы.

Сформулируйте и запишите идею произведения - невозможность быть счастливым, находясь в рабстве, будучи несвободным, не имея возможности делать, то, чего просит душа.
Д.Е. Максимов: « Смысл поэмы - прославить поиски, могущество  воли,  мятеж  и борьбу, к каким бы трагическим результатам они не привели».
Заключение

Все   группы   рассказали   о своей работе. Теперь, опираясь   на   все   выше   сказанное, я попрошу   вас   высказать   свое   мнение   в   форме   отзыва, но   возьмем   только   последние пункты   плана   отзыва. Попробуйте    передать   личностное   восприятие    поэмы. Как    вы относитесь к таким свободолюбивым личностям?
( Звучит грамзапись « Лунная соната»).

Желающие зачитывают свои черновые варианты работ.
Выставление оценок.
Домашнее задание:

Написать отзыв на поэму М.Ю. Лермонтова «Боярин Орша».

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн