- Сегодня у нас урок внеклассного чтения, последний урок по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Дома вы самостоятельно прочитали поэму Лермонтова «Боярин Орша» Эпиграфом к уроку я взяла слова из самой поэмы: И под одеждою раба
Но полный жизнью молодой
Я человек, как и другой...
Ты жил я также мог бы жить.
-Чьи это слова? ( Арсения)
- Как вы думаете, почему я взяла их эпиграфом к уроку? Мы еще к ним обратимся, когда будем формулировать идею произведения.
Сегодня на уроке мы попробуем достаточно подробно проанализировать этопроизведение, а в конце урока написать небольшой отзыв об этом произведении.
Поэтому япопрошу вас по ходу урока делать записи. Каждый из вас находится в определеннойгруппе и будет работать над определенным этапом анализа произведения.
В начале урока мы попробуем сравнить поэму «Боярин Орша» с поэмой «Мцыри».Более подробно этот вопрос рассматривала наша 1 группа.
Невозможно анализировать произведение без знания сюжета поэмы? Такое задание было у 2 группы. Очень важно дать образную характеристику центральных героев, чтобы глубже понятьпроизведение. ( Эта работа 3 группы). Мы с вами уже делали вывод, что большую роль в творчестве Лермонтова играет природа, пейзажные зарисовки. Как это прослеживается в поэме «Боярин Орша?» Об этом расскажет нам 4 группа.
Ребята, обратите внимание на то, что работаем совместно, то есть я жду от вас активныхдобавлений, если что-то не досказано группой. Во время выступления групп вы не просто сидите и слушаете, но и выписываете ценные мысли, которые можно будет использовать вотзыве.
К концу анализа мы попробуем с вами сформулировать тему и идею поэмы. Об истории создания произведения нам поведает 5 группа.
2.Работа 1 группы.
В поэмах очень много сходств не только в содержании, но и в рифме « Меня могила не страшит...» «Ты хочешь знать, что видел я на воле...»
« Никто не смел мне здесь сказать священных: слов: «отец» и «мать». «Я убежал из стен святых...» « Душой - дитя, судьбой монах» - Также ведется диалог-спор с игуменом (монахом). « О, старец, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен». -Нет раскаяния перед смертью. -Сходство героев: Арсений - Мцыри.
- Сходен конфликт: мятежная, пламенная натура противостоит рабству, покорности. -Природа помогает раскрыть душевный мир героя. Работа 2группы.
Фабула произведения: старый Орша, найдя послушника Арсения в комнате дочери, отдает его на суд монастырской братии; а дочь, заперев в комнате, предает голодной смерти. Завязка - сказка Сокола.
Кульминация - сцена, когда Орша входит в келью дочери и та падает бездыханно. Развитие событий - суд монастырской братии над Арсением, побег Арсения, встреча боярина Орша с Арсением во время войны с Литвой, геройская смерть Орши. Развязка - последняя встреча Арсения с возлюбленной Работа 3 группы
Образ боярина Орши.
Внешность - старик, угрюм , усы седые, борода, ходит медленно, кряхтя. Прошлое - имел важный сан, Иван Грозный дал ему кольцо- наследие царей, соболью шубу со своего плеча, 30 деревень, только чтобы оставить Оршу при дворе. Родился на Днепре, близ Литвы.
Речь - неторопливая, важная, с презрением.
Поведение, характер - нрав гордый, не любит придворный шум, лесть раздражает. Дом свойуставил златом, серебром, алмазами, жемчугом. Божьим даром считал дочь. О ней думал и день и ночь. Она для него - «цветок грядущего святой».
Отношение других героев к нему - Иван Грозный уважал его, любил, ценил. Слугибоялись, потому что он относился к ним, как к рабам.
Отношение автора - «угрюмый властелин», «старик, кряхтя», «взгляд непонятней и страшнейвсех мертвых и живых очей», «в добро давно не верил он, и в нетерпении он по столустучал рукой».
3.Работа 4 группы. Образ Арсения.
/ Вн *Вл
Внешность - юноша задумчив, одинок; с тоской по вольности.
Воспитание, прошлое - чернец привез, уважение к старшим; в душе не бессовестный злодей;не знает отца и мать.
Речь - чувственная, быстрая (романтик).
Поведение (характер) - готов отдать душу, чтобы остаться свободным и с любимой; безсопротивления дал себя связать; жил с природой жизнью одной; не предатель даже передлицом смерти.
Отношение других героев - ненависть Орши, злая зависть Сокола.
Отношение автора - «бедная грешная глава», «его обвивал, как змея, канат», «гордый вид игордый дух», «он улыбался, но жесток в его улыбке был упрек».
С одной стороны, мы видим смирение, пассивность, боязнь потрясений и бурь, отказ от земных страданий и радостей. С другой стороны - жажда бури, страсть к свободе, протест против физического и духовного рабства.
4. Работа 5 группы.
Роль пейзажных зарисовок в поэме.
С помощью сравнения дочери боярина с цветком, березой, раскрывается её нежность, наивность, подчеркивается неблагоприятность её произрастания. Страшная гроза - предвестник беды.
Арсений, связанный перед судом, с тоскою смотрит в окно, на природу-символ егосчастливой жизни (воли).
Он сбегал на природу и чувствовал, подобно Мцыри, себя там счастливым, потому чтотам он на свободе, там его переполняли чувства любви, веселья, наслаждения... Природа помогает бежать Арсению (тумак, темный лес).
Зимняя зарисовка в 3 главе предвещает что-то холодное, неприятное. Об этом женапоминает бродивший по следам зайца волк.
Страшная смерть дочери боярина тоже сопровождается картинами природы. 5. Переходим к формулировке «темы», «идеи» произведения.
Совсем недавно мы повторяли эти определения, мы говорили с вами о разнообразии тем,что есть темы обобщенные, широкие, а есть более узкие.
Говорили о том, как трудно определить порой идею произведения, почувствовать отношениеавтора к рисуемым событиям.
Давайте теперь, опираясь на все выше сказанное, попробуем определить тему и идею поэмы Лермонтова « Боярин Орша».
Широкая тема - трагическая любовь. Более узкие темы: одиночества, узничества, отрешения, тема свободы , счастливой жизни, тема мятежности. борьбы.
Сформулируйте и запишите идею произведения - невозможность быть счастливым, находясьв рабстве, будучи несвободным, не имея возможности делать, то, чего просит душа. Д.Е. Максимов: « Смысл поэмы - прославить поиски, могущество воли, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они не привели». Заключение
Все группы рассказали о своей работе. Теперь, опираясь на все выше сказанное, япопрошу вас высказать свое мнение в форме отзыва, но возьмем только последниепункты плана отзыва. Попробуйте передать личностное восприятие поэмы. Как выотноситесь к таким свободолюбивым личностям? ( Звучит грамзапись « Лунная соната»).
Желающие зачитывают свои черновые варианты работ. Выставление оценок. Домашнее задание: Написать отзыв на поэму М.Ю. Лермонтова «Боярин Орша».