Мы продолжаем работу по произведению Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». Вы уже знаете, что этот рассказ входит в книгу «Последний поклон», главной темой которой является тема детства. Книга во многом автобиографичная: послевоенное время, гибель матери, сиротство, жизнь с бабушкой, которая заменила ему и мать и отца, Сибирь, сельская жизнь.
На прошлом уроке мы говорили об одном из главных мотивов рассказа – мотиве Дома. Рассмотрели жизненный уклад в доме семьи дяди Левонтия и Катерины Петровны, бабушки Вити Потолицына. Обратили внимание на характерные черты членов этой семьи, отношение к ним автора. Пришли к выводу, что уклад жизни этих двух Домов противопоставляется автором. Если образ жизни леонтьевских можно обозначить как хаос, дисгармония семейной жизни, то в доме Катерины Петровны царит порядок, гармония, красота. Многие из вас отметили, различие личностных черт характера детей дяди Левонтия и Вити Потолицына во многом зависит от воспитания, образа жизни в семье.
Создание проблемной ситуации
- Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? (Обман родного человека и справедливое наказание).
- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?
(Муки совести, стыд)
- Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию?
(Рассказ носит поучительный характер)
- Почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название «Конь с розовой гривой»? Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»?
(Добро побеждает зло)
Мы еще вернемся к определению смысла названия произведения в конце урока и даже попытаемся составить ассоциограмму ключевого слова в названии.
- Обратите внимание на тему урока. Выделите ключевые слова. Как вы понимаете тему урока?
(Пряник = радость)
- Давайте послушаем нашего героя, попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня.
(Выразительное чтение отрывка)
- Какими словами, выражениями автор создает ощущение счастья, радости?
- А что для вас – радость, какие ассоциации возникают?
Актуализация личностно-диалогических связей с героем.
- Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю?
(Устное словесное рисование, защита рисунков)
- Давайте понаблюдаем за поведением Вити, его состоянием после случившегося. (Инсценировка эпизода «после сбора ягод»)
- Как характеризует этот эпизод Саньку? Витю? Почему обман состоялся? (Витя еще слаб характером, он струсил и пошел на поводу у Саньки, который уже привык жить обманом)
- Ребята, как вы думаете, почему роль Вити я попросила сыграть двух мальчиков?
(Перед нами два борющихся начала в герое. Одерживает верх осознание правды, справедливости, совести)
- Как Витя относится к бабушке и как это его характеризует?
(Витя боится ее, но любит, в последствии даже благодарен. «Бабушка знает все мои повадки», «бабушка моя – не тетка Васеня», «а бабушка только кричит да нет-нет и поддаст – у нее не задержится»)
- Каково отношение к нему автора? В каких словах, эпизодах это видно?
(«Терзался ночью», «слезы хлынули». «Не буду так делать и слушаться тебя не буду», «боже упаси сейчас перечить бабушке… она должна» «разрядиться, …душу отвести должна»)
- О чем бы вы спросили Витю? (Вопросы к герою сценки)
- Какие черты характера героя есть у вас?
- Можно ли у Вити чему-либо научиться?
Обращение к образу автора-повествователя.
- Каким вы представляете себе автора рассказа? (Пожилой человек, любящий свою родину, родных, умеющий видеть прекрасное вокруг)
- Давайте обратимся к пейзажной зарисовке рассказа. Может она дополнит наши представления об авторе?
- Какая картина нарисована автором?
(Ясный, летний день на берегу Енисея)
- Как создается автором такая красота?
Давайте обратимся к образности языка
В. Астафьева. Перед вами схема, заполните ее примерами из текста.
Слова, передающие цвет:
Слова, передающие звуки природы
Слова, передающие настроение
боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве, мост колыхался легким кружевцем, - и если долго смотреть на него, он истончался и кружевце рвалось.
Вывод:
Поэтика названия.
- Как бы вы сами назвали этот рассказ?
- Почему Астафьев именно так назвал свой рассказ?
- Какое ключевое слово в названии?
Составьте ассоциативную схему к слову «пряник», опираясь на содержание рассказа, на то о чем мы с вами говорили на уроке.
- А что вносит в название эпитет «розовый»? (Цвет детства, чистоты, невинности)
- Случайна ли форма пряника – «конем»? (Символ сельской жизни)
- Какая репродукция больше подходит к содержанию нашего рассказа?
Пряник – это символ преображения характера мальчика, становление его как настоящей личности. Тема становления личности героя является также одной из главных тем творчества писателя, к чьим произведениям учащиеся в ходе изучения литературы обратятся еще не раз.
Рефлексия урока.
Каким же предстал перед нами герой этого небольшого рассказа?
Почему автор обратился к написанию такого рассказа?
Чем хочет поделиться с нами писатель?
Домашнее задание
Небольшая письменная работа по темам:
Почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»
Радости детства
Составить план рассказа о Вите.
при создании пейзажной зарисовки Астафьев использует много цветообразов и звукообразов, делая ее более жизненной. Проза В.П. Астафьева - это проза ощущений. Читая его рассказы, мы как будто прикасаемся к предметам, чувствуем запах, видим насыщенность красок, нам передается настроение героев.: день был ясный, летний; обогретая земля цветки-граммофончики, в голубые их рупоры совали головы шмели, заслушивались музыкой, осинник сомлел от жары, боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве.: на длинных хрустких стеблях, колокольчики, пчелы, цветки-граммофончики, шмели заслушивались музыкой.ясный день, рябенькие кукушкины слезки, синие колокольчики, полосатые цветки, голубые рупоры колокольчиков, блестели березовые листья, мерцало; красные жерла известковых печей, полыхающих по ту сторону реки; боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве.