Официальный сайт panajotov 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Бабушкин пряник – светлая радость детства.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Кузнецова И.В., учитель русского языка и литературы 1 кв.кат.
Место работы, должность: 
МОУ Рыбно-Слободская СОШ № 2"
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Обучающие: 1. помочь ребятам постичь тему, идею произведения. Воспитывающие: 1. развивать навыки осмысленного чтения 2. формировать умения и навыки анализа образа героя, определения темы и основной идеи рассказа. Воспитывающие: 1. воспитывать любовь и интерес к произведениям автора. 2. воспитывать отдельные качества характера личности школьника: доброту, совестливость, умение признавать свои ошибки, прощать.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК под.ред В.П. Полухиной

Используемое оборудование: 

Оборудование: мультимедийная презентация хода урока, иллюстрации к рассказу.

Краткое описание: 
Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков. Вид урока: практикум. по произведению В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

Ход урока.

Выравнивание знаний.

Мы продолжаем работу по произведению Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». Вы уже знаете, что этот рассказ входит в книгу «Последний поклон», главной темой которой является тема детства. Книга во многом автобиографичная: послевоенное время, гибель матери, сиротство, жизнь с бабушкой, которая заменила ему и мать и отца, Сибирь, сельская жизнь.

На прошлом уроке мы говорили об одном из главных мотивов рассказа – мотиве Дома. Рассмотрели жизненный уклад в доме семьи дяди Левонтия и Катерины Петровны, бабушки Вити Потолицына. Обратили внимание на характерные черты членов этой семьи, отношение к ним автора. Пришли к выводу, что уклад жизни этих двух Домов противопоставляется автором. Если образ жизни леонтьевских можно обозначить как хаос, дисгармония семейной жизни, то в доме Катерины Петровны царит порядок, гармония, красота. Многие из вас отметили, различие личностных черт характера детей дяди Левонтия и Вити Потолицына во многом зависит от воспитания, образа жизни в семье.

 

Создание проблемной ситуации

- Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? (Обман родного человека и справедливое наказание).

- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

(Муки совести, стыд)

- Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию?

(Рассказ носит поучительный характер)

- Почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название «Конь с розовой гривой»? Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»?

(Добро побеждает зло)

Мы еще вернемся к определению смысла названия произведения в конце урока и даже попытаемся составить ассоциограмму ключевого слова в названии.

- Обратите внимание на тему урока. Выделите ключевые слова. Как вы понимаете тему урока?

(Пряник = радость)

- Давайте послушаем нашего героя, попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня.

(Выразительное чтение отрывка)

- Какими словами, выражениями автор создает ощущение счастья, радости?

(«конь лягается копытами», «конь-огонь», «ребята ластятся»,

«холодея от ужаса»…)

- А что для вас – радость, какие ассоциации возникают?

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация личностно-диалогических связей с героем.

- Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю?

(Устное словесное рисование, защита рисунков)

- Давайте понаблюдаем за поведением Вити, его состоянием после случившегося. (Инсценировка эпизода «после сбора ягод»)

- Как характеризует этот эпизод Саньку? Витю? Почему обман состоялся? (Витя еще слаб характером, он струсил и пошел на поводу у Саньки, который уже привык жить обманом)

- Ребята, как вы думаете, почему роль Вити я попросила сыграть двух мальчиков?

(Перед нами два борющихся начала в герое. Одерживает верх осознание правды, справедливости, совести)

- Как Витя относится к бабушке и как это его характеризует?

(Витя боится ее, но любит, в последствии даже благодарен. «Бабушка знает все мои повадки», «бабушка моя – не тетка Васеня», «а бабушка только кричит да нет-нет и поддаст – у нее не задержится»)

- Каково отношение к нему автора? В каких словах, эпизодах это видно?

(«Терзался ночью», «слезы хлынули». «Не буду так делать и слушаться тебя не буду», «боже упаси сейчас перечить бабушке… она должна» «разрядиться, …душу отвести должна»)

- О чем бы вы спросили Витю? (Вопросы к герою сценки)

- Какие черты характера героя есть у вас?

- Можно ли у Вити чему-либо научиться?

 

Обращение к образу автора-повествователя.

- Каким вы представляете себе автора рассказа? (Пожилой человек, любящий свою родину, родных, умеющий видеть прекрасное вокруг)

 

- Давайте обратимся к пейзажной зарисовке рассказа. Может она дополнит наши представления об авторе?

 

- Какая картина нарисована автором?

(Ясный, летний день на берегу Енисея)

- Как создается автором такая красота?

Давайте обратимся к образности языка

В. Астафьева. Перед вами схема, заполните ее примерами из текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова, передающие цвет:

 

Слова, передающие звуки природы

 

Слова, передающие настроение

боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве, мост колыхался легким кружевцем, - и если долго смотреть на него, он истончался и кружевце рвалось.

Вывод:

 

Поэтика названия.

- Как бы вы сами назвали этот рассказ?

 

- Почему Астафьев именно так назвал свой рассказ?

- Какое ключевое слово в названии?

Составьте ассоциативную схему к слову «пряник», опираясь на содержание рассказа, на то о чем мы с вами говорили на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

- А что вносит в название эпитет «розовый»? (Цвет детства, чистоты, невинности)

- Случайна ли форма пряника – «конем»? (Символ сельской жизни)

 

(Демонстрация репродукции Петрова-Водкина, фотографии, иллюстраций.)

 

- Какая репродукция больше подходит к содержанию нашего рассказа?

 

Пряник – это символ преображения характера мальчика, становление его как настоящей личности. Тема становления личности героя является также одной из главных тем творчества писателя, к чьим произведениям учащиеся в ходе изучения литературы обратятся еще не раз.

 

Рефлексия урока.

Каким же предстал перед нами герой этого небольшого рассказа?

Почему автор обратился к написанию такого рассказа?

Чем хочет поделиться с нами писатель?

 

 

Домашнее задание

Небольшая письменная работа по темам:

  1.  

  2. Почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»

     

     

  3. Радости детства

     

     

  4. Составить план рассказа о Вите.

     

 

при создании пейзажной зарисовки Астафьев использует много цветообразов и звукообразов, делая ее более жизненной. Проза В.П. Астафьева - это проза ощущений. Читая его рассказы, мы как будто прикасаемся к предметам, чувствуем запах, видим насыщенность красок, нам передается настроение героев.: день был ясный, летний; обогретая земля цветки-граммофончики, в голубые их рупоры совали головы шмели, заслушивались музыкой, осинник сомлел от жары, боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве.: на длинных хрустких стеблях, колокольчики, пчелы, цветки-граммофончики, шмели заслушивались музыкой.ясный день, рябенькие кукушкины слезки, синие колокольчики, полосатые цветки, голубые рупоры колокольчиков, блестели березовые листья, мерцало; красные жерла известковых печей, полыхающих по ту сторону реки; боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн