2. - А вы знаете, что, не имея специальных приборов, можно определить залежи полезных ископаемых? Не знаете?! Сегодня вы узнаете об этом, изучив новый материал "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения".
(Цель урока) Тема урока оглашена, как вы думаете, что на уроке вы должны узнать?
ОПЫТ.- Посмотрите у меня в руках книга и тетрадь.
Ребята, как вы думаете, что быстрее упадёт тетрадь или книга?(книга) А почему книга упадёт быстрее? (потому, что она тяжелее). Вот именно такого мнения придерживался Аристотель, известный учёный того времени. Итак, данным давно люди считали, что чем больше вес тела, брошенного с высоты, тем больше его скорость, а значит, оно быстрее достигнет земли.
ОПЫТ.Посмотрите, я вам покажу сейчас другой опыт. Кладу тетрадь на книгу и бросаю. Что наблюдаем? (что они упали одновременно),
проблемный вопрос:Так почему же в этом случае тетрадь и книга упали одновременно? (на тетрадь и книгудействие воздуха было одинаковым). Какой вывод можно сделать? ( падение тел не зависит от их массы)
К такому выводу пришел итальянский учёный Г. Галилея, который чтобы доказать правильность своих выводов демонстрировал опыты на "падающей" башне в г. Пиза.
- А если поставить такой же опыт в вакууме, как вы думаете, упали бы эти тела одновременно? (да), Давайте убедимся в этом, поставив опыт с трубкой Ньютона.
Таким образом, падение тел в вакууме, которому ничего не мешает, называют свободным падением.
-Ребята! А как вы думаете, к какому виду движения можно отнести свободное падшие тел? Вот к примеру, я держу книгу. Чему равна её начальная скорость? (нулю). Я отпускаю книгу, её скорость увеличилась? (да) Значит к какому виду движения мы можем отнести свободное падение? (к равноускоренному). А если это движение равноускоренное, значит существует у падающих тел ускорения, которые в последствие стали называться ускорениями свободного падения (g) Галилей сумел рассчитать ускорение свободного падения. Его измерения показали, чтоg=9,8 м/с2. Запишите. В тeчение долгого времени оставалось загадкой то, что это ускорение одинаково для всех тел.
Итак, ускорение свободного падения - величина векторная и численно равнаяg=9,8 м/с2Ускорение свободного падения всегда направлено вертикально вниз, даже если тело подбрасываем вверх, т.к. все тела, брошенные с какой-либо высоты пли подброшенные вверх всегда испытывают земное притяжение. Теперь давайте сделаем рисунок поднимающегося вверх и падающего вниз тела.
Итак, я вам дал, что g=9,8 м/с2, а это есть среднее значение ускорения свободного падения, т.к. ускорение свободного падения в разных местах отличается. Например, на полюсе Земли значение " g " больше среднего, на экваторе меньше среднего.
Так как свободное падение – это равноускоренное движение, значит характеристики движения можно определить по формулам (OXнаправлена вертикально вверх)
Падающее тело(V0= 0)
Подброшенное вверх тело(V0=0)
Vу= gуt
Vу= V0у+gуt
Sу= (gуt2)/ 2
Sу=V0уt+(gуt2)/ 2
Вернемся к вопросу, заданному в начале урока.
-Как же, не имея специальных приборов, можно определить залежи полезных ископаемых? (Используя отклонения значения ускорения свободного падения от средней величины, можно определять наличие полезных ископаемых в недрах земли).
3. Подведение итогов.
Давайте ещё раз вспомни:
- какое падение называют свободный? (падение в вакууме, которому ничто не мешает, называют свободным падением тел);
- к какому виду относится свободное падение (свободное падение - это равноускоренное движение);
- как обозначается ускорение свободного падения,
- каково его численное значение и как оно направлено? (ускорение свободного падения обозначаетсяимеетg,численное значение g=9,8 м/с2)
Размещено чт, 18/02/2010 - 22:01 пользователем Любовь Александровна Кормильцева.
Хороший урок-исследование по теме "Свободное падение.Ускорение свободного падения", развивающий,дети самостоятельно формируют цели урока.вместе с учителем проводят исследования ,делают обобщение.Спасибо!
На: Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.
Хороший урок-исследование по теме "Свободное падение.Ускорение свободного падения", развивающий,дети самостоятельно формируют цели урока.вместе с учителем проводят исследования ,делают обобщение.Спасибо!
На: Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.
Физика становится очень простой, если все разложить по полочкам и поставить перед детьми проблему для решения. Спасибо за урок!
Бебенина ОА