Автор:
Капитанская Анна Константиновна
Место работы:
Московский учебный центр ФИО
Принципы и организация процесса обучения с андрагогических позиций
Взрослый, в отличие от ребенка, в процессе обучения ничего не принимает на веру. Он оценивает, анализирует, отбирает знания и внутренне их корректирует на основе своего опыта, мотиваций, ценностных ориентаций, которые в свою очередь, обусловлены этапами взросления и социальным статусом человека.
Как и любой процесс обучения, повышение квалификации необходимо строить на основе принципов обучения, но с других, андрагогических позиций.
Из множества известных принципов образования взрослых в целях использования в процессе повышения квалификации рекомендуем андрагогу следующие:
• Принцип - модульного проектирования учебного процесса.
Это известный принцип, применяемый в различных системах образования взрослых. Его суть в том, что обучаемому предлагается серия проблемно-ориентированных модулей намного шире тематики его образовательных запросов. Из них он может самостоятельно выстраивать свою образовательную программу максимально приближенную к его запросам. Модульный подход позволяет также гибко перестраивать модель обучения уже в ходе образовательного процесса в соответствии с индивидуальными потребностями обучаемых. В сочетании возможного модульного стандарта и модульного проектирования мы предполагаем создать более гибкую систему обучения и сделать ее более дифференцированной по содержанию и соответствию.
• Принцип - образовательного сопровождения.
Все категории обучающихся взрослых условно делятся на две крупные группы. Первая группа - это те, которые через определенные промежутки времени последовательно повышают свою профессиональную компетенцию (учителя). Вторая группа – это те, кто меняет направление своей деятельности (директор, заместитель директора, методист) Относительно первой группы непрерывное обучение находится постоянно под контролем образовательного учреждения, где прослеживают развитие образовательных потребностей слушателей, четко определяют, что им необходимо на каждом последующем этапе их совместного обучения. Принцип сопровождения ценен тем, что обучаемые становятся относительно постоянными клиентами образовательного учреждения, а это открывает возможность и для систематического прослеживания образовательных потребностей обучаемых и адекватного образовательного их обеспечения. Второй группе обучаемых нужны принципиально новые знания (опережающего характера программы обучения), получив их, они, в дальнейшем, также могут сопровождаться учреждениями с целью их последующего совершенствования.
• Принцип - информационной полноты и доступности.
В соответствии с этим принципом образовательное учреждение предоставляет каждому слушателю максимально полный объем проблемно-ориентированной вторичной информации, а также всевозможные методические разработки в соответствии с его запросом, способствующие его дальнейшему самообразованию. Необходимая помощь представляется в расширении информационных каналов связи за счет использования профильных баз и банков данных, различных документальных фондов. Особая роль в этом вопросе отводится дистанционным методам общения с обучаемыми взрослыми;
• Принцип партнерских отношений между субъектами обучения.
Во-первых, способствует созданию более естественной доверительной обстановки и, во-вторых, позволяет обучаемому также быть в роли передатчика своих знаний как преподавателю так и другим обучаемым в группе - здесь вступает в силу активная обратная связь между субъектами образовательного процесса.
• Принцип режима саморазвития.
При обучении взрослых у преподавателя-андрагога заметно смещается акцент с передачи знаний на обеспечение таких условий для обучаемых, которые способствуют развитию навыков и умений самостоятельного получения нужных знаний, поиска информации, создания проектов саморазвития и т.д. Это позволит слушателям поэтапно перейти от режима потребления информации от андрагога к режиму саморазвития. Последний режим закладывается в рамках образовательного учреждения и продолжается специалистом после окончания обучения. Поэтому от качества подготовки слушателей в режиме саморазвития зависит уровень их дальнейшего самостоятельного повышения своей компетенции.
Ориентация на вышеприведенные принципы в системе учреждений ДПО будет способствовать многоуровневому образованию и самоопределению обучающихся, преодолению стереотипов и барьеров восприятия, и также созданию атмосферы открытого диалога.
Предлагаем обсудить специально разработанную и ниже приведенную модель обучения в системе ДПО.
Известно, что в настоящее время сфера дополнительного
профессионального образования расширилась и включает помимо общепринятых учреждений образования взрослых (ИПК и его разновидностей) различные виды неформального образования (организованного не в учебных учреждениях специально подготовленным персоналом). В этом случае обучение превращается в сферу образовательных услуг, действующую по заказу общества, государства, социальных групп, индивидов.
В данной модели технология обучения представлена в виде системы научно обоснованных действий его участников: преподавателей и специалистов отрасли, что с высокой степенью гарантированности приведет к достижению поставленных целей обучения.
Сущность и основные параметры технологии обучения определяются характером партнерских отношений преподавателя и обучаемых.
Предлагаемая технология предусматривает смещение ведущей роли в обучении: от преподавателя к обучаемому, к совместной деятельности обучающегося и андрагога на всех его этапах (планирование, реализация, оценивание, коррекция).
Обучение предполагается начать с психолого-андрагогической диагностики слушателей, главными задачами которой являются: выяснение параметров обучения специалистов и формирование у них устойчивой мотивации к учению.
Диагностика состоит из 2-х этапов:
I этап. Определение образовательных потребностей.
1. Выявить конкретную функциональную проблему, в каких областях наук нужны знания, умения, навыки и какими качествами должен обладать специалист. Конечный результат этих операций - прогностическая модель компетенции, необходимая для изменения проблемной ситуации человека.
2. Провести анализ уровня компетенции и предшествующей подготовки в той области знаний, в которой обучающимся предстоит заниматься.
3. Сравнить реальный уровня компетентности с требованиями прогностической модели, определить недостающие знания, умения, качества.
II этап. Выявление характера и объема профессионального опыта людей.
Цели:
* выяснение всех параметров профессиональной, бытовой, социальной деятельности, которые будут влиять на характер организации и эффективность обучения.
* определение возможностей использования жизненного опыта взрослого человека в качестве одного из источников обучения его самого или его коллег.
Для решения указанных целей выясняются:
1. психологические особенности слушателей;
2. когнитивный стиль кандидатов на обучение.
На этом этапе проводятся: диагностическое анкетирование, в ходе которого слушатель овладевает технологией самодиагностики образовательных потребностей.
Далее определяются стратегии обучения: чередование теоретического и практического, с использованием информационно-коммуникативных технологий в том числе.
Проводится отбор содержания обучения (нестандартное, индивидуальное содержание с учетом подготовки обучающихся) и структурирование содержания (по проблемным блокам, учебным модулям).
При этом осуществляется детальная проработка содержания применительно к конкретному контингенту обучаемых: кто эти специалисты? (директора ли образовательных учреждений, зам. директора по учебно-методической работе, бухгалтера, методисты, педагоги) и к выполнению ими их функциональных обязанностей.
Она заключается в следующем:
1. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала. Это ставит андрагога перед необходимостью тщательно продумывать, что должно быть изложено словами, что следует показать с помощью аудио - видео средств, что предложить для самостоятельного усвоения.
2. Адаптация учебного материала соответственно уровню подготовки контингента обучающихся. Но при этом доступность содержания не должна наносить ущерб научности. Обсуждение проблем и задач требует от обучающихся определенных усилий, ибо без преодоления учебных трудностей учение, а тем более проявление активной заинтересованности в этом учении невозможно. В начале учебного курса уровень доступности, популярной доходчивости учебного материала планируется максимальным. С ростом активности обучающихся и формированием стабильных групп, сложность предлагаемых к изучению вопросов неизменно повышается. Так, на первых занятиях некоторые положения из рассматриваемой области знаний можно предлагать в виде аксиом, а в дальнейшем ставить перед слушателями проблемы для обсуждения. На первых занятиях можно односторонне освещать те или иные понятия и закономерности, а в последствии давать многостороннее освещение, побуждающее к дискуссиям.
3. Содержание образования предельно ориентируется на практическое применение, т.к. обучаемые стремятся сразу же применить полученную информацию после ее получения или обсуждения (особенности взрослого). Для этого андрагог конструирует содержание образования по нескольким направлениям:
* теоретические (научные знания);
* их значимость и применимость на практике;
* конкретные рекомендации по применению.
Иногда слушатели довольно плохо воспринимают первую из этих позиций. Тогда преподаватель должен пересмотреть логику изложения:
* сначала будет обсуждать текущую практику, присущие ей достоинства и недостатки,
* затем раскроет теоретические основы изучаемого явления,
* а после проявленного интереса к теории даст рекомендации по устранению тех или иных недостатков практики, но уже на базе усвоенных теоретических знаний.
Далее подбираются средства, формы, методы обучения с учетом психолого-андрагогических характеристик, жизненного опыта, и когнитивных стилей.
Следует отметить, что отобранные методы обучения, претерпели значительные изменения в связи с гибкой организационной структурой, обогащающимся содержанием образования и особенностями обучения взрослых.
Как известно, к традиционным технологиям обучения взрослых относят фронтальную форму обучения и лекционно-семинарско-зачетную систему, структура которой такова: сначала учебный материал преподносится группе лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, результаты усвоения проверяются в форме зачетов. Как правило, эти формы обучения (без эмоционального воздействия преподавателя) приводят к пассивности или видимости активности обучаемых.
Предлагаемая нами «проблемность» качественно меняет характер взаимодействия андрагога со взрослыми учащимися. Возникает потребность в групповых обсуждениях, диалоге, как норме межличностного взаимодействия, в котором все участники видят себя равными. Такое обучение становится не только эффективным средством познания, но и средством ценностного осмысления личностью своего отношения к миру, к самому себе.
Для большей эффективности процесса обучения, предлагаем создать условия для ценностно-ролевого самоопределения в основных профессиональных ролях, которые будет выполнять специалист. Для этого вводится как одна из форм процесса обучения организационно-деятельностная или ролевая игра. Характер учебного процесса в этом случае становится более практико-ориентированным.
Процесс обучения.
Первым занятием в учебном дне ставится установочная лекция по основным вопросам темы. Затем следует семинар, позволяющий обучающимся глубже изучить и обсудить различные аспекты этой же темы. Установочная лекция начинается с раздачи лектором всем слушателям методических материалов (тезисов лекции), на которых слушатели делают свои пометки, а в конце занятия он выдаст пособие (рекомендации) для самообразования по теме лекции.
Такая лекция станет инструментом развития активности слушателей, а преподаватель уже не оратор, а собеседник. Он, преподаватель, не "вещает", а выступает как бы консультантом (гидом) в изучаемых вопросах, помогая слушателям постичь их суть.
Семинар планируется как оживленное обсуждение сущности изучаемой проблемы. Но обучающиеся, выступая на нем, будут опираться уже не только на накопленные знания и опыт, но и на изученную при подготовке литературу по теме, которая им предварительно рекомендована преподавателем. Роль андрагога ограничится управлением обсуждения на семинаре и обобщением выступлений. В идеале преподаватель должен добиться, чтобы на семинаре выступили все члены учебной группы.
Популярной формой занятий в последнее десятилетие стали учебные игры. В обучение специалистов предлагается ввести организационно-деятельностную или ролевую игру. При ролевой игре слушатели примут на себя те или иные роли и проиграют близкую к реальной ситуацию (например, «Функциональные обязанности персонала в методических центрах»). В игре участвуют разбившиеся на небольшие группы обучающиеся, им раздаются материалы, в которых представлена та или иная проблема. Задача групп - решить проблему оптимальным способом. Организация игры, ее корректировка и обобщающая оценка - задача преподавателя (сценарии игр можно привести в следующих номерах журнала).
В качестве одного из ведущих средств обучения в данном случае может быть также и учебное пособие, которое призвано обеспечить самостоятельную работу обучающихся. Учебное пособие должно содержать цели и ориентиры обучения, учебные тексты, указания по методике, глоссарий, задания по самоконтролю.
Все перечисленные процедуры планирования должны быть отражены в программе обучающего курса.
Программа обучения составляется по модульной технологии, предусматривающей инвариантную и вариативную часть, адаптированную к выполнению соответствующих функций специалистов.
В построении модуля осуществляется структурирование деятельности слушателя в логике этапов усвоения знаний, что предоставит возможность осуществлять проблемное обучение.
Почему мы рекомендуем составление программы обучения осуществлять на модульной основе?
Потому, что модульное обучение позволяет усилить его качество и эффективность, сократить время учебного курса на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала.
Реализовать программу, используя представленную выше модель обучения возможно, если преподаватель:
* организует взаимоотношение всех участников процесса обучения;
* проведет оперативную психолого-диагностическую процедуру;
* создаст реальные учебные ситуации;
* внесет коррективы в использование форм учебной деятельности.
Необходимым условием реализации программы, является то, чтобы преподаватель вносил изменения в содержание, источники, средства, формы, методы обучения совместно с обучающимися. Только в этом случае каждый обучаемый получит сугубо индивидуальный комплекс знаний, дифференцированных с учетом его образовательных потребностей и образовательных запросов, функций.
Заметим, что процесс обучения в предложенной технологии построен на преодолении многих проблем сегодняшнего профессионального образования: сокращении времени обучения, повышении его качества, объективизации критериев оценивания, ориентации обучения на конкретного человека, обучение “до результата” взамен традиционного “по времени”.
Как видим, организация обучения с учетом андрагогических позиций позволяет человеку в ходе обучения управлять своим развитием. Это управление развитием представляется как структура, в которую входят обращения людей друг к другу, приемы мысли и особенности восприятия, способы деятельности. Обращение людей друг к другу включает связи и отношения участников образовательного процесса, имеющие определенный порядок, в котором способы деятельности задаются интеллектуальной игрой, имеющей специально подготовленный методологический сценарный рисунок, включающий методы и приемы активного обучения.
|