Курышева Людмила Петровна
Основные направления краеведческой работы учителя словесности
Основные направления модернизации школы затрагивают все стороны деятельности учителя. Главное, что требуется от учителя, - совершенствование уровня преподавания, формирование мотивации к обучению. В этих условиях возрастает значение учета местных особенностей русского языка как на уроках словесности, так и на внеклассных мероприятиях. В связи с этим краеведение может стать системообразующей категорией в обучении языку.
Изучение местного диалектного и ономастического материала позволит вскрыть особенности русского языка, характерные для ранних этапов развития, что помогает актуализировать межпредметные связи курса русского языка с историей, географией и т.д., организует учебную и внеклассную работу по предмету, прививает интерес и любовь к родному слову.
Складывается определенная система работы в контексте обозначенных представлений. Основная часть - организация факультатива «Языковая культура Вологодского края», Рассчитанная на 64 часа
Тема занятия
|
Содержание работы
|
Работа учащихся
|
Введение. Понятие о диалектологии
|
Лекция. Прослушивание аудиозаписей.
|
«Перевод» на современный русский язык
|
Диалектные словари, принципы создания. Их создатели.
|
|
|
«Лексический атлас русских народных говоров». Место вологодских говоров в нем.
|
Презентация электронного словаря
|
|
«Словарь вологодских говоров». Т. Г. Паникаровская - руководитель создания словаря
|
|
Работа со словарем, конспектирование статьи о Т. Г. Паникаровской
|
Практическая работа. Структура словарной статьи. Составление словарной статьи.
|
|
Анализ слов. Статьи. Создание собственной.
|
Диалектная фонетика. Оканье.
|
|
|
Фонетические явления в области согласных: цоканье, чоканье
|
|
|
Пр. р.Анализ фонетических особенностей говора (аудиозапись)
|
|
Транскрибирование диалектного текста
|
Диалектное словообразование. Работы Е. Н. Шабровой, Е. А. Кирилловой
|
|
|
Диалектная морфология.
|
|
|
Особенности употребления разных частей речи в вологодских говорах
|
|
|
Пр.р Анализ диалектных тестов с точки зрения морфологии (сказки, пословицы)
|
|
|
Разв. Речи Выразительное чтение диалектного текста. Мелодия говора
|
|
|
Защита проектов
|
|
Подготовка сообщений, презентаций
|
Диалектная лексика. Виды диалектных слов.
|
|
|
Лексика природы в говорах нашего края
|
|
|
Сельскохозяйственная лексика
|
|
|
Местные названия жилища и его частей
|
|
|
Быт, народные обычаи, развлечения и игры старой деревни
|
|
|
Старинные ремесла и промыслы нашей местности
|
|
|
Названия пирогов и других выпечных изделий
|
|
|
Многозначные слова в говоре
|
|
|
Синонимы, омонимы, антонимы в говоре
|
|
|
Местный речевой этикет
|
|
|
Антропонимика.
|
Знакомство со «Словарем вологодских личных имен» Ю. И. Чайкиной
|
Сообщения о фамилиях учеников
|
Топонимия. Виды топонимов
|
Работа с картой области, объяснение происхождения топонимов
|
|
Описание системы микротопонимов деревни
|
Принципы и способы номинации географических объектов
|
Выяснение названий болот, лугов, покосов, пастбищ, водоемов. Создание описания
|
Пр.р.Описание системы микротопонимов д.Кубенская Вожегодского района
|
|
|
Диалектные слова в художественных текстах
|
Чтение, анализ стихотворений
|
|
Рр Анализ поэтического текста вологодских авторов
|
|
|
В. И. Даль и его словарь как сокровищница диалектных слов
|
|
Выборка слов из СД с пометой «вологодск.»
|
Представление исследование по микротопонимии
|
|
|
Диалектный синтаксис
|
|
|
Индивидуальные консультации
|
|
|
Итоговое занятие «Бабушкины слова»
|
|
|
Судьба говора в современном мире
|
|
Конкурс сочинений
|
Задания на лето.
|
Организация семейных диалектологических и фольклорных экспедиций
|
|
Следующее направление деятельности словесника -- введение регионального компонента в структуру учебных курсов русского языка и литературы. Так при изучении темы «Былины» на уроке внеклассного чтения изучаются былины родного края, также в темах «Лирические песни», «Пословицы, поговорки», «Загадки», «Жития». Предлагаются для обсуждения и анализа произведения вологодских авторов: при изучении в 11 классе творчества С. А. Есенина обязательно уделяется час на знакомство с поэзией Н. А. Клюева. На протяжении всей учебы дети знакомятся с творчеством родного края.
Далее - Экскурсионная работа, Цель ее - формирование наглядного представления о языковой культуре родного края: Рубцовская осень в музее «Век 20. Литература. Искусство »; знакомство с центром писателя В. И. Белова, поездка в Белозерск, на родину поэта С. Орлова, в Спасо - Прилуцкий монастырь на могилу К. Н. Батюшкова и пр. Составление учащимися заочных экскурсий, филологических карт
Исследовательская работа учащихся. Организация встреч с писателями, работа над темой «В мастерской писателя»: собирание коллекции писательских приемов, подходов к выбору тем, героев, работы со словом. Результаты - доклады на научно-практических конференциях «Мир через культуру», участие в работе школьного НОУ.
Культуроведческая деятельность. Написание отзывов о просмотренных в местных театрах спектаклей, о посещенных выставках. Публикации в «Вологодской афише»
Таким образом, работа по краеведению кладется в основу обучения языку, понимания его закономерностей, формирует мотивацию к изучению и сохранению наследия предков.
|
|
На: Основные направления краеведческой работы словесника
Очень интересно, Людмила Петровна! Мне самой данное направление работы по душе! Знакомясь с опытом коллег, всегда находишь что-то полезное и для себя. Спасибо! Успехов!!! С уважением Кузнецова Е.А.
На: Основные направления краеведческой работы словесника
Спасибо, Людмила Петровна, за то, что поделились опытом! Я начинаю со своими детьми краеведческую работу. Определяем направление. Не знаю, как получится, но надеюсь, что сможем. Детям интересно.
На: Основные направления краеведческой работы словесника
Спасибо, коллеги, за отзывы. Вчера, 6 февраля, участвовали в городской конференции "Мир через культуру", мы с моими шестиклассниками были самыми маленькими, но просмотрелись неплохо Звучала интересная тема "Женская поэзия Вологодчины" в исполнении 9 класса 5 школы Вологды. Эта тема будет интересна и на материале других областей, ибо сам вопрос о женской поэзии весьма спорный, помните, всегда Поэт или Поэтесса? Есть смысл попробовать?!
На: Основные направления краеведческой работы словесника
Интересная тема, Людмила Петровна!
У нас в посёлке есть свои местные поэты. Посёлок хотя и небольшой, но люди творческие. Проблема только в том, что у нас не проводятся подобные Вашим конференции Всё-таки в городе возможностей больше для реализации планов. Но мы пытаемся что-то изменить.
На: Основные направления краеведческой работы словесника
Татьяна