Метод кейсов, казусов (от лат. casus - запутанный или необычный случай). Метод не требует больших материальных или временных затрат и предполагает вариативность обучения.
Кейс- метод - это деловая игра в миниатюре, так как сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой.
Сущьность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельости по разработке решений.
Описание ситуации для стимулирования творческой и критической деятельности обучающихся может носить различный характер в зависимости от педагогической цели ее использования в учебном процессе.
Метод ситуационного анализа (cese study method) состоит в том, что слушатель, ознакомившись с описанием организационной проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими обучаемыми.
Метод "кейс-стади", относится к интерактивному и имеет следующие характеристики:
* использование фактических организационных проблем;
* возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии решений;
* минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга;
* наличие у каждого права на правильные и неправильные ответы;
* организатор занятия проводит обучаемых через все этапы сценария и использкет функции эксперта. катализатора учебного процесса и тренера.
Порядок работы по методу "кейс-стади"
Индивидуальная работа
|
30% времени |
1. Ознакомление с ситуацией (по тексту или по рассказу)
2. Выявление проблем
3. Обобщение информации
4. Анализ информации
|
Групповая работа |
50% времени |
1. Уточнение проблем и их иерархия
2. Формирование альтернатив решения
3. Составление перечня преимуществ и недостатка каждого решения
4. Оценка альтернатив
|
Индивидуальная и групповая работа |
20% времени |
1. Обоснование возможности применения альтернатив
2. Подготовка отчета и презентации результата
|
Кейсы следует разрабатывать с учетом характеристи, обеспечивающих эффективность их использования в обучающих программах:
во-первых, кейс должен соответствовать целям обучения;
во-вторых, кейс должен быть максимально приближен к реальной профессиональной деятельности (реальное событие или искуственно воздаваемая ситуация, где часть реального материала компелируется с какой-либо типовой проблемой);
в-третьих, задание должно быть подобрано таким образом. чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения;
в-четвертых, кейсы могут отличаться по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности проблемы;
в-пятых, материал кейса следует обновлять с изменениями в реальной практике.
|