Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».

Фото пользователя Ирина Александровна Прохорова
Размещено: Ирина Александровна Прохорова - сб, 30/01/2010 - 23:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Прохорова Ирина Александровна
Место работы, должность: 
МОУ "Рождественская сош" Собинский район Владимирская область Учитель биологии и химии
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Методическая разработка учебного занятия по химии в 9-ом классе. Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа». урок совершенствования ЗУН (с включением лабораторной работы). Форма проведения: урок с включением коллективных, парных, индивидуальных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся Использование приёмов развития критического мышления

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 st1 невозможно вставить вокруг нескольких выделенных фрагментов. /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-unhide:no; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Методическая разработка учебного занятия по химии в 9-ом классе.

 

Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».

 

Место урока в подтеме «Азот и его соединения»:

1)      Характеристика азота как химического элемента и простого вещества.

2)      Аммиак – H3 N – « летучая щёлочь».

3)      Соли аммония.

4)      Азотная кислота - HNO3 – «взрывоопасная царская особа».

5)      Правда ли, что нитраты вредны?

6)      Круговорот азота в природе.

7)      Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота»

 

Цель: сформировать представление учащихся о  взаимосвязи строения, свойств и применения веществ  в ходе составления характеристики азотной кислоты.

 

Задачи:

-   способствовать  систематизации  понятийного аппарата: вещество, электролит, электролитическая диссоциация, ион, заряд иона, гидроксид, кислота, физические свойства азотной кислоты, химические свойства азотной кислоты, общие свойства кислот, специфические свойства азотной кислоты, степень окисления химического элемента, окислитель, восстановитель,   взаимосвязь строения, свойств и применения  азотной кислоты на уровнях:

«5»  - обосновать,   доказать;  «4» - характеризовать, применить;  «3» - рассказать;

-    способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять формулы веществ по степени окисления  химических элементов (по зарядам ионов), уравнения химических реакций с участием азотной кислоты;  проводить лабораторные опыты по исследованию физических и химических свойств азотной кислоты с соблюдением правил ТБ;

-          способствовать  формированию общеучебных умений:   

                                                                      а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты,  устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать кислоты по свойству реагирования с металлами; делать выводы); 

                                                                       б) учебно-информационных (работать с  инструктивным  листом, учебником и тестами как шпаргалкой, ПК);    

                                                                      в) учебно–организационных (понимать смысл задания,  распределять время для выполнения тестовых заданий и их проверки, планировать работу по организации эксперимента, проводить эксперимент,   осуществлять самоконтроль);                                                      

                                                                      г) учебно-коммуникативных (сотрудничать в  паре с одноклассником);

-         способствовать формированию критического мышления учащихся  (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными); 

-        создать условия для формирования товарищеских отношений между учениками через включение  их в  парную форму  работы.

 

Тип  учебного занятия (по М.И. Махмутову):   урок совершенствования ЗУН (с включением  лабораторной    работы).

Форма проведения: урок с включением  коллективных, парных, индивидуальных  форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ПК.  

Продолжительность учебного занятия:  45 минут. 

Использование  педагогических технологий: метод  проблемного обучения (проверка гипотезы при   проведении лабораторного опыта);

                                                                                    приём  технологии развития критического мышления («Мозговой штурм»). 

 

Оборудование:  

1) демонстрационный опыт в вытяжном шкафу (выполняет учитель): штатив с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, спички, HNO3 (конц. раствор), Cu;

2) лабораторные опыты (выполняют ученики): штатив с пробирками, штатив с реактивами HNO3 (раствор),  NaHCO3 (раствор), раствор лакмуса, раствор метилового оранжевого, спички, лучина;

3)   информационные листы для учащихся:

 а) «Модуль урока для учащихся» (в альбомном формате) – Приложение №1;  

б)  Схема – кластер «Характеристика   азотной   кислоты».  Приложение №7;     

4)    листы с учебными  заданиями для учащихся:

а) Задания с выбором одного верного ответа для индивидуальной работы учащегося (базовый  уровень сложности; репродуктивный вид деятельности) «Кислоты как класс неорганических веществ»  и ответы к ним.  Приложение №2  или  папка  “My Test”для работы на ПК;   

б) Задания   для  работы учащихся в парах (повышенный   уровень сложности; частично поисковый вид деятельности с позиции приёмов «Мозговой штурм» и «Знаю-Узнал»  технологии развития критического мышления) «Характеристика   азотной   кислоты. 1-ый вариант.» Приложение №3;     

в)   Задания   для  работы учащихся в парах (высокий  уровень сложности; частично поисковый вид деятельности с позиции приёмов «Мозговой штурм» и «Знаю-Узнал»  технологии развития критического мышления) «Химический кислотный ожог. 2-ой вариант.» Приложение № 4;             

г)  Задания   для  работы учащихся в парах (высокий  уровень сложности; частично поисковый вид деятельности с позиции приёмов «Мозговой штурм» и «Знаю-Узнал»  технологии развития критического мышления) «Особенные химические свойства азотной кислоты. 3-ий вариант.»  Приложение № 5; 

д)   Интересные сведения об азотной кислоте (у ученика – представителя Бюро химических находок)  «Знаете ли Вы, что…» Приложение №6;     

е)  «Азотная кислота HNO3 – «царская особа».  Приложение № 8;   

ж) «Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная  особа».  Приложение №9;     

5) учебные и наглядные пособия для учащихся: 

а) Габриелян О.С.  Химия.  9 класс: Учеб. для общеобразоват.  учеб.  заведений. – М.: Дрофа, 2008.  

б)  Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват.  учеб.  заведений. – М.: Просвещение, 2007, с.59. 

в)  мини-стенд в кабинете химии «Помоги себе сам»  (ПМП при различных видах травм, в т.ч. при ожогах разных видов).                          

6) экранные пособия, ПК:

а) электронная презентация «Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа» Приложение №10;     

б)  демонстрационная компьютерная техника;

в)  задания для самостоятельной проверочной работы учащихся в комппрограмме «My test» (репродуктивный уровень).

 

 Содержательная основа учебного занятия:

С о д е р ж а н и е

Ценностное отношение

Знания

Способы действий

Опорные

Новые

Опорные

Новые

- уровень жизни определяется ус-ловиями (жизнь как ценность);  

 -  перенесение  знаний  о хими-ческой агрессив-ности  азотной кислоты для по-нимания необхо-димости соблю-дения мер без-опасного обра-щения с ней и другими кисло-тами. 

 

-  состав кислот;

-  кислота как электролит;

- общие хими-ческие свойства кислот;

- методы позна-ния природы (наблюдение, сравнение, эксперимент).

 - азотная кисло-та – окислитель (причём по N+5); - специфические свойства азотной кислоты  (реак-ция с Ме, разло-жение)

- называть, объ-яснять признаки  кислот;

- работать со   шпаргалками (рисунками, тес-тами, схемами);

- работать с  ин-структивным ли-стом (по алго-ритму);

- выдвигать предположения;

-   проводить эксперимент под руководством учителя;

-  сотрудничать в  паре.

 -  проводить эксперимент самостоятельно;

- оформлять письменный от-чёт о наблюде-ниях, знаниях в виде схемы (кластера).

 

Л о г и к а       р а с с у ж д е н и я:

1.  Многообразие неорганических соединений. Кислоты – один из классов неорганических веществ. Особенности кислот.   (Общие знания о кислотах.)

2.  Азотная кислота. Общие с другими кислотами свойства. (От общих знаний - к частному конкретному веществу.)

3.  Специфические свойства азотной кислоты. (Исключение из общего правила).

4. Применение азотной кислоты. Первая медицинская помощь при кислотном химическом ожоге.  (Знание химических азов во имя сохранения собственного здоровья).

 


Структура урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

слайд

I.  (3′)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация и Мотивация деятельности учащихся на  совершенствование ЗУН через актуализацию знаний о  многообразии неорганических соединений, особенностях кислот.

1.  На доске (или на табличках) написаны слова «духи», «замок», «орган»,  «мука». Учитель не произносит вслух эти слова. Просит учеников объяснить причину объединения этих слов в одну группу.

 

 

2.                  Я Вам пожелаю давать ответы однозначные, а не двусмысленные (как эти слова). Пусть наука для Вас не превратится в му′ку, а станет ценностью подобно муке′, из которой выпекают хлеб.

Час пришёл, настало время,

Час тебе изведать тайну!

Тайна эта всем открыта

И у всех перед глазами,

Да никто её не знает,

Ибо смотрят – и не видят,

Видят – и не понимают…

До начала урока  учеников, обладающих высоким уровнем аналитического мышления,  учитель объединяет в пары. 

 

1.        Высказывают предположения о причине объединения этих четырёх слов в одну группу. Если ученики затрудняются с ответом, можно им предложить прочитать слова вслух.

(Эти   слова     двуударные,     т. е. «духи′ - ду′хи»,  «замок′ - за′мок»,  «о′рган - орган′», «мука′ - му′ка»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. (10′)

 

 

 

 

 

 

 

Выполне-

ние   +

проверка по эталону

 

 

 

Приёмы

«Мозго-

вой

штурм», «Знаю-Узнал»

Организация работы учащихся по   актуализации знаний о кислотах  при выполнении  заданий в парах и индивидуальных заданий с целью контроля ЗУН или подготовки сообщения для следующего этапа урока.

 

1. Прочтение задач №1 модуля урока. (Приложение № 1)

 

 Повторяют знания  о кислотах  в ходе выполнения    индивидуальных  заданий и заданий в парах с последующей самопроверкой и проверкой по эталону ответа.

 

 

 

1.  Знакомство с задачами №1 модуля урока, принятие задачи. (Приложение № 1)

2.  Выполнение заданий (9 минут):

А) проверка ЗУН при выполнении индивидуального тестового задания с выбором одного ответа   (базовый  уровень сложности; репродуктивный вид деятельности): «Кислоты как класс неорганических веществ» (Приложение № 2)

ВАЖНО!  При выполнении работы с бумажным носителем: 8 заданий + проверка по эталону ответов.

                       При выполнении работы в компьютерной программе «My test»: 10 заданий + автоматическая оценка работы.

Б)  подготовка сообщения для следующего этапа урока в ходе работы в парах (повышенный   уровень сложности):  «Характеристика  азотной кислоты. 1-ый вариант.»  (Приложение № 3)

В)  подготовка сообщения для следующего этапа урока в ходе работы в парах (высокий    уровень сложности):  «Химический кислотный ожог. 2-ой вариант» (Приложение № 4)

Г)  подготовка сообщения для следующего этапа урока в ходе работы в парах (высокий    уровень сложности):  «Особенные химические свойства азотной кислоты. 3-ий вариант»  (Приложение № 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«My test»

Ш. (2′)

 

Организация учащихся для выполнения оздоровительной гимнастики для глаз.

 

Выполняют оздоровительную  гимнастику для глаз.

 

IV.  (20′)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка

гипотезы

в ходе л/о

 

Связь свойств кислоты и примене-ния

 

 

 

 

 

Проверка

гипотезы

в ходе

демонст-

рации

опыта

Организация работы учащихся по совершенствованию ЗУН   при изучении азотной кислоты как кислородсодержащего соединения азота.

 

1. Обращается к ученику, представителю Бюро химических находок, с просьбой зачитать   информацию «Знаете ли Вы, что…» (про азотную кислоту), просит остальных учеников   назвать вещество, которому посвящены факты. (Приложение № 6)

 

 

 

Совершенствуют ЗУН при изучении азотной кислоты, отчёт учащихся о работе в парах при подготовке по заданию учителя.

 

 

 

1. Ученик, представитель Бюро химических находок, перечисляет факты (Приложение № 6), учащиеся слушают информацию  «Знаете ли Вы, что…», пытаются назвать вещество, о котором идёт речь.

(По возможности, текст выводится на доску с помощью компьютерной демонстрационной техники – демонстрация слайда №2 электронной презентации Приложение №10)

 

 

 

 

 

 

 

 

№2

 

№1

2. Формулирует тему урока: «Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».

3. Прочтение задач №2 модуля урока. (Приложение №1 + демонстрация слайда №3 электронной презентации  Приложение №10)

 

2. Записывают дату   в  схему-кластер. (Приложение № 7)

 

 

3. Знакомство с задачами №2 модуля урока, принятие задач. (Приложение №1 + демонстрация слайда №3 электронной презентации  Приложение №10)

 

 

 

 

№3

4.  Выполнить задания модуля урока

«3-1. кислота» (Приложение №1)

 Объяснить смысл слова «кислота» в теме урока, используя теоретические знания и практические навыки.

 

 А)  – В)    организация познавательной деятельности учащихся по умелому пользованию собственными знаниями, информацией тестов, слайдов как подсказками при составлении  характеристики азотной кислоты.

 

 

 

 

Г)  организация познавательной деятельности учащихся для проверки предположений и  закрепления практических навыков при выполнении  лабораторной работы.

 

 

 

 

 

 

4. Работают с пунктом «3-1. кислота»   модуля урока.

 

 

 

 

 

А)  Дают определение понятия «кислота», перечисляют способы обнаружения кислот с помощью индикаторов.

Б) Ответ пары 1-ого варианта по вопросу «Общие свойства кислот» (подсказка в тесте № 4, 2, 3, 6, 8 Приложение №2 +  демонстрация слайдов №5, 6, 7  электронной презентации  Приложение №10)

В) Ответ пары 2-ого варианта по вопросу «Химический кислотный ожог» (подсказка в тесте № 8 Приложение №2).

Записывают уравнение  реакции азотной кислоты с солью NaНСО3 в блок №3 схемы-кластера.

Г) Выполняют лабораторный опыт   по описанию физических свойств азотной кислоты, по взаимодействию азотной кислоты с индикаторами, доказывают правильность своих предположений. Записывают физические свойства кислоты, уравнение диссоциации азотной кислоты в блок № 2; 3 схемы -кластера.

Выполняют лабораторный опыт   по взаимодействию азотной кислоты с солью NaНСО3. Проверяют наличие углекислого газа в пробирке. Связывают свойства кислоты  для оказания пмп при кислотном ожоге.

 

№4

 

 

 

 

 

№5

 

1) №6+ №7

2) №6+ №7

 3) №6+№7

 

 

4) №6+ №7

5.   Выполнить задания модуля урока «3-2.  особа» (Приложение №1 )

 Объяснить смысл слова «особа» в теме урока, используя теоретические знания и практические  умения вести наблюдение.

А) Как реагируют кислоты с металлами? Что при этом получается?

А так ли реагирует азотная кислота? Как проверить?

 

 

Учитель демонстрирует опыт: HNO3 + Си.

 

 

 

 

 

 

 

5. Работают с пунктом «3-2. особа»   модуля урока.

 

 

 

 

А)  Высказывают предположения, что в реакции азотной кислоты с металлами выделяется водород и образуется соль-нитрат. Это можно проверить на опыте.

 

 

 

Ученики наблюдают и делают вывод, что кислота не выделяет водород, а появился другой газ.

 Б)   Ответ пары 3-его варианта по вопросу «Особенные химические   свойства азотной кислоты»  (демонстрация слайда  №8  электронной презентации  Приложение №10)

В процессе ответа остальные ученики   вписывают информацию в схему-кластер  блок №4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 №8

6. Выполнить задания модуля урока

«3-3.   царская» (Приложение №1 )

 Объяснить смысл слова «царская» в теме урока, используя информацию «Знаете ли Вы…» (Приложение №6) и иллюстрацию про «царскую водку» (Приложение №8 или   слайд №9 электронной презентации Приложение №10.

 

6. Работают с пунктом «3-3. царская»   модуля урока.

 

Высказывают предположения о таком названии кислоты, исходя из информации «Знаете ли Вы…» (Приложение №6) и иллюстрации про «царскую водку» (Приложение №8) или при демонстрации слайда №9 электронной презентации Приложение №10.

Ученики пары 3-его варианта корректируют ответ одноклассников.

 

 

 

№9

7. Выполнить задания модуля урока

«3-4. взрывоопасная» (Приложение №1 )

 А) Объяснить смысл слова «взрывоопасная» в теме урока, используя информацию «Знаете ли Вы…» (Приложение №6)   или   слайд №10 электронной презентации Приложение №10.

 

 

 

7. Работают с пунктом «3-4. взрывоопасная» модуля урока.

А) Ученики пары 3-его варианта  поясняют причину выбора такого названия кислоты, исходя из информации «Знаете ли Вы…» (Приложение №6)   или при демонстрации слайда №10 электронной презентации Приложение №10.

Записывают уравнение реакции разложения кислоты в схему-кластер блок №4.

 

 

V.  (4′)

Организация работы учащихся по формулированию вывода, оценке правильности рисунка.

 А) Вывод: Какие особенности азотной кислоты позволяют награждать её эпитетами «особая» и «взрывоопасная»?

Б) Какую неточность допустил учитель на рисунке   «разложение азотной кислоты» (Приложение №9) или   слайд №10 электронной презентации Приложение №10.

В) Химическая активность азотной кислоты позволяет нам применять её в жизни. А как?

 

 

 

Формулируют вывод, пользуясь схемой-кластером.

 

 

Сравнивают уравнение реакции разложения кислоты и рисунок (Приложение №9) или при демонстрации  слайда №10 электронной презентации Приложение №10.

 

Перечисляют сферы применения азотной кислоты при демонстрации  слайда №11 электронной презентации Приложение №10.

 

 

 

 

 

 

 

№10

 

 

 

 

 

№11

 

VI. (3′)

Д/З:  § 27 (с.156-157),

закончить и выучить записи в кластере

Базовый уровень сложности:

с.158 № 2, 4 (для конц.), 6 (расч. задача без «68%»,  с «276 г»).

Повышенный и высокий уровень сложности:

с.158 № 4 (для Аg), 5 (для N2) , 6 (расч. задача).

(на следующем уроке проверка №5 по слайду №4 электронной презентации Приложение №10)

Комментирует д/з, отметки за урок; принимает возможные апелляции от учеников по выставленным отметкам.

Просматривают  д/з   с   целью  его  понимания, указывают в дневнике «см. модуль урока».

Сдают  классные  работы учителю  для дополнительной  проверки.

 

 

 

№12

VII. (1′)

Мотивирует учащихся на новую встречу и демонстрирует слайд №12  электронной презентации Приложение №10.

Нитраты – соли азотной кислоты. Говорят, что они очень вредны. Правда ли это?

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
азотная кислота - урок.doc 6.28 Мбайт
Азотная кислота=.ppt 515 Кбайт
MyTest.zip 2.54 Мбайт
Пояснение к электронным средствам.doc 47 Кбайт


Фото пользователя Валерий Викторович Гречушкин

На: Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».


Спасибо огромное за прекрасную разработку, урок получился увлекательный! Главное, очень понравился детям!

С уважением,Валерий Гречушкин.




Фото пользователя Лариса Тадуешевна Ткаченко

На: Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».


Ирина Александровна, спасибо за такой интересный и подробный урок.



Фото пользователя Гузяль Зиннятовна Абдряхимова

На: Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».


Ирина Александровна большое вам спасибо за прекрасный материал. Попробовала на уроке.
С уважением Гузяль Абдряхимова



Фото пользователя Светлана Владимировна Антипина

На: Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».


Замечательный урок, большое спасибо автору за разработку. 



Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн