Лот 2. МОУ гимназия №23. Яковлева Татьяна Геннадьевна
Размещено: Татьяна Геннадьевна Яковлева - сб, 30/01/2010 - 13:18
Предмет:информатика.
Класс:6
Место в системе уроков по теме «Основы алгоритмизации»:изучается после знакомства со средой исполнителя и основными командами
Тема урока:"Исполнитель Черепашка - художник".
Цель урока.
Закрепить знание и понимание назначения основных команд исполнителя Черепашка. Научиться составлять алгоритмы решения нестандартных задач.
Задачи урока.
Вспомнить и закрепить назначение основных команд исполнителя Черепашка.
Научиться выполнять готовый алгоритм, составленный для исполнителя Черепашка, на интерактивной доске.
Закрепить умение составлять алгоритм из заданных команд.
Научиться использовать линейку и транспортир для измерения углов и длин отрезков на интерактивной доске.
Научиться определять параметры команд исполнителя в конкретной ситуации.
Используемые педагогические технологии.
Информационно-коммуникационные технологии (презентация).
Проблемный метод.
Технология интеграции на основе межпредметных связей – использование знаний и навыков, полученных на уроках математики
Здоровьесберегающие технологии – физкультминутка в середине работы
Ожидаемые результаты.
Задания данного урока позволят учащимся глубже познакомиться с назначением команд исполнителя Черепашка за счёт выполнения реальных опраций перемещения и поворота исполнителя, измерения углов и длин отрезков. После данного урока назначение команд исполнителя перейдёт из категории знать в категорию понимать и применять.
Методическая эффективность использования функций программы инструментария интерактивной доски SmartBoard.
Использование возможностей интерактивной доски позволит включить в процесс изучения закрепления изученного материала действия с объектами, приближенными к реальным (перемещение фигурки, заменяющей исполнителя, её повороты, измерение угло и длин отрезков).
Использование системы интерактивного голосования Senteo позволяет провести проверку полученных знаний быстро и наглядно.
Основные этапы урока
1 этап урока– организационный (3 минуты)
Приветствие.
Сообщение темы
На экране слайд 1 с темой урока
На экране слайд с целями и задачами урока
вспомнить и закрепить назначение основных команд исполнителя Черепашка;
научиться выполнять готовый алгоритм, составленный для исполнителя Черепашка, на интерактивной доске;
потренироваться в составлении алгоритма из заданных команд;
научиться использовать линейку и транспортир для измерения углов и длин отрезков на интерактивной доске;
научиться определять параметры команд исполнителя в конкретной ситуации
2 этап урока – закрепление ранее полученных знаний (основные команды исполнителя Черепашка и их назначение); работа на интерактивной доске и в тетрадях (25 минут).
Слайд 2
Задание:
1)Нижняя часть экрана закрыта шторкой.
Установить соответствие между записью команды исполнителя и её назначением, соединив их линией
2) Шторка отодвигается, открывая набор команд в краткой записи.
Установить соответствие между краткой и полной записью команды
Действия ученика и учителя
Учитель формулирует первое задание
Ученик берёт маркер любого цвета и последовательно соединяет команду исполнителя Черепашка и её назначение
Учитель отодвигает шторку и формулирует второе задание
Ученик, выбрав действие «выделение», перетаскивает краткую форму команды, устанавливая её напротив полной формы
Результат выполнения заданий:
Слайд 3
Задание:
Требуется из заданных команд, перемещая их по слайду, составить алгоритм изображения цифры для исполнителя Черепашка.
Действия ученика и учителя
Учитель объясняет, что команд исполнителя на доске достаточно много, чтобы составить из них нужный алгоритм.
Ученик, используя инструмент «выделение», последовательно перетаскивает команды на нужное место в алгоритме. (Команды при этом не исчезают, т.к. к ним применена операция «множественного клонирования»)
Результат выполнения заданий:
Слайд 4
Задание:
Требуется, перемещая и поворачивая Черепашку, пройти путь, заданный алгоритмом. При этом рисовать маркером след, который оставляет Черепашка при перемещении, и отмечать уже выполненные команды алгоритма.
Действия ученика и учителя
Учитель напоминает, какие инструменты нужно использовать для перемещения Черепашки, как её поворачивать, каким инструментом изображать след и отмечать выполненные команды.
Ученики, используя инструменты «выделение» и маркер, проводит исполнителя по заданному алгоритмом пути, изображает его и отмечает выполненные команды.
Результат выполнения заданий:
Слайд 5
Задание:
1)Нижняя часть экрана закрыта шторкой.
Определить, какую из предложенных справа команд нужно вставить в алгоритм, чтобы Черепашка попала в заданную точку.
2) Шторка частично сдвигается влево, открывая транспортир.
С помощью транспортира измерить угол и вписать его значение в команду вместо знака «?».
3) Шторка сдвигается полностью, открывая второй путь Черепашки
Для второго пути выполнить тоже задание.
Действия ученика и учителя
Ученик, выбрав инструмент «выделение», выполняет первую команду алгоритма, перемещая исполнителя вдоль первого луча до вершины угла. После чего поворачивает исполнителя в нужном направлении и решает, какую команду следует выбрать ПР ? Или ЛВ ? Переносит команду на нужное место в алгоритме.
Учитель задаёт вопрос «Как измерить угол поворота?», отодвигает шторку и открывает транспортир, показывает, как его использовать.
Ученик, выбрав действие «выделение», перетаскивает и поворачивает транспортир так, чтобы измерить градусную меру угла. Берёт маркер и вписывает недостающий параметр в команду поворота.
Учитель отодвигаетшторку, открывая второй пример.
Ученик для второй траектории проделывает те же операции, что и для первой.
Результат выполнения заданий:
Физкульминутка (2 минуты)
Слайд 6
Задание:
Для исполнителя Черепашка составлен алгоритм изображения домика, но в алгоритме у всех команд отсутствует значение параметра. Требуется последовательно шаг за шагом, перемещая и поворачивая Черепашку, измерить все углы и длины отрезков, вписать их в алгоритм.
Действия ученика и учителя
Ученики отвечают на вопросы учителя:
«Какие величины необходимо измерить, чтобы дописать параметры команд в алгоритме?» – «Длину отрезка и градусную меру углов»,
«Какие инструменты используются для измерения отрезков?» - «Линейка»,
«А углов?» – «Транспортир».
Учитель отодвигает шторку, открываются линейка и транспортир.
Ученики(можно вызвать4-5 учеников), выходя к доске, измеряют линейкой длину очередного отрезка и угол поворота, записывают полученные величины в алгоритм
Результат выполнения заданий:
3 этап урока – проверка знаний; проводится небольшое (3 задания) тестирование с использованием системы интерактивного голосования Senteo; после проведения тестирования учитель выставляет оценки.
Слайд 7-9 (10 минут)
4 этап урока – подведение итогов (5 минут)
рефлексия: учащимся предлагается проанализировать урок, вспомнить и записать в тетради, какое задание вызвало наибольшие затруднения при выполнении;