Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лот 2. МСКОУ школа-интернат№12 Шитлина Татьяна Александровна

Размещено: Татьяна Александровна Шитлина - пт, 29/01/2010 - 17:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шитлина Татьяна Александровна
Место работы, должность: 
МСКОУ школа-интернат II вида №12 учитель
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, формировать умение отличать причастия от прилагательного.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др. «Русский язык. 7класс». М.,»Просвещение»,2007г.

Используемая методическая литература: 

ФёдороваМ.В.. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. - М.:Просвещение,2006

 
Н.Е. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7кл. Москва «ВАКО» 2006.

 

Используемое оборудование: 

интерактивная доска StarBoard Heitachi, СПО -  Smart Notebook 9.7. 

 

Используемые ЦОР: 

Министерство образования и науки Российской Федерации. Национальный фонд    подготовки кадров. Проект «Информатизация системы образования». Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. 13-е издание – М.: Дрофа, 2004 г.

 

Краткое описание: 
Объяснение новой темы. Форма урока - сказка. Поэтапно учитель знакомит ребят с новой частью речи – причастием. Вспоминаются категории прилагательного и глагола. Учитель учит отличать причастия от прилагательного, пробуют это сделать вместе, а затем на экране учащимся даётся задание самостоятельно выписать в тетрадь в один столбик – прилагательные, в другой – причастия. Потом коллективно проверяется задание.

 

Конспект урока по русскому языку
Тема «Причастие».
Учитель русского языка и литературы Т.А.Шитлина.
 
Цель: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, формировать умение отличать причастия от прилагательного.
Задачи:
ü      Работа по развитию речи: составлять распространённые, сложные предложения;
ü      выразительно читать поэтические строки из произведения Пушкина А.С.; составлять связный рассказ на лингвистическую тему;
ü      обогащать синтаксический строй речи учащихся путём использования причастий.
ü      Повторение: повторить грамматические признаки глагола и прилагательного.
Оборудование: ПК, ЖК-проектор, дидактический материал.
Ход урока.
1.                  Орг. момент.
2.                  Речевая минутка.
За экраном:
  • Какое сейчас время года? (осень)
  • Какой месяц? (октябрь)
  • «Наступила осень». Какое это предложение распространённое или нераспространённое?
  • Распространите это предложение. Это предложение сложное или простое? Почему?
  • Прочитайте выразительно предложение из стихотворения Пушкина «Октябрь уж наступил…»
  • Как понимаете выражение «Роща отряхает»? Как понимаете слово «нагих»?
  • Найдите:
    • существительное в этом предложении,
    • назовите прилагательные,
    • глаголы,
  • Ребята, а что такое глагол?
  • Что такое прилагательное?
3.                  Новая тема.

Сегодня на уроке мы познакомимся с другой частью речи – причастием.
Давайте вместе произнесём это слово.
Причастие – это сын дядюшки Глагола и художницы Прилагательное. Он прилетел с другой планеты – он там учится.
Потом сдаст экзамен на самостоятельность и станет самостоятельной частью речи. А пока его считают папочкиным сыночком, т.е. особой формой глагола.
Карточка «ПРИЧАСТИЕ – ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»
Мама Прилагательное и папа Глагол часто спорят, на кого больше похож их сыночек Причастие.
 
У них очень интересная семейка. Чем занимается его папа? (ответы учащихся).
Всегда что-нибудь делает – не может спокойно ни минутки посидеть, потому что он глагол.
Итак, ребята, слова ЧИТАЕТ, РИСУЕТ, ТАНЦУЕТ – это слова какой части речи? (глагол)
А что он обозначает? (обозначает действие предмета)
А мама любит все вещи раскрашивать. Особенно любит кошек раскрашивать.
Кошка становится какая? (усатая и т.д.)
Это признаки кошки.
Это постоянные признаки кошки, т.е. кошка всю свою кошачью жизнь ПОЛОСАТАЯ, РЫЖАЯ, ПУШИСТАЯ и УСАТАЯ.
А слова ПОЛОСАТАЯ, РЫЖАЯ, ПУШИСТАЯ какой частью речи являются? (прилагательным)
А что обозначает прилагательное? (обозначает признаки предмета)
А если кошку постричь? Она уже не будет пушистая. Какая кошка будет? (постриженная) Это тоже признак, только непостоянный, а по действию.
Почему? (отвечают дети)
Кошка же не всю жизни постриженная.
Когда она становится постриженной?
Только после того, как её постригли, т.е. совершили действие.
Покрасить – это глагол.
А если кошку покрасить, какая она станет? (покрашенная)
Покрашенной она становится только после того, как её покрасили, тоже совершили действие.
А пока кошку стригли, она мяукала, царапалась, орала.
Кошка какая? (мяукающая, царапающаяся, орущая)
Это признаки кошки по действию.
Мяукающая, орущая, царапающаяся   и есть причастие. Причастия похожи и на прилагательные и на глаголы т.к. Причастие похож и на маму Прилагательное и на папу Глагол.
Что же обозначает причастие? (признак предмета по действию).
Карточка «Причастие обозначает признак предмета по действию».
Ребята, посмотрите на экран.
Кто это? (собака)
Что она делает? (спит)
Собака какая? (спящая)
Прочитайте предложение.
Что в кастрюле? (суп)
Суп что делает? (кипит)
Значит супчик какой? (кипящий)
Прочитайте предложение.
Сейчас вы самостоятельно будете находить в тексте прилагательные и причастия. Только давайте разберёмся вместе как это делается.
Подберите прилагательное к слову мяч (баскетбольный, круглый, большой, резиновый).
В прилагательном есть действие?
А если я подброшу мяч, какой будет мяч? (летящий - причастие) Почему? Потому что мячик летит. (уронить мячик – учитель)
А сейчас мячик какой? (упавший - причастие) Почему? (мячик упал)
А в причастии есть действие?
На какие вопросы отвечает прилагательное?
А на какие вопросы отвечает причастие?
 
Включите мониторы. Прочитайте задание. Самостоятельно в тетради выполните задание. Вам помогут найти причастие следующие суффиксы.
Карточка «Суффиксы».
Выключите мониторы.
Проверяем прилагательные.
Проверяем причастия.
Ребята. Причастие собрался в путь дорогу. Мама Прилагательное и папа Глагол очень опечалились. Но сказали, что для путешествия ему нужно свидетельство о рождении, ведь он ещё не самостоятельная часть речи, а особая форма глагола.
Давайте вместе заполним свидетельство о рождении Причастию.
Мы знаем, что причастие - (это особая форма глагола). На какие вопросы отвечает причастие? Что обозначает причастие?
Посмотрите, как изменяется причастие.
По родам
По числам
По падежам
Значит, мы можем записать в свидетельство, что причастие изменяется:
По родам     По числам     По падежам
Так же, как и его мама Прилагательное.
Какого вида бывает глагол? (совершенного и несовершенного) На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?
И причастие тоже бывает совершенного и несовершенного вида.
Прочитайте примеры.
Если глагол совершенного вида, то и причастие, образованное от него тоже совершенного вида.
А если глагол несовершенного вида, то и причастие, образованное от него тоже несовершенного вида.
Значит, в свидетельстве о рождении мы можем записать, что причастие бывает, так же как и глагол, совершенного и несовершенного вида.
У глагола три времени. Какие? (прошедшее, настоящее, будущее). Приведите свои примеры. (улыбался, улыбаюсь, буду улыбаться). А Причастие ещё маленький, у него два времени: прошедшее и настоящее.
Прочитайте предложения.
В свидетельстве о рождении мы можем записать, что причастие бывает прошедшего и настоящего времени.
Составьте предложение со словом УЛЫБАЮЩИЙСЯ.
Например: «Улыбающийся человек смотрел в окно».
Чем в предложении является слово УЛЫБАЮЩИЙСЯ? (чаще всего ОПРЕДЕЛЕНИЕМ)
Почему? (Потому что отвечает на вопрос, КАКОЙ)
Вот и заполнили мы с вами свидетельство о рождении Причастия.
Теперь он может спокойно путешествовать по свету!
А сейчас, ребята, давайте поиграем. Придумайте себе и другу имена с причастиями.
Например, Татьяна Александровна вам всегда что-нибудь объясняет. Какое мы ей имя дадим? Объясняющая урок.
Вика. Любит читать книги. Значит её имя – читающая книги. А Женя у нас часто спит на уроке. Значит он – спящий на уроке. Ксюша – всегда всем помогает. Значит она – помогающая всем. Эля любит поливать цветы. Значит она – поливающая цветы. Саша любит играть в баскетбол. Играющий в баскетбол. Гена всегда кричит на переменах. Кричащий на перемене.
Следующее задание для знатоков русского языка. Победителю будет присвоено звание «Лучший знаток русского языка».
Итак, включите мониторы. Выполните задание 2.
Проверяем задание.

4.                  Подведение итогов.
Итак, ребята, с какой частью речи мы с вами познакомились? Что вы узнали о причастии?
5.                  Домашнее задание. Подготовить рассказ о причастии, используя свидетельство о рождении Причастия.
 

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн