3.Закрепление умения строить диалог, употребляя вопросы разного типа.
4.Воспитание чувства ответственности за своё поведение и поступки.
Ход урока.
Слово учителя.
- Сегодня мысобрались за круглым столом, чтобы ещё раз поговорить о комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Мы попытаемся раскрыть сущность ещё одной проблемы, затронутой в этом произведении. Но вот какой? Это предстоит определить вам самим.
Сценка.
Заходит опоздавший ученик. Он не здоровается, не извиняется, а перебивает учителя: «Это здесь про комедию Гоголя «Недоросль» будут говорить?»
(Обращается к ученикам)- Вот вам и подсказка той проблемы, о которой мы будем говорить.
- Чего не хватает этому человеку? (Воспитания)
- Что мы поняли по вопросу, который он задал? (Плохо образован)
Тема нашего урока «Воспитание и образование».
Слово учителя.
- За нашим круглым столом сегодня собрались научный сотрудник педагогического университета, занимающийся вопросами педагогики, историк, литератор и читатели, не имеющие пока профессии. Дадим слово научному сотруднику.
Научный сотрудникзадаёт вопросы собравшимся (раскрывает суть проблемы на основе диалога с читателями):
- Как вы понимаете слово воспитание? …(присутствующие отвечают)
Всё это правильно. Но значение этого слова по толковому словарю такое:
Воспитание – целенаправленная подготовка молодого поколенияк жизни в обществе. (Определение даётся на экране)
Обратите внимание на слово «целенаправленная». Оно сложное.
- Из каких слов оно состоит? (Цель и направление!)
- Воспитание имеет цель и должно быть направлено! Куда? На получение какого-то результата. Но чтобы от цели перейти к результату, необходимо что-то делать. Эти действия мы назовём процессом воспитания.
Итак, смотрим на схему (слова на экране появляются в том порядке, в котором их произносит говорящий):
1. Цель
3. Процесс воспитания
2. Результат
В семье.
В обществе (окружение).
Через информацию (образование).
- Как вы думаете, возможно, ли получить воспитание только в семье, или только в обществе? – Конечно, нет.
- Воспитание – это процесс взаимодействующий. ( Определение даётся на экране).
- С проблемой воспитания связаны ещё слова, которые мы будем употреблять (на экране сначала появляется слово, а после объяснения его учащимися - его лексическое значение):
Самовоспитание - воспитание самого себя.
Перевоспитание – воспитание по-новому, заново.
Образование – получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение.
Литератор.
- На кого же направлено воспитание в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
- Как же протекает этот процесс воспитания?
Историк.
–Извините, что вмешиваюсь. Я думаю, что без исторической справки не обойтись.
- В комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, Фонвизин показывает читателю некультурное, развращённое помещичьей властью дворянство. Мы видим, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде. А именно мелкое дворянство составляло наиболее надёжную опору власти Екатерины в те годы.
Тема воспитания всегда занимала Фонвизина. Он всегда был за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями крестьян. А воспитание молодых дворян было поставлено очень дурно. Пушкин писал: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребёнок … видит одни гнусные примеры, не получает никаких понятий о справедливости, об истинной чести…» (Слова Пушкина – на экране).
Литератор.
- Как же протекает этот процесс воспитания? Итак, семья Митрофана и его окружение: провинциальное дворянство, русские помещики того времени, о котором нам поведал «историк»
На интерактивной доске – иллюстрации с изображением Простаковой, Простакова и Скотинина и их высказывания, в которых пропущено по одному слову. Ученики вписывают эти слова пером: «Без (наук) люди живут и жили», «Без твоих (глаз) мои ничего не видят», «Люблю (свиней), сестрица».
- Кто воспитывает Митрофана? – В основном, мать.
- Какая же она? Мы говорили о ней на уроках, и мне интересно, поняли ли вы.
- Перед вами характеристика. Укажите, где Простакова охарактеризована неверно.
Задание дано на интерактивной доске. Неверные черты характера учащиеся зачеркивают пером.
Любящая сестра и жена.
1.Жестокая, грубая крепостница, тиран.
Хочет, чтобы её сын был образованным и приносил пользу Отечеству.
2. Безграмотная и необразованная.
3. Следует передовым взглядам, чтобы быть похожей на благородных дворян, т.е. следует моде.
4. Безрассудная мать, любящая своего сына слепой и животной любовью.
Мать, любящая своего сына, воспитывающая настоящегогражданина.
5.Использует жизненные ситуации, чтобы получить выгоду. Хитрая и смекалистая.
- Докажите, что она именно такая.
1.Грубо разговаривает со слугами, не считает их за людей («воровская харя»; «старая ведьма»; «прибить велю до смерти»; «лежит, будто она благородная» и др.).
- Передалось ли такое отношение к слугам Митрофану? Докажите.
( «старая хрычовка»- Еремеевне, «гарнизонная крыса» - Цифиркину и т.д.).
- Какой можно сделать вывод?
1.Митрофан, как и мать, - грубиян, тиран, любит власть.
2. Простакова не знает грамоты: не могла прочитать письмо Стародума для Софьи. Её батюшка запрещал своим детям изучать грамоту, сам также был необразованным: «батюшка не умел грамоте, а умел достаточек нажить».
- Посмотрите сценку и сделайте вывод: «Чем Митрофан похож на мать?»
Сценка «Экзамен Митрофана».
2.Сын такой же невежда и неуч, как и мать.
3. -Для чего же она его учит? (Следует передовым взглядам, чтобы походить на благородных дворян, т.е. следует моде).
4. – Какие же жизненные ситуации она использовала для получения выгоды? ( Узнав, что Софья – богатая наследница, сразу же решила женить на ней Митрофана).
Докажите, что и у Митрофана есть хитрость и смекалистость. (Учащиеся прослушивают отрывок из комедии «Сон Митрофана» и делают вывод).
3.Сын научился у матери хитрости, изворотливости, умению найти выгоду в любой ситуации.
5. Мать не думает о том, что сын – обжора и бездельник. Наоборот, она потакает этому: «Тебе жаль шестой, бестия?!» ; «Поди, порезвись, Митрофанушка!»; «Ты хоть для виду поучись!» и т.д.Она не думает о последствиях, поэтому любовь её слепа.
Черты характера Митрофана.
Грубиян, тиран, любит власть.
Невежда и неуч.
Хитрый и смекалистый.
Обжора и бездельник.
Культурный и воспитанный.
Любит свою мать.
Мечтает служить Отечеству.
5.Трусливый.
- О какой черте характера недоросля мы ещё не сказали? (О трусости: он прячется за спину Еремеевны, когда на него нападает Скотинин).
Задание выполняется на интерактивной доске при помощи пера.
Нужные черты характера выбираются во втором столбике и переводятся в первый.
- На кого он похож в этой ситуации? ( На Простакова, который очень боится жены).
Литератор.Процесс воспитания налицо: семья, окружение и так называемое образование сделали своё дело. Но «что посеешь, то и пожнёшь». Посмотрим последнюю сцену спектакля одного из московских театров прошлого века.
Просмотр сценки из спектакля «Недоросль».
- Как вы понимаете слова Стародума «Злонравия достойные плоды»?
Научный сотрудник.
- Вот перед вами результат воспитания безнравственных людей.
Историк.
- Эта оценка относится не только к Простаковой, но и ко всей системе государственного порядка в России. Нужны были коренные изменения!
Научныйсотрудник.
- Система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях в 18-19 веках была во многом несовершенной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы.
Литератор.
-Участники круглого стола должны уметь задавать друг другу вопросы по теме. Сейчас каждый участник получит задание, о ком ему надо задать вопрос товарищу и какого вида должен быть этот вопрос. (Раздаются задания)
Задания.
1.Задай товарищу вопрос выбора по образу Митрофана. ( Митрофан любит свою мать, или он только чувствует, что она главная в доме?)
2.Задай разделительный вопрос о Митрофане. (Митрофан хочет жениться, не так ли?)
3.Задай уточняющий вопрос о Простаковой. (Именно Простакова воспитала сына таким?)
4.Задай вопрос о Простаковой, чтобы он начинался свопросительного слова. (Как Простакова относится к слугам?)
5.И так далее…
Диалог за круглым столом.
Литератор.
- А.С.Макаренко говорил: «Любого ребёнка можно перевоспитать, если поместить его в нормальные условия»
- Вы согласны со словами великого педагога?
Но прежде чем перевоспитывать Митрофана, определим уровень его воспитанности в семье на данном этапе по тем же вопросам, которые определяли ваш уровень воспитанности.
(Выдаются анкеты. Учащиеся выставляют баллы и самостоятельно их подсчитывают. Работают под музыку.)
- А теперь подсчитайте разницу между вашим уровнем воспитанности и Митрофана. Не радует? И начнём с самовоспитания… Это обязательно получится, если человек очень хочет. Интересно, что Оленин, послуживший прототипом Митрофана, стал президентом Академии наук! Вот какова сила перевоспитания и самовоспитания!
Б. Окуджава писал:
Я что хочу? В минувший век пробраться.
Быть может, там секреты бытия,
Что так бездарно в канувшем таятся
И без которых нынче жалок я.
И вижу: ба, знакомые всё лица,
И речи, и грехи из года в год.
В одёжке, может, малая крупица
Нас различает – прочее не в счёт.
Так стоило ли в даль сию тащиться,
Чтоб выведать, в чём разница таится?
Скорей назад, покуда вечер поздний
Движенья моего не перекрыл.
И там, и здесь одни и те же козни,
Добро и зло, и пагубность чернил…
История нам кажется дурной.
А сами мы?...А кто тому виной?...
И в наши дни, да и в минувшем веке,
Как это парадоксом ни зови,
Всё те же страсти бьются в человеке:
В его мозгу, и в жестах, и в крови.
Литератор. Комедия была написана более 200 лет назад. Почему же мы до сих пор читаем её? – Образ Митрофанушки современен. До сих пор среди нас есть такие… «недоросли» и до сих пор образ имеет силу.
- Как вы считаете, вы сможете заняться самовоспитанием?
- Какую цель поставите перед собой? Какими хотите быть?
- Чтобы получился результат, надо много делать? Семью мы невыбираем. А окружение? – Посмотрите на своих друзей! Недаром есть пословица: «Скажи мне, кто твой друг. Я скажу, кто ты». А то, что читать, смотреть? – Не по низкопробным журналам и передачам надо образовываться!
Нередко можно услышать от ребят из нашей школы: «Я плохо слышу, поэтому ничего не понимаю», «Не хочу учиться…» Но нашу школу закончили и такие ребята, которые многого добились, несмотря на ограниченность слухового восприятия! Вот перед вами фотографии некоторых из них.
На экране демонстрируются фотографии выпускников школы, получивших высшее образование и успешно работающих по специальности. Звучит краткий рассказ о них.
Звучат стихи Б.Окуджавы в исполнении учащихся:
В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой чёрной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по-своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.
Литератор. Чтобы творить на благо Отечеству, надо иметь не только знания, надо иметь душу и сердце.
На экране – иллюстрация, на которой изображены Стародум и Софья, и слова, какие сказал Стародум Софье, а Д.И.Фонвизин всем нам: « Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».