Официальный сайт ysaa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лот 2. МСКОУ школа-интернат № 12; Ивановская Ирина Ивановна

Размещено: Ирина Ивановна Ивановская - пт, 29/01/2010 - 12:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ивановская Ирина Ивановна
Место работы, должность: 
МСКОУ школа-интернат II вида №12; учитель
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Знакомство с пластами лексики русского языка. 2. Различение общеупотребительных и не общеупотребительных слов.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык.Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений Авторы:М.Г. Баранов, Т.А. Ладыженскаяч и д.р.М.:Просвещение,2008.

М.И. Шаинский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов. Фразеологический школьный словарь русского языка, М.:Дрофа, 2006.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.М, 2001.

 

 

 

Используемая методическая литература: 

М.В. Леонидова Поурочные разработки по русскому языку 6 класс, М.: Экзамен,2008.

Используемое оборудование: 

интерактивная доска StarBoard Heitachi

Используемые ЦОР: 

программа Smart Notebook 9.7.

Microsoft Power Point 2003

Краткое описание: 
1. Обогащение словарного запаса учащихся. Включение новых понятий в диалогическую речь. 2. Умение выбрать главное из предложенного фактического материала. 3. Закрепление понятий по теме урока.

 

Конспект урока по русскому языку в 8 классе 2 отделения.
Учитель Ивановская И.И.
 
 
Тема урока:
Лексика. Устаревшие слова.
 
Цели урока:
1.     Знакомство с пластами лексики русского языка.
2.     Различение общеупотребительных и не общеупотребительных слов.
 
Задачи урока:
1.     Обогащение словарного запаса учащихся. Включение новых
понятий в диалогическую речь.
2.     Умение выбрать главное из предложенного фактического материала.
3.     Закрепление понятий по теме урока.
 
Ход урока:
 
1.     Ответы на вопросы:
 
·        Что такое лексика?
·        Что такое лексическое значение?
·        Какие слова называются однозначными?
·        Какие слова называются многозначными?
·        Что такое омонимы?
·        Что такое синонимы?
·        Что такое антонимы?
 
Слова и словосочетания для справок даются за «шторкой»:
*словарный состав языка
* слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению
* то, что обозначает слова
* слова, имеющие несколько лексических значений
* слова, одинаковые по значению
* слова, противоположные по значению
* слова, имеющие одно лексическое значение
Учащиеся выбирают подходящие по смыслу словосочетания и вставляют
их в нужное место.
Диалог: Не глядя на доску, один ученик задает эти же вопросы другому,
 который на них отвечает устно.
 
2.     Замените современные слова устаревшими.
 Мушкетёр натянул высокие сапоги.                          
Старинная изба освещалась лампой
Боярин надевает нарядный пиджак.
Крестьянин сплел себе новые туфли.
Гость на пиру уронил на пол чашу для питья.
Печенег достал стрелы из сумки.
Девушка подкрасила себе глаза и губы.
 
Слова и словосочетания для справок даются за «шторкой»:
очи ендову кафтан лучиной уста колчана
ботфорты лапти
Диалог: Один ученик задает вопросы другому:
Что такое очи?
Что такое ендова? и т.д.
 
3. Объясните лексическое значение слов:
Слова и словосочетания для справок даются
за «шторкой»:
лучина -                        щепка, дающая огонь
приказчик -                  сумка для стрел
ботфорты -                   продавец в лавке
боярин –                        знатный господин
аршин -                        высокие сапоги
лавка -                         чаша для питья
коробейник -              маленький магазин
 ендова -                     мера длины в 70 см
 колчан -                    продавец, который продаёт
                                        товар не в магазине
Учащиеся подбирают к понятиям адекватные пояснения из справочного материала, а затем составляют со словосочетаниями предложения и отвечают на вопросы (диалог ученик – ученик):
- Где горит лучина?
- Что надевает мушкетер?
- Откуда индеец достает стрелу?
- Из какой посуды пили в средние века?
- Где работает коробейник?
- Что измеряют аршином?
- Сколько понятий есть у слова «лавка»?
 
4. Зачеркните неверное определение:
 
1. Ендова - это архаизм (историзм).
2. Лучина - это архаизм (историзм).
3. Кафтан - это архаизм (историзм).
4. Боярин - это архаизм (историзм).
5. Ланиты - это архаизм (историзм).
6. Уста - это архаизм (историзм).
7. Очи - это архаизм (историзм).
 
Словосочетания для справок даются за «шторкой»:
Историзмы - слова, вышедшие из употребления.
Архаизмы - слова, имеющие синонимы в современном языке.
Диалог: Один ученик задает вопросы другому:
- Что такое ендова? Почему это историзм?
-Что такое уста? Почему это архаизм?
 
5. Работаем с толковым словарем.
   Найдите в толковом словаре по пять слов с пометой Устар.
   Объясните их лексическое значение.
Самостоятельная работа учащихся со словарями.
Один ученик работает у доски, записывая слово и словарную статью.
Остальные отчитываются по мере готовности.
 
6. Найдите в тексте устаревшие слова.
   Приехав в город, Андрей Гаврилович остановился у знакомого купца, а на другой день явился в присутствие уездного суда. Вслед за ним кучер привез Кирилу Петровича. Стряпчие встретили его с уважением.
   Секретарь прочитал постановление суда: "Означенное имение утвердить по представленной на оное купчей за генерал - аншефа Троекурова..."     
Справка:
генерал-аншеф - звание, чин
присутствие - контора суда
уездный - областной
купец - продавец
купчая - бумага на покупку чего - либо
кучер - правит лошадьми
стряпчие - работники суда
имение - домовладение дворянина
оное - это
Учащиеся выполняют работу коллективно, затем организуется диалог:
- Зачем Андрей Гаврилович приехал в город?
- Он приехал на суд.
- Где он остановился?
- У знакомого купца.
- Как можно назвать купца по-другому?
- Торговец.
- Кто приехал в город после Андрея Гаврилыча?
- Кирилла Петрович.
- Кто его привез?
- Кучер.
- Кто такой кучер?
- Это человек, управляющий лошадьми.
- Как стряпчие встретили Троекурова?
- С уважением,
- Что решил суд?
- Имение Дубровских передали Троекурову.
- Справедливым ли было решение суда?
- Нет, не справедливым.
(Осуществление межпредметных связей с уроками литературы).
 
7. Подведение итогов урока:
Учитель выставляет учащимся оценки и объясняет, за что именно получена та или иная отметка.
Домашнее задание: выписать из словаря по 5 устаревших слов и составить с ними пять предложений.
Прикрепленный файл Размер
Конспект урока ИИИ.doc 214.5 Кбайт
презентация лексика.ppt 171 Кбайт
неологизмы.notebook 477.58 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн