Размещено: Алексей Александрович Роот - ср, 27/01/2010 - 12:50
Предметная область: биология
Класс: 9
Тема урока: «МИТОЗ»; фрагмент урока с использованием ИД «Закрепление знаний по теме «Митоз»
Цель урока: используя возможности интерактивной доски (далее ИД), закрепить полученные на уроке знания об особенностях клеточного цикла на примере животной клетки.
Задачи урока:
1. Закрепить умение отличать иллюстрации стадий клеточного цикла друг от друга и находить их верную последовательность.
2. Закрепить знания о характеристике отдельных фаз митоза и особенностях отдельных стадий клеточного цикла.
3. Сформировать умение отличать друг от друга стадии клеточного цикла на основе изображения реального микропрепарата деления клеток.
Ожидаемые результаты:
1.Сформированность у учащихся более четких представлений об особенностях фаз деления ядра и стадий клеточного цикла, основывающаяся не на простом запоминании их иллюстрированных изображений, а на интерактивной работе с иллюстрациями у доски (использование возможностей доски – функций «перемещение», «копирование» и пр.).
2. Активное вовлечение в работу на этапе закрепления материала всех находящихся в классе учащихся при работе с тестами на основе интерактивного средства «Вопрос-ответ». Как следствие, лучшее восприятие описательной словесной характеристики стадий клеточного цикла, нежели отдельный ученик выполнял бы тест у доски с карточкой в руках, которую видит только он (при работе с интерактивной доской учащиеся видят наглядно ошибки друг друга, параллельно мысленно оценивают каждый себя).
Формы организации работы детей:
Индивидуальная форма работы у доски, используя интерактивные возможности программы SMARTNotebook 10; коллективное пошаговое обсуждение закрепляемого материала.
Формы организации работы учителя:
Сочетание индивидуальной формы проведения этапа закрепления материала в качестве направляющего действия учащихся, выходящих к доске, с фронтальной формой работы с классом, основывающейся на совместном обсуждении каждого задания, выполняемого учеником у доски.
Описание содержания фрагмента урока; эффективность используемых функций программного обеспечения и инструментария доски.
Фрагмент урока «Закрепление знаний по теме «Митоз» состоит из 13 слайдов, включающих в себя 4 типа заданий на закрепление материала полученных в ходе урока знаний учащихся.
Задание 1. Используя иллюстрации, соотнесите изображения стадий клеточного цикла с их названиями.
Ученик у ИД, используя функцию «клонировать», создаёт при помощи маркера «клоны» иллюстраций стадий клеточного цикла. Затем он перемещает их в пустые рамочки, под каждой из которых подписано название соответствующей стадии клеточного цикла. С помощью поднятия «шторки» в правом верхнем углу экрана проверяется правильность выполнения задания.
Задание 2. Используя иллюстрации, выстроите верную последовательность стадий клеточного цикла, начиная с интерфазы.
Ученик у ИД, используя функцию «клонировать», создаёт при помощи маркера «клоны» иллюстраций стадий клеточного цикла. Затем он перемещает их в пустые рамочки в той последовательности, в которой на самом деле протекают стадии клеточного цикла. С помощью поднятия «шторки» в правом верхнем углу экрана проверяется правильность выполнения задания.
Необходимость использования ИД при выполнении 1 и 2 задания обосновывается тем, что на бумажных таблицах и рисунках в учебнике иллюстрации стадий клеточного цикла не всегда выглядят так, как желал бы конкретный учитель (например, все хромосомы показаны одним цветом или одинакового размера и т.д.). В данном случае созданные самим учителем иллюстрации (предварительно отсканированные и вставленные в электронном виде во фрагмент урока) перемещаются маркером по ИД, что гораздо удобнее, чем использовать бумажные рисунки, держа их в руках или прикрепляя к доске каким-то образом (особенно если доска не магнитная).
Задание 3. Ответьте на вопрос, выбрав один верный вариант ответа из 4-х (3-х).
Ученику предлагается обычный тест на 9 вопросов в интерактивной форме с использованием интерактивного средства галереи SMARTNotebook «Вопрос-ответ». Идёт закрепление знаний о характеристике отдельных фаз митоза и особенностях отдельных стадий клеточного цикла. Найдя правильный с его точки зрения ответ, ученик щёлкает маркером по нему, картинка переворачивается, появляется надпись «ВЕРНО!», если ответ верен, и «НЕТ», если ответ ошибочен.
Удобно данное интерактивное средство тем, что если ученик (а это может быть 2-3 ученика, последовательно вызываемых к доске) отвечает на вопросы теста, написанного на листке бумаги, он работает один, а затем этот же тест проверяется со всем классом, на что уходит время. При использовании ИД сокращается время, затрачиваемое на работу с тестом; одновременно в работу могут подключаться другие учащиеся, исправляя ошибки друг друга, рассуждая вслух.
Задание 4. Нахождение стадий клеточного цикла на микропрепарате живой клетки.
Ученику предлагается иллюстрация с микрофотографией клеток, находящихся на разных фазах деления (реальный объект), чтобы они могли наглядно видеть и знать, как выглядит процесс митоза по-настоящему. Данная иллюстрация копирована из электронного ресурса «Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум: Учебное электронное издание. – М.: Республиканский мультимедиацентр, 2004» (ресурс единой коллекции ЦОР). Нужно с помощью маркера и функции на панели инструментов «перо» поставить над указателями цифры, которыми пронумерованы названия стадий клеточного цикла. С помощью поднятия «шторки» в правом верхнем углу экрана проверяется правильность выполнения задания.
Выгодна ИД здесь тем, что если использовать обычный экран и ЦОР, то можно только «вбить» цифры с клавиатуры (ученик называет вслух, учитель «вбивает»). А в данном случае сам ученик работает своей рукой.
Мультимедийное приложение для демонстрации на интерактивной доске – фрагмент урока, сделанный с помощью программы SMARTNotebook 10.
Размещено чт, 31/03/2011 - 18:29 пользователем Людмила Подобряева.
Задания этапа закрепления составлены грамотно. Они позволяют очень быстро проверить усвоение материала на уроке. В ходе закрепления сменяются виды деятельности учащихся, задания интересные, что позволяет удерживать внимание учащихся. В ходе закрепления задействован весь класс. Большой плюс в том, что используется фотография реального объекта (клетка животных). Учащиеся могут наглядно видеть, как происходит митоз по-настоящему. Презентацию можно использовать не только на этапе закрепления, но и при проверке домашнего задания на последующих уроках.
На: Лот 2. МОУ СОШ № 112 Роот Алексей Александрович
Задания этапа закрепления составлены грамотно. Они позволяют очень быстро проверить усвоение материала на уроке. В ходе закрепления сменяются виды деятельности учащихся, задания интересные, что позволяет удерживать внимание учащихся. В ходе закрепления задействован весь класс. Большой плюс в том, что используется фотография реального объекта (клетка животных). Учащиеся могут наглядно видеть, как происходит митоз по-настоящему. Презентацию можно использовать не только на этапе закрепления, но и при проверке домашнего задания на последующих уроках.