1.«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать
узким. Удерживать в таком положении 15 с.
2.«Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
III. Динамические упражнения.
1.«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкануть языком. Щёлкать медленно,сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
2.«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
3.«Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
IV. Работа с тренажером согласных.Цель: развитие чёткости произношения.СЛАЙД 2
- Прочитайте 1 столбик «Змейкой»
- 3 столбик прочитаем звонко, как колокольчики
- 3 столбик прочитаем на одном дыхании
- выполним упражнение на расширение угла зрения
- читаем слоги 1 и 4 столбиков
- дополни слоги до целого слова
ВА:варит, валенки, варежки, вагон, Василий...
BE: ветка, весна, ветер, велосипед...
ВИ: висит, вишня, вилка, виноград,
ВО: водит, воробей, ворона, Волга...
ВУ: вулкан, вуаль...
5. Актуализацияопорных знаний
-Ребята, произведения какого жанра вы читали к уроку?
а)Узнай по фрагменту сказку.
б)Работа в парах.
Прочитайте слова и найди «лишнее». Почему ты так думаешь?
Сегодня на уроке мы читаем русскую сказку о таком мальчике. Сказка называется«Мальчик с пальчик» и вспомним писателя, который любил русские сказки. Этот писатель обрабатывал сказки и они становились жемчужинами устного творчества.
- Прочитайте зашифрованную запись.
Алексей Толстой
СЛАЙД 9- 10
-Посмотрите на выставку книг русских сказок в обработке А. Толстого.
- Какие сказки вам знакомы? Ребята, остальные сказки выможете найти в школьной библиотеке и прочитать их.
Б) Словарная работа
-Ребята, а почему сказки - богатство русского народа?
-Сказки хранят традиции народа, язык народа. Ребята в этом сундуке хранятся старые слова. Давайте уточним их смысл.
Работаем в парах: соедини слово и его значение.СЛАЙД 11-17
кочерга-железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива впечи
соха-простое орудие для распахивания земли
ухват-приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов.
В) Первичное целостное восприятие
- Понравилась сказка?
Г) Вторичное чтение сказки.
- «цепочкой»
- «чтение за лидером»
- «дикторское чтение» (с отрывомвзгляда)
- «жужжащее чтение» СЛАЙД18 -19
-чтение с помехами
- чтение перевёрнутого текста
8. Физминутка (под музыкальное сопровождение «Мальчик с пальчик»)
9. Закрепление изученного
А) Работа по усвоению содержания
- Ребята, докажите, что данное произведение сказка.Есть зачин.Жили старик со старухой...
Есть вымысел:появился из мизинчика, сразу вырос, его посадили в карман,был жив в волчьем брюхе, смог выскочить из брюха волка.
-Как относился мальчик с пальчик к отцу и матери?
Ребята, как вы поняли слова:мал да удал, горя ему мало? (маленький, но всегда смелый,всегда радостен) СЛАЙД20
Подбери к данной иллюстрации слова из сказки.СЛАЙД21
Б) Выразительное чтение отрывкаСЛАЙД22
№ 1
-Здравствуй, батюшка!
-Что за чудо! Голос слышу, а никого не вижу. Кто таков говорит со мной?
-Я - твой сынок. Пришёл тебе помогать пахать. Садись, батюшка, закуси да отдохни маленько!
№ 2СЛАЙД 23
-Где мой батюшка?
-Поехал на пашню.
-Як нему пойду, помогать стану.
-Ступай, дитятко.
В) Обобщение прочитанногоСЛАЙД 24
- Каким был Мальчик с пальчик: добрым, жестоким, находчивым умным, глупым, смелым, трусливым.
- Ребята, каково ваше отношение к Мальчику с пальчик. Какимипоступками вы восхищаетесь?
- А что вам в нём не понравилось?
10.Домашнее задание:с 55, вопрос 4.
11. Итог урока. Рефлексия.СЛАЙД25
-Что понравилось на уроке? Чему научились?
-Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы приобрели новые умения, хорошо работали, пожалуйста, опустите в сундучок жемчужинку.