Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Стилистическая функция вводных конструкций

Фото пользователя Татьяна Киселева
Submitted by Татьяна Киселева on Fri, 22/01/2010 - 23:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Киселева Татьяна
Место работы, должность: 
МОУ "Лицей №3",г. Саров Преподаватель русского языка и литературы
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Комбинированный урок в 8 классе

 

Стилистическая функция вводных конструкций.
(Комбинированный урок в 8 классе)
 
Триединая цель урока.
Образовательный компонент.
  1. Выявить роль вводных конструкций в композиционном оформлении текста и раскрытии темы и основной мысли.
  2. Уяснить цель употребления вводных конструкций в текстах различных стилей.
  3. Определить особенности употребления вводных конструкций с учетом речевой ситуации.
  4. Закрепить умение правильно ставить знаки препинания при вводных конструкциях.
  5. Развивать навык пунктуационного анализа предложений.
 
Развивающий компонент.
  1. Развитие речи
  • Обогащение речи школьниковвводными конструкциями
  • Понимание выразительных свойств вводных конструкций как средства характеристики персонажей
  1. Развитие мышления
  • Обучение анализу текстов разных стилей
  • Обучение сравнению текстов одного и того же стиля с вводными конструкциями и без них
  1. Развитие пунктуационной зоркости учащихся
  2. Развитие творческих способностей, образного мышления
 
Воспитывающий компонент.
  1. Воспитание нравственных качеств:
  • товарищества;
  • деликатности;
  • дисциплинированности;
  • ответственности;
  • способности сопереживать;
  • самоуважения.
  1. Воспитание любви к русскому языку, к литературе.
  2. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.
 
Методы
·        Эвристический – основной метод
·        Беседа
·        Упражнения
·        Сравнение
·        Аналогия
·        Самоуправление учебными действиями
 
Методы контроля
  • Устный
  • Письменный
  • Самоконтроль
 
Приемы опроса
  • Устный с комментированием
  • С опорой на схему
  • Устный фронтальный
  • В процессе беседы
  • Письменный дифференцированный
 
Место в системе уроков
Четвертый урок по теме «Предложения с вводными конструкциями»
 
Структура урока
  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Всесторонняя проверка знаний
  4. Подготовка к активному усвоению знаний
  5. Этап усвоения и закрепления новых знаний
  6. Объяснение домашнего задания
  7. Подведение итогов
 
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся, запись даты на листочках с раздаточным материалом.
2.Проверка домашнего задания
1-2 учащихся представляют электронные презентации по теме «Вводные конструкции».
3.Всесторонняя проверка знаний
4.Подготовка к активному усвоению знаний
Работа с текстами , тексты написаны на доске.
(Приложение «Раздаточный материал №1»)
Задание: расставьте недостающие знаки препинания, объясните выделенные орфограммы .
1.
Ах, Боже ты мой, хоть бы какие-нибудь щи! Кажись так бы теперь весь свет съел. Стучится: верно он идет.
 
2.
Для чего люди читают? Очевидно можно выделить три причины. Во-первых они читают для овладения какой-нибудь специальностью. Во-вторых читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы. Наконец мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем нас мире.
Однако может быть есть и еще одна причина - «убить время». К сожалению есть еще люди, которые не знают, куда себя деть. Таким образом чтение может приносить огромную пользу но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека. Все дело в умении читать. («Наука и жизнь»).
 
1 ученик работает у доски. По окончании объясняет постановку знаков, выясняет, чем осложнены предложения, дает определение вводных конструкций.
Остальные уч-ся проверяют свои работы, на полях ставят помету СП (самопроверка).
 
Беседа
Ø Определите, к каким группам по значению относятся вводные конструкции, использованные в данных текстах.
Учащиеся указывают над вводными конструкциями значения.
 
Ø Какова роль вводных конструкций  в предложении?
 
Ø Почему в тексте №1 использованы конструкции со значением степени достоверности, экспрессивности, а в тексте №2 преобладают вводные конструкции со значением порядка мысли? С чем это связано?
Учащиеся говорят о связи со стилем речи, определяют стиль речи каждого текста.
 
Ø Как вы определили стиль речи текста №1? (Лесика, речевая ситуация)
 
Ø Докажите, что 2 текст действительно публицистический.(Речевая ситуация, языковые приметы, жанр, тип речи,)
 
Ø Какова рольвводных конструкций в этих текстах? Одинакова или различна?
Учащиеся делают вывод: в публицистическом стиле вводные конструкции используются для оформления мысли, выражают оценку степени достоверности; а в разговорном - выражают оценку степени достоверности и передают чувства говорящего.
 
Ø Сформулируйте тему урока, опираясь на сделанные выводы.
Учащиеся формулируют тему урока, учитель корректирует ее, ставит перед школьниками задачи.
 
Ø Исходя из темы, сформулируйте для себя задачи на этот урок: что должны узнать, чему научиться.
Учащиеся говорят, что на уроке им предстоит наблюдать за использованием вводных конструкций в текстах разных стилей, уяснить общее и различное в употреблении вводных конструкций.
 
Учитель обобщает и дополняет ответы детей. ( Сегодня мы с вами будем наблюдать за употреблением вводных слов и предложений в текстах разных стилей, а к концу урока вы сами сможете сказать об их роли в речи.  Мы будем также развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умения обобщать, сравнивать и делать выводы. А работая с текстами художественной литературы вы углубите свои знания о роли вводных конструкций в речи.)
 Дети записывают число, тему урока на листах.
( Приложение «Раздаточный материал №2»)
 Учитель в это время собирает листочки с выполненным заданием для проверки.
 
5.Этап усвоения и закрепления новых знаний
 
 Работа с первым текстом раздаточного материала № 2.
Ø Найдите и выделите вводные конструкции.
 
Ø Определите и укажите значение вводных конструкций.
 
Учащиеся в течение 5 минут выполняют задание.
4 человека в это время работают индивидуально с текстом из пьесы «Ревизор».
 
Право, такое затруднение – выбор! Если бы еще один, два человека, а то четыре. Как хочешь, так и выбирай. Никанор Иванович недурен, хотя, конечно, худощав; Иван Кузьмич тоже недурен. Да если сказать правду, Иван Павлович тоже хоть и толст, а ведь очень видный мужчина. Прошу покорно, как тут быть? Балтазар Балтазарович опять мужчина с достоинствами. Уж как трудно решиться, так просто рассказать нельзя, как трудно! Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязанности, какая у Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас решилась. А теперь поди подумай! Просто голова стала болеть. Я думаю, лучше всего кинуть жребий. Положиться во всем на волю божию: кто выкинется, тот и муж. Напишу их всех на бумажках, сверну в трубочки, да и пусть будет что будет. 
 
Учитель выразительно читает отрывок из пьесы «Женитьба».
Ø Узнали вы, чей это монолог, из какого произведения, кто автор? Дети называют пьесу Н. В. Гоголя «Женитьба».
 
Ø Какую роль играют вводные конструкции в этом монологе?
 
Ø Как характеризует героиню её речь?
 
Работа со вторым текстом раздаточного материала № 2.
Учащиеся самостоятельно читают текст.
Ø Кому принадлежит следующий монолог?
 
Ø По речи героя можно судить о его характере?
 
Ø Как характеризуют героя его высказывания?
 
Ø Восстановите авторский текст, добавив на место пропусков вводные конструкции. Используйте выборочно слова для справок.
Слова для справок: разумеется ,точно, впрочем, говорю, мне кажется. позвольте, верно, однако ж, конечно, может быть, во- первых, к счастью, поверьте
 
Здесь много чиновников. ……………….., …..………….., они меня принимают за государственного человека. …………………., я вчера им подпустил пыли. Экое дурачье! Напишу-ка я обо всем в Петербург к Тряпичкину: он пописывает статейки – пусть-ка он их общелкает хорошенько. Эй, Осип, подай мне бумагу и чернила! А уж Тряпичкину, ……………………., если кто попадет на зубок, - берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньгу тоже любит. ………………………, чиновники эти добрые люди; это с их стороны хорошая черта, что они мне дали взаймы.
 
Учащиеся, выполнявшие индивидуальное задание по тексту № 2 зачитывают остановленные тексты, остальные выражают сое согласие или несогласие с выбором вводных конструкций..
 
Ø А теперь прочитайте авторский текст, посмотрите, насколько вы были близки к правильному варианту.
Презентация слайд № 1
 
Работа с первым текстом раздаточного материала № 3.
( Приложение «Раздаточный материал №3»)
 
Ø Прочитайте отрывок из пьесы А. П.Чехова «Вишневый сад», это реплика конторщика Епиходова.
 
Собственно говоря, не касаясь других предметов, я должен выразиться о себе, между прочим, что судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю.
(Чехов «Вишневый сад». Епиходов)
Конторщик – конторский служащий.
 
Ø Вы знаете, что текст художественной литературы может включать в себя все функциональные стили.
 Определите, к какому функциональному стилю речи отнесем данный отрывок.
 
Ø Как характеризует героя его речь? Сразу ли можно понять, что хочет сказать герой? Почему?
 
Ø Найдите все вводные слова и определите их значение.
 
Ø Выполняют ли вводные слова свою функцию?
 
Ø Какую мысль хотел выразить Епиходов? Что вам пришлось сделать, чтобы понять мысль Епиходова?
 
Подведем первые итоги.
Ø Какую роль играют вводные конструкции в текстах художественной литературы?
Презентация слайд № 2
 
Вводные конструкции могут обогатить нашу речь, но могут свидетельствовать и о ее бедности.
Не к месту употребленные вводные конструкции превращаются в слова-паразиты, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Их роль, скорее, тактическая: они помогают выиграть время, т.е. пока человек их произносит, он обдумывает ответ. Излишнее употребление вв. конструкций – стилистический недостаток, затрудняющий понимание речи и свидетельствующий о неумении выразить мысль.
 
Работа со вторым текстом раздаточного материала № 3.
Ø Отредактируйте текст, устранив лишние вводные конструкции.
 
Однажды в лесу я, это, испугался и от страха вскочил, это, на дерево. Лазать я, так сказать, умею, а тут страх, значит, еще прибавил мне, это, ловкости. Вот, влез я на дерево, понимаешь, и сижу, знаешь, наблюдаю…
 
Учащиеся читают отредактированный текст.
 
Ø Какой вывод о роли вводных конструкций в разговорной речи можно сделать?
 
Ø Вспомните, текст какого стиля анализировали в начале урока?
 
Ø Какова роль вводных конструкций в тексте публицистического стиля?
 
Учащиеся отвечают на вопросы, после чего проверяют себя по информации на слайде презентации.
Презентация слайд № 4
 
Ø А какую роль будут играть вводные конструкции в строгой научно-деловой речи?
Презентация слайд № 5
 
  1. Подведение итогов
  1. Что называем вводными конструкциями?
Презентация слайд 6
 
  1. На какие группы по значению делятся вводные конструкции?
 
  1. Как выделяются вводные конструкции на письме, а в устной речи? 
Презентация слайд 8
 
  1. Какова синтаксическая роль вводных конструкций
  2. Определите стилистическую функцию вводных конструкций.
  3. Какой этап урока показался самым интересным?
  4. Что было трудным?
Учитель предлагает детям открыть заранее приготовленный «Сюрприз», использовать его при подготовке домашнего задания, вклеить в тетрадь-справочник на страницу «Опорные схемы» и обращаться к нему впоследствии.
 
6.Объяснение домашнего задания
Учитель раздает уч-ся разноуровневые (3 уровня) карточки с текстами разных стилей, комментирует задание, говорит о том, что ученик сам определяет для себя уровень сложности.
Ø Прочитайте задание. Задайте вопросы по домашнему заданию, если что-то неясно.
 
Сложный уровень
1. Спишите, расставляя знаки препинания, объясняя написание слов с орфограммами.
2. Укажите значения вводных конструкций.
3. Определите стилистическую функцию вводных конструкций.
«Ну, можете представить себе эдакой какой(нибудь), то есть капитан Копейкин, и очутился вдруг в столице, которой подобной так сказать нет в мире. Вдруг перед ним свет так сказать некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада. Вдруг какой(нибудь) эдакой, можете представить себе Невский проспект, или там, знаете какая(нибудь) Гороховая, черт воз..ми! или там эдакая какая(нибудь) Литейная; там шпиц эдакой какой(нибудь) в воздухе; мосты там висят эдаким чертом можете представить себе безо всякого, то есть, прик..сновения – словом Семирамида, сударь, да и полно
 
1 уровень
1. Спишите, расставляя знаки препинания, объясняя написание слов с орфограммами.
2. Укажите значения вводных конструкций.
3. Определите стилистическую функцию вводных конструкций
…Купечество да гражданство меня смущает. Говорят я им солоно приш..лся, а я вот ей-богу если и взял с иного, то право без всякой (не)нависти. … Зачем же в самом деле к нам ревизор? Послушайте Иван Кузьмич нельзя ли вам для общей нашей пользы всякое письмо, которое пр..бывает к вам в почтовую контору, входящее и и..ходящее знаете этак немножко ра..печатать и прочитать: не содерж..т..ся ли в нем какого(нибудь) донесения или просто переписки. Если же нет, то можно опять запечатать; впрочем можно даже и так отдать письмо, распечата(н,нн)ое.
 
2 уровень
1. Спишите, расставляя знаки препинания, объясняя написание слов с орфограммами.
2. Укажите значения вводных конструкций.
3. Определите стилистическую функцию вводных конструкций.
Однажды и(с,сс)ледуя низовья реки Имана в Уссурийском крае я нашел гнездо болотной совы. Это гнездо к моему удивлению помещалось на маленькой, н..чем не защище(н,нн)ой кочке. Насколько я помню в гнезде лежали шесть беспомощных совят видимо таких же обжор, как и птенц.. горихвосток.
К такому предпол..жению я пришел конечно не случайно. Большинство сов ведут ночной образ жизни, однако родители найде(н,нн)ых мною совят охотились за мышами как мне удалось убедит..ся позднее и ночью и днем.
Очевидно сильно подросшие совята нуждались в обильной пище, и бедным родителям не хватало короткой летней ночи, что(бы) поймать нужное ко(л,лл)ичество грызунов.
 
3 уровень
1. Спишите, расставляя знаки препинания, объясняя написание слов с орфограммами.
2. Укажите значения вводных конструкций.
3. Определите стилистическую функцию вводных конструкций .
Друзья мои читайте книги! Книги наши учителя и помощ..ники, советчики. Книги безусловно играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии.. нашей ц..вилизац..и. (Во)первых книги ра(с,сс)казывают о том , что человечество сов..ршило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; (во)вторых об..ясняют настоящее и наконец усл..кают в мир будущего. Хорошие книги бе(с,сс)порно разв..вают ум помогают вырабатывать характер, формируют вкус к хорош..му слову и конечно любовь к языку.
 
Прикрепленный файл Size
ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ УРОК В 8 КЛАССЕ.ppt 105 KB
Раздаточный материал.doc 77 KB

»  Tags for document:

Фото пользователя Надежда Валериановна Крючкова

На: Стилистическая функция вводных конструкций


Спасибо за урок! Интересная работа!

Крючкова Надежда Валериановна




Фото пользователя Надежда Валериановна Крючкова

На: Стилистическая функция вводных конструкций


Спасибо за урок! Интересная работа!

Крючкова Надежда Валериановна



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн