Размещено: Елена Владимировна Змиенко - пт, 22/01/2010 - 14:07
Задачи занятия:
Сформировать представление о переписи населения
Развивать умение заниматься поисковой деятельностью, использовать дополнительный материал, анализировать, делать выводы.
Повысить учебную мотивацию учащихся через использование на уроке интерактивной доски, совершенствовать навык составления презентаций.
Ожидаемые результаты:учащиеся приобретают навыки анализа, применяют ранее полученные знания, совершенствуют навык составления презентации
Формы организации детей:индивидуальная, классная
Формы организации работы учителя:урок, внеурочное занятие, классный час
Ход занятия:
Учитель:
Слайд №1
Часто ли мы смотрим на себя в зеркало? Конечно, да. Рассматривая свое отражение, мы как бы видим себя со стороны, лучше понимаем самих себя. Что справедливо для отдельного человека, то справедливо и для общества в целом. Однако где же взять такое зеркало, в котором отразиться весь российский народ? Отчасти роль такого зеркала для нашей страны призвана играть Всероссийская перепись населения. (Слайд №2). Перепись населения – это периодический процесс сбора информации о численности и составе населения, получение демографических, экономических, социальных данных о жителях страны и отдельных территорий.
Интересна история переписей в России.
Группа ребят изучила эту тему и сегодня они нам об этом расскажут.
1.История
1 ученик:В истории человечества с древнейших времен проходили переписи населения, потому что государству нужно было знать, сколько воинов можно поставить под ружье и сколько человек будет платить налоги.. В той или иной форме такие учеты велись в Древнем Китае, Греции, Риме и др…
Начало учета населения (Слайд №3)
На Руси учет населения начался еще во времена татаро – монгольского нашествия. Учет был похозяйственным: учитывались для обложения дома, или «дымы». Первая перепись, произведенная татарами относиться к 1245 году. Вслед за ней было проведено еще 3 переписи, примерно через 14 лет каждая. Менялся характер единиц «со двора», « с мужа», «с дыма», « с плуга».
2 ученик: Писцовые книги (Слайд №4)
В России имели место земельно – хозяйственные описания. Результаты их фиксировались в писцовых книгах. В них содержались сведения о башнях городских кремлей до известий о породах промышляемой в озерах рыбы. Писцовые книги не вели учет населения. В ходе переписи выявлялись только владельцы дворов
1 ученик:Петровские переписи (Слайд №5)
Перепись 1710 г , произведенная при Петре, носила черты подворной переписи, но результаты ее, вскрыв катастрофическое сокращение податных дворов, поставили Петра перед фактом возможного резкого сокращения государственных податей. В переписи 1710 года была сделана попытка записывать оба пола.
26 ноября 1718 года Петр Великий издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола…». Составленные подобным образом списки («сказки») были собраны лишь через три года, а затем в в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке «ревизии». До отмены крепостного права прошло 10 ревизий. Помещики не торопились подать очередную «сказку», поэтому многие умершие числились живыми. Это кстати явилось основой сюжета великого произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2 ученик:Необходимость перейти к научно – организованным переписям населения должна была когда – нибудь назреть, и это случилось в конце XIX – начале XX века
Первая всероссийская перепись населения 1897 год (Слайд №6)
Первая единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена 9 февраля 1897 года. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов Тян – Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце 19 века. (Слайд №7) Перепись включала в себя: место рождения, брачное состояние, вероисповедание, родной язык, грамотность и занятие.
Наряду с достоинствами, которые давала перепись, были и недостатки. Среди населения не было проведено никакой разъяснительной работы о значении, задачах и цели переписи. Поэтому среди населения возникло множество слухов, связанных с переписью: о введении новых податей, о принудительном переселении в Сибирь, о переделе земли, о поголовной рекрутчине. В Пошехонском уезде ходили слухи о том, что целью переписи является переселение людей, т.к. в Арабии умерло много людей, и поэтому туда хотят переселить молодых бездетных вдов и выдавать замуж за арабов, негативную роль сыграл религиолзный фанатизм, особенно среди сектантов и старообрядцев. Наиболее фанатичные предпочитали решить себя и близких жизни, но не переписываться. На этой почве первая русская всеобщая перепись знает случаи коллективного самосожжения, закапывание целыми семьями живьем. Например, в селе Терновка возле города Тирасполя 25 старообрядцев, ожидая в связи с переписью «пришествия антихриста» живьем закопали себя в землю.
1 ученик:Опыт проведения переписей в СССР (Слайд №8)
С установлением Советской власти начался новый этап развития статистики в нашей стране. Сразу после революции 1917 года В.И.Ленин провозгласил свой знаменитый лозунг: «Социализм – это учет».1920 год, идет война, голод, разруха. Молодое советское государство проводит перепись населения. Перепись охватила только 72% населения страны, так как в некоторых районах велись военные действия.
1937 г (Слайд №9)
В 1937 году состоялась очередная перепись населения, результаты которой показали, что потери в численности населения из – за года и репрессий слишком велики, и число верующих для атеистического государства необычайно высоко. Репрессиям были подвергнуты статисты, многие из них расстреляны.
Первая перепись в Челябинске (Слайд№ 10)
Первая подушная перепись в Челябинской крепости проведена в 1730 году.
На первой странице книги сделана запись о жителе Челябинска, приводятся данные о его возрасте, статусе, а так же перечислены родственники. Всего в книгу занесено 250 человек.
В нашей стране переписи проводились еще в 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002
Слайд № 11
Учитель: В 1897 году перепись населения в Российской империи показала, что численность составляет 67,5 млн. чел. Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 года показала, что в целом в СССР проживали 147 млн чел., а в России – 92,7 млн чел. Следующая перепись населения проводилась в январе 1937 года, в СССР проживали 162 млн чел., а в России - 104 млн чел. Первая послевоенная перепись населения проводилась в 1959 году. В СССР на тот момент проживало 208,8 млн чел, в России – 117,5 млн.чел. Последняя перепись в Советском Союзе проводилась в 1989 году. Жителей СССР зафиксировано 285,7 млн чел., России – 147 млн.чел. В 2002 году была проведена последняя перепись населения. Численность России – 145 млн чел.
Задание учащимся: Проанализируйте данные гистограммы (или таблицы, приложение № 1) и ответьте на вопрос, какие проблемы выявила перепись 2002 года?
Ответ: демографические, численность населения пошла на убыль.
Учитель: По официальным данным на 2006 год численность уже составила 142,8 млн чел. Идет естественная убыль населения, изменилась возрастная структура населения.
Задание учащимся: «Если бы я был президентом …»
Если бы вы были президентом России, то какую демографическую политику бы вы проводили? Какие законы, льготы или штрафы необходимо предпринять, чтобы улучшить ситуацию в России. Ведь население России катастрофически уменьшается?
Задание учащимся: проанализируйте таблицу (приложение № 2) «Численность населения города Челябинска» и составьте краткую программу развития города на 1977 – 1987 год
Ответ учащихся: на рубеже 1976 – 1977 года город стал миллионером по количеству жителей. В связи с этим примерная программа: развитие жилого фонда, строительство метрополитена, детских садов, школ…
Учитель: ежегодно в школе проводится своеобразная перепись учащихся. Проанализируйте данные (приложение № 3) и проведите анализ численности учащихся школы с 1993 по 2009 год, сделайте выводы.
Какие данные вы получили в результате анализа?
Учащиеся: максимальное количество учащихся приходится на 1999 – 2000 учебный год, со следующего 2000 – 2001 учебного года началось снижение количества первоклассников (1993, 1994 год рождения) и общего количества учащихся. Скорее всего это результат радикальных реформ, проводимых правительством