3. Сборник материалов о Гайнане Курмашеве «Пронести через века».-Йошкар – Ола, ГОУ ДПО(ПК)С «Марийский институт образования», 2005.
Эпиграф: Цель жизни в том и заключается
Жить так, чтобы и после смерти не умирать.
(Муса Джалиль)
1.Вступительное слово учителя.
Все больше времени отделяет нас от тяжелых военных лет и радостного дня Победы. Сохранить память о тех, кто не вернулся с войны, бережно и трепетно относиться к фронтовикам, которые ценой неимоверных усилий и миллионных жертв добились Победы, - вот главные ценности живущих ныне поколений. Великий лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» приобретает огромную значимость. И мы помним своих героев.
Мы склоняем головы перед светлой памятью сынов и дочерей нашего народа, павших в боях за свободу и независимость Родины: Героев Советского Союза младшего лейтенанта Ахмедсафы Гайсина и старшего сержанта Хакима Хасанова, соратника Мусы Джалиля по антифашисткому подполью Гайнана Курмашева, татарского поэта – патриота Мансура Гаязова и тысячи других, имена которых навечно внесены в Книгу Памяти Параньгинского района.
Мы были живыми, как время,
Мы были большими, как время,
Теперь мы в легендах прославленных дней.
Теперь мы в граните и в бронзе,
Теперь мы в поэзии и в прозе…
Мы в безмолвье могильных камней.
1ученик. От тяжелых, выкрашенных охрой дверей центрального блока тюрьмы Плетцензее до приземистого кирпичного строения в глубине двора 114 шагов…114 шагов- сначала по каменным плитам, потом по утоптанному щебню вдоль высокой тюремной ограды, затем по неширокой, аккуратно посыпанной желтым песком дорожке.114 шагов. Но они не считали шаги. Они смотрели на омытые недавними дождями небо, на ослепительно белые облака, на редкие травинки, которые упрямо пробивались между каменных плит. Они жадно вдыхали свежий воздух и щурились от ярких лучей августовского солнца, беспощадно высветившего болезненную желтизну их лиц. И с удовольствием разминали затекшие ноги, с которых только что сняли кандалы. Теперь уже не 114 шагов, а гораздо меньше отделяло их от барака, где в эту минуту палач заканчивал последние приготовления к казни.
2 ученик.
Нет, врешь, палач, не встану на колени,
Хоть брось в застенки, хоть продай в рабы!
Умру я стоя, не прося прощенья,
Хоть голову мне топором руби!
Мне жаль, что я тех, кто с тобою сроден,
Не тысячу – лишь сотню истребил.
За это бы у своего народа
Прощенья на коленях я просил.
3 ученик. Шли молча, опустив головы Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Фуат Булатов, Гайнан Курмаш, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Габдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Фоат Сайфульмулюков, Апат Атнашев, Салим Бухаров.
Мусе хотелось как- то подбодрить товарищей, поддержать, утешить. Но что сказать, что? И вдруг он запел, усилием воли преодолев душивший его приступ кашля. Это было до того неожиданно, что конвойные в первую минуту растерялись. А песню его подхватили. Ма –а –лчать! – крикнул старший конвойный. Крикнул скорее по привычке, потому что он всё равно ничего не мог поделать с людьми, которых отделяло от смерти несколько десятков шагов. В фашистском Берлине, во дворе всегда безмолвной, словно вымершей тюрьмы звучала, выплёскиваясь за ограду, татарская песня, рожденная на берегах могучей Волги. (звучит татарская народная мелодия «Тэфтиляу»)
4 ученик. Лишь в 1957 году была установлена точная дата гибели 11 великих сыновей татарского народа – 25 августа 1944года.
Расстаёмся, Родина, прости.
Если превращен в поток кровавый
Ключ, что был медовым родником,
Что же будет с жеребёнком белым?
Расстаемся, Родина, прости!
Где слеза, что увлажнит ресницы?
Не слеза потоками струится –
Кровью плачу в горький час разлуки
Расстаёмся, Родина, прости!
5 ученик. Первым на гильотину повели Гайнана Курмаша.
1. Гайнан Курмаш 12час. 06 мин.
2. Фоат Сайфульмулюков 12час. 09мин.
3. Абдулла Алиш 12час.12мин.
4. Фуат Булатов 12час. 15 мин.
5. Муса Джалиль 12час. 18 мин.
6. Гариф Шабаев 12час. 21мин.
7. Ахмет симай 12час. 24мин.
8. Абдулла Баттал 12час. 27мин.
9. Зиннат Хасанов 12час. 30 мин.
10. Ахат Атнашев 12час. 33мин.
11. Салим Бухаров 12час. 36мин.
Почтим память павших героев за наше счастливое будущее минутой молчания.
6 ученик. Гайнан Курмаш родился 27 февраля 1919 года в г. Актюбинске. Там же окончил 6 классов, работал наборщиком.
Семья Курмашевых жили очень бедно. Из четырех детей, оставшихся у матери – вдовы, Гайнан был старшим. Мать после смерти мужа, вернулась из Актюбинска в Параньгу. Гайнан поступил в Параньгинский педтехникум. Уже в педтехникуме Г. Курмаш писал стихи и эпиграммы для стенгазеты и рукописного литературного журнала «Красная стрела». После окончания педтехникума молодой учитель получил направление в Куянковскую школу – на родину отца.
7 ученик. Полтора года Гайнан Курмаш работал в Куянковской школе. В конце 1937 года его исключили из комсомола «за сокрытие своего дворянского происхождения». Дело в том, что далёкий предок Курмаша – Бикчантай владел земельным участком около д. Куянково. Но некоторые из его потомков разорились и не имели клочка земли. Таким был и Нурмухамет – отец Гайнана. Теперь ожидая худшего, Г. Курмаш уехал из Куянково.
8 ученик. Г. Курмаш служил в армии, когда на нашу страну напали фашисты. В трагической обстановке первого периода войны, он оказался в плену. Военнопленных татар, башкир, марийцев, удмуртов, чувашей и представителей других национальностей между Волгой и Уралом гитлеровцы направляли в особые лагеря на территории Польши. В одном из таких лагерей в Демблине оказался и Гайнан Курмаш. Демблинский лагерь отличался своим жестоким режимом. Тысячи заключенных - пленных погибли здесь от пуль, побоев и голода. В Демблине Курмаш встретился с Мусой Джалилем.
9 ученик. Вера в победу и ненависть к фашистам помогли пленным выжить в невыносимо тяжелых условиях плена. Стихи и песни Джалиля стали своего рода магнитом, притягивающим сердца честных людей. Так вокруг Джалиля собралась группа самых надежных,проверенных людей, составивших впоседствии ядро подпольной антифашисткой организации
10 ученик. Осенью 1942 года фашисты создают из военнопленных национальностей Поволжья так нвзываемый Волго – татарский легион. Всячески раздувая национальную рознь, гитлеровцы хотели заставить военнопленных воевать против собственной Родины. Сорвать этот замысел фашистов – такую задачу поставила перед собой подпольная организация. Нелегок и опасен был путь борьбы. Чтобы войти в доверие к фашистам, подпольщики для виду дали согласие «сотрудничать» с ними. Основное ядро подпольщиков в легионе группировалось вокруг музыкальной капеллы, созданной для культурного обслуживания военнопленных. Художественным руководителем и режиссером капеллы назначили Г. Курмаша.
11 ученик. Труды подпольщиков не пропали даром. Первый батальон легиона, посланный на восточный фронт, перебил гитлеровских офицеров и в полном составе перешел к белорусским партизанам. Но предательство провокатора позволило фашистам напасть на след организации. Почти все члены были арестованы, брошены в застенки. Начались нескончаемые пытки. Но они не сдавались. Даже в тюремной камере продолжали схватку с фашизмом – теперь уже оружием слова…
12 ученик.
Пел я, весеннюю свежесть почуя,
Пел я, вступая за родину в бой,
Вот и последнюю песню пою я,
Видя топор палача над собой.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит,
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
13 ученик. В начале 1944 года подпольную группу, в том числе и Гайнана Курмаша увезли из Берлина в Дрезден. Там и состоялся суд над 11 членами подпольной организации.
12 февраля 1944 года имперский суд приговорил их к смертной казни. В военной тюрьме Шпандау они провели последние дни в ожидании казни.
14 ученик. Гайнан оправдал свое имя – он был тверд, как камень, даже тверже камня.
Мы будем помнить тебя, Гайнан. Твоя фамилия произошла от татарского «кормас», что означает «не умрет, будет жить, будет цвести». Твой образ будет всегда жить в сердцах потомков.
15 ученик. Письмо от погибшего сына.
Я погиб, и теперь я в могиле.
Я при жизни с письмом опоздал.
Мама, ты бы меня не узнала.
Если б я из могилы восстал.
Ты оплакала мертвого сына,
Не поверишь моим письменам.
Я хочу, чтоб ты тихо внимала
Этой песни тоскливым словам.
Я в двадцать пять ты меня отпустила
В мир, мечтая о славе моей.
Ты вскормила меня, воспитала
Но я стал холоднее камней.
Но страданья твои не напрасны –
В испытаньях суровых годин.
Правдолюбцем потверже алмаза
Оказался при жизни твой сын.
16 ученик.15 февраля 2005 года в Куянковской средней школе открыта гранитная мемориальная доска Гайнану Курмашеву со словами: «В этой школе в 1937 – 1938 годах работал герой – антифашист Гайнан Курмашев (1919 – 1944г.г)
«Умирая, не умрет герой, мужество останется в веках», - писал Муса Джалиль в фашистском застенке. История подтвердила его правоту.