Официальный сайт janmille 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Русецкая О.П. Мы в мире химии (экологизированный элективный курс по химии для учащихся 9 классов общеобразовательных школ)

Автор: 
Русецкая Ольга Порфирьевна
Место работы: 
МОУ «СОШ №7» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области

 

Пояснительная записка

 

Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности. Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Элективные курсы по химии в 9 классе призваны развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся.

 

Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.

Содержание данного элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений.

 

Актуальность предлагаемого элективного курса вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

Этот элективный курс дает возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.

 

Общими принципами отбора содержания материала программы являются :

  • системность;
  • целостность;
  • объективность;
  • научность;
  • доступность для учащихся основной школы;
  • реалистичность;
  • практическая направленность.

 

Данный образовательный курс является источником знаний, он расширяет и углубляет базовый компонент; обеспечивает интеграцию необходимой информации химического, биологического, географического характера.

Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.

 

В содержание программы заложены следующие идеи:

  • природа в своём развитии находится в динамическом равновесии;
  • при взаимодействии природы и человека изменяются компоненты окружающей среды, что приводит к смещению природного равновесия,
  • химические знания необходимы для разумного решения возникших проблем.

 

Ведущая идея курса: развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человеку и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством; следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно применять.

 

Основные цели элективного курса

  • Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни;
  • раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки;
  • развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии;
  • развитие личности учащегося средствами данного курса;
  • обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.

 

Задачи курса

  • Сформировать у учащихся сознание необходимости: заботиться о своём здоровье, изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять;
  • учить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;
  • развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности;
  • расширить кругозор учащихся;
  • развивать у учащихся общеучебные умения и навыки: работы с научно-популярной и справочной литературой, умения сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал; делать выводы;
  • развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
  • использовать и развивать межпредметные связи с биологией, физикой, географией, математикой.

В настоящее время под лозунгом гуманитаризации обучения происходит сокращение учебных планов в области естествознания. При этом забывается, что химия, как наука, занимая одно из центральных положений в естествознании, составляет основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни; элективные курсы будут, в какой-то степени, решать те задачи, которые на уроках химии не удается решить в полном объёме из-за дефицита времени. Программа курса рассчитана на 17 часов. Если имеется возможность, количество часов может быть увеличено до 34 часов.

 

Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения программы элективного курса «Мы и химия» учащиеся получают возможность

 

Знать и понимать:

  • качественный и количественный состав воздуха;
  • о последствиях загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;
  • о проблеме загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
  • о роли озонового слоя в биосфере; причинах и последствиях его истощения (понятие «озоновые дыры»);
  • примерный качественный состав природных вод;
  • о роли воды как активной внутренней среды организма и как непосредственного участника биохимических процессов;
  • методы очистки пресной воды от загрязнений;
  • о нормировании качества питьевой воды;
  • о проблеме загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
  • о проблеме пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);
  • о проблеме загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами; основные способы очистки водоёмов от нефтяного загрязнения;
  • о проблеме содержания понятия «парниковый эффект»,
  • проблема «кислотных дождей», пути решения проблемы;
  • о составе пищи, пищевых добавках, их действии на организм;
  • о проблеме, связанной с избытком минеральных удобрений в почве;
  • о составе строительных материалов, возможных негативных последствиях; о фенольных строениях, вызывающих аллергические заболевания;
  • основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;
  • о законодательстве в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;
  • экологические проблемы местного значения;
  • о роли химии в решении экологических проблем.

 

Уметь:

  • составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;
  • оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;
  • раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их решения;
  • бережно относиться к воде, экономно её расходовать;
  • применять простейшие методы очистки питьевой воды;
  • анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь выбирать безвредные;
  • использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.
  • прогнозировать последствия загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями, приводить примеры воздействия тяжёлых металлов на здоровье человека;
  • вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;
  • критически оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения.

 

Элективный курс предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных и развивающих; различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры. Во вводной части курса рекомендуется основное внимание сосредоточить на тех явлениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. К таким явлениям следует отнести: глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжёлых металлов, нефтяные загрязнения.

 

В основной части, состоящей из четырёх тем, учащиеся должны найти ответы на вопросы:

  • чем мы дышим,
  • что мы пьём,
  • что мы едим,
  • где мы живём?

Предполагается, что учащиеся вместе с учителем будут обсуждать и исследовать эти жизненно-важные аспекты с экологических и валеологических позиций, и особое внимание следует уделить изучению воздействия вредных веществ на организм человека и способам защиты от этих воздействий. Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту. Выполнение его формирует у учащихся навыки работы с веществами, практические умения и навыки необходимы каждому гражданину, кроме того, химический эксперимент выступает в роли источника знаний и формирует научную картину мира. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, т.к. предполагается исследовать жизненно-важные объекты: воздух, воду, пищу. Необходимо использовать местный материал, по возможности организовать экскурсии в лаборатории СЭС, водоочистительную станцию, кислородную станцию и др. Часть времени рекомендуется отвести на решение задач проблемного характера с экологическим содержанием, что обеспечит не только закрепление и развитие специальных навыков, но и формирование активной жизненной позиции.

 

Усвоение материала по программе курса можно проследить через отчёты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты; итоги работы можно обобщить на конференции, устном журнале и др.

 

Формы организации учебной деятельности в рамках элективного курса: лекции с элементами беседы, семинары, дискуссии, практические работы исследовательского характера, конференции по проблемам защиты окружающей среды и валеологии, ролевые и познавательные игры.

 

 

Содержание курса

(1 ч в неделю, всего 17 ч)

 

 

Введение. Биосфера – среда жизни человека (1 ч).

Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека: парниковый эффект, уменьшение озонового слоя, загрязнения тяжёлыми металлами, нефтепродуктами; кислотные дожди.

 

Тема №1. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (4 ч).

Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.

Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли. Его значение для жизни на Земле и нарушение целостности.

Пути решения проблемы защиты атмосферы. Сокращение выброса углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив, замена бензина и других нефтепродуктов экологически менее вредными топливами. Водородное топливо. Перспективы использования альтернативных источников энергии: ветра, солнца. Международное законодательство по проблеме охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

Практическая работа №1 . Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Химическое загрязнение атмосферы. Анализ состава атмосферных осадков на кислотность.

 

Тема №2. Гидросфера. Вода, которую мы пьём (4 ч).

Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода - универсальный растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ (проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Химический состав природных вод. Жёсткость воды. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

Практическая работа №2 . Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.

Практическая работа №3. Определение жёсткости воды.

 

Тема №3. Пища, которую мы едим (3 ч).

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро - и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.

Практическая работа №4. Определение нитратов в плодах и овощах.

Практическая работа №5 . Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.

 

Тема №4. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье человека (2 ч).

Пылевые загрязнения помещений. Влияние шума на здоровье человека. Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.

Практическая работа №6. Определение относительной запылённости воздуха в помещениях.

Решение задач с экологическим содержанием (2 ч).

Резервное время (1 ч).

Подведение итогов (1 ч).

 

Литература

 

  1. Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачёв А.И. Экология на уроках химии. – Мн.: Изд. ООО «Красикопринт», 1996. – 208с.
  2. Ревелль П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4-х книгах. Кн. 2. Загрязнение воды и воздуха: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995. – с., ил.
  3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ. пособие. – М.: «Высшая школа», 1992. – 192с.: ил.
  4. Энциклопедический словарь юного химика. /Под ред. Трифонова Д.Н. – М.: «Педагогика-Пресс», 1999. – 368 с.: ил.
  5. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), - СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.
  6. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия - в центре наук. В 2-х частях. Пер. с англ. – М.: Мир, 1983. – 448с., ил.
  7. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. /Сост. Н.и. Габрусёва, С.В. Суматохин. – 2-е изд.,доп. – М.: Дрофа. 2001. – 288с.
  8. Кузнецова Н.Е. К изучению эколого-химического материала. – Химия в школе, 5-2004.
  9. Шуляковский Г.М. Диоксины и окружающая среда. – Химия в школе.3-2001.
  10. Назаренко В.М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы. – Химия в школе.- 5,1993
  11. Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. – Химия в школе. 5,1997.
  12. Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровье человека. Первое сентября. Химия.- 12-15, 2004.
  13. Шаброва Е.В. Современные экологические проблемы с точки зрения химика. Химия в школе. – 1,1997.
  14. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.
  15. Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. // Химия в школе. -2,2000.
  16. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5,2000.
  17. Соловьянинов А.А. Проблемы защиты озонового слоя в России. // Химия в школе.- 2,1999
  18. Седельников В.П. Заботливая помощница.- Киев: Рад.шк., 1999.- 168с.
  19. Ягодин Г.А., Раков Э.Г., Третьякова Л.Г. Химия и химическая технология в решении глобальных проблем. – М.: Химия, 1988.
  20. Речкалова Н.И., Сысоева Л.И. Какую воду мы пьём. //Химия в школе. – 3,2004
  21. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл. – М.: Дрофа, 1998.
  22. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.:Дрофа, 2004.

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Тема, изучаемые вопросы

Кол-во

часов

Демонстрации,

лабораторные

опыты

Форма занятия,

организационной

деятельности

учащихся

Образовательный

продукт

1

Введение. Понятие о биосфере, как среды жизни человека. Глобальные проблемы экологии, связанные с хозяйственной деятельностью человека: кислородные дожди, уменьшение озонового слоя планеты, загрязнения природы тяжёлыми металлами, нефтепродуктами.

1

видеофильм

«Глобальные

проблемы

человечества»,

1-я часть,

фрагменты

лекция

с элементами

беседы

опорный

конспект

 

Тема № 1. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим.

4

 

2

Атмосфера. Состав воздуха. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.

1

опыт, демонстрирующий образование кислоты при сгорании серы

семинар-практикум

диаграмма

«Состав воздуха»,

таблица «Виды

загрязнений»

3

Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя земли. Его значение для жизни и возможные последствия.

1

опыт, демонстрирующий превращение кислорода в озон

конференция

доклады,

сообщения

учащихся

4

Пути решения защиты атмосферы. Сокращение выбросов углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив. Международное законодательство в области охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

1

демонстрация коллекции различных

видов топлива

беседа,

дискуссия

тезисы,

работа

с документами

5

Практическая работа №1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение состава атмосферных осадков на кислотность.

1

 

практическая

работа

с элементами

исследования

отчёт

о практической

работе

 

Тема № 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьём.

4

 

6

Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.

Вода – универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жёсткость воды.

1

лабораторный опыт, демонстрирующий свойства воды, как растворителя

беседа,

лабораторный

опыт

работа с таблицей,

отчет

по лабораторному

опыту

7

Санитария питьевой воды, понятие о ПДК веществ в водных стоках. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

Практическая работа № 2. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.

1

 

 

работа

с документами,

беседа,

практическая

работа

анализ данных

состава питьевой

воды нашего города,

работа

с документами,

тезисы,

отчёт

о практической

работе

8

Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность.

1

лабораторный опыт

«Способы очистки воды»

урок-экскурсия

экскурсия

на станцию

водоочистки

9

Практическая работа № 3. Определение жёсткости воды.

1

 

практическая

работа

отчёт

по практической

работе

 

Тема № 3. Пища, которую мы едим.

3

 

10

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу

1

демонстрация

этикеток от пищевых кондитерских изделий, маргарина, майонеза и др., которые мы покупаем

в магазине.

устный журнал

выступления

учащихся

11

Практическая работа № 4. Определение нитратов в плодах и овощах.

1

 

практическая

работа

отчёт

о практической

работе

12

Практическая работ № 5. Пищевые добавки. Изучение состава продуктов (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и влияние на организм.

1

 

практическая

работа

отчёт

о практической

работе

 

Тема № 4. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье человека.

2

 

13

Пылевые загрязнения помещений.

Практическая работа № 6.

Определение относительной запылённости помещений.

1

 

практическая работа

отчёт

о практической

работе

14

Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Влияние шума на здоровье человека.

Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.

1

демонстрация

образцов строительных материалов

лекция с элементами беседы

или беседа, в зависимости от подготовленности учащихся

опорный конспект,

тезисы

15-16

Решение задач с экологическим содержанием.

2

 

урок решения задач

решение задач

17

Заключительное занятие.

Подведение итогов.

Анкетирование или сочинение на тему: «Природа и мы».

1

 

анкетирование

 

Если есть возможность, последнее занятие можно провести в форме экскурсии в природу, с целью анализа экологической обстановки; в местных условиях это может быть лес, болото, пострадавшее от нефтяных разливов.

Всего часов

Практических работ

Лабораторных опытов

Экскурсий

17

6

2

1

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн