Submitted by Надежда Гаранина on пн, 18/01/2010 - 12:07
Учебный курс
«Технология профессиональной карьеры в Новосибирской области»
10 класс
Тема урока: «Безработица».
Цель: сформировать понятие «безработица» и вооружить учащихся знаниями о причинах возникновения и способах преодоления этого кризисного явления, познакомить с видами безработицы, центром занятости населения, его спецификой.
Оборудование: 1. Авторская презентация «Безработица» , презентация «Центр занятости населения г. Искитима»
2. модель плаща и шаблоны выкроек
3. ножницы, иголки, нитки, ткань
Участники: ученики 10 класса в роли работников и менеджеров.
Эпиграфы урока:
Каждый имеет право на труд…
(Конституция РФ, ст. 37, п. 7)
«Дела человеческие не могут быть постоянно удачными»
Геродот
«В дом труженика голод заглядывает, но зайти туда боится»
Франклин
Ход урока
1. Организационный момент: знакомство с темой урока, эпиграфами, целями урока
2. Проведение игры «Безработица».
План игры:
Введение в игровую ситуацию
1 этап
2 этап
Подведение итогов
Обсуждение результатов игры
Введение в игровую ситуацию
В условиях экономического кризиса, проводя маркетинговые исследования, руководители торгового дома «Модная одежда» выяснили, что в этом сезоне ежедневно будет покупаться не более 20 плащей современного покроя. Заказ на пошив плащей можно разместить на одной из трёх простаивающих фабрик.
Для определения наиболее выгодного партнёра пробные партии плащей поручено изготовить всем трём предприятиям и предприятия объявили конкурс на замещение вакантных должностей швей и закройшиков
1 этап
Менеджеры демонстрируют плащи и просят изготовить пробную партию.
Каждый участник игры выполняет заказ самостоятельно.
Задача менеджера - выявить наиболее эффективно работающих специалистов
2 этап
Что показывают результаты 1 –го этапа?
Каков эффект, достигли ли вы нужных масштабов?
Что делать?
Выполнять заказ
Менеджеры перестраивают работу, отбирая лучших работников и вводя разделение труда на «закройщиков» и «швей» , т. е. специализацию.
Лишние игроки становятся зрителями и ….(безработными)
Рабочий процесс продолжается
Временные безработные изучают материал по теме занятия и составляют ответы на вопросы:
1. Кто такие безработные?
2.Кто чувствует себя уверенно на рынке труда?
3.Виды и причины безработицы
Подведение итогов
1. Выявление фабрики – победителя
2. Обсуждение результатов деловой игры
Вопросы для обсуждения
Приблизительные ответы учащихся
1. Назовите причины увеличения или уменьшения выпуска продукции
Улучшение организации производства и, как следствие, повышение производительности труда
2. Как увеличение выпуска продукции влияет на число рабочих мест?
Ведёт к сокращению рабочих мест
3. Кто из работников оставлен менеджерами на производстве, а кто подвергся сокращению?
Продолжать производство остались люди, наиболее способные к этому, а сокращены те, кто слабо и некачественно выполнял свои обязанности
4. Что должны делать люди, потерявшие работу?
Люди, потерявшие работу, должны:
· Найти другую работу или переквалифицироваться;
· Повысить свою квалификацию и составить конкуренцию работающим;
· Найти другие источники существования.
Знакомство с центром занятости населения нашего города. Выступление Ершовой Екатерины и Горшковой Дарьи с презентацией.
Выступление «безработных»
Стихотворение «Не позволяй душе лениться» Н. Заблоцкого
Таблица к уроку
«Выпуск плащей для торгового дома»
Имя работника
Степень готовности плаща
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Обсуждаем итоги игры «Безработица»
Вопросы для обсуждения
Приблизительные ответы учащихся
1. Назовите причины увеличения или уменьшения выпуска продукции
2. Как увеличение выпуска продукции влияет на число рабочих мест?
3. Кто из работников оставлен менеджерами на производстве, а кто подвергся сокращению?
4. Что должны делать люди, потерявшие работу?
Безработные - это та часть трудовых ресурсов, которая хочет работать, ищет работу, но не может её найти.
Современная безработица зависит от соотношения спроса и предложения на рабочую силу.
Конкурентоспособность на рынке трудазависит от
1. Разнообразных навыков работника
2.Хорошее образование, широкий кругозор
3. Способность учиться новому, менять виды деятельности, начинать заново
4. Умение вести себя, поддерживать беседу, общаться с людьми
Виды и причины безработицы
Виды безработицы
Причины безработицы
Временная
Переход из одного места работы на другое или первичный поиск работы
Сезонная
Для редких профессий существует проблема занятости в определённое время года (речники)
Структурная
Закрытие устаревших или структурное преобразование, когда сокращают число рабочих (Кризис 90-х годов, закрытие заводов, продажа их, смена собственника)
Циклическая
Рынок переживает спад и подъём – это циклы, от которых зависит число работающих
Литература
Трудовое право. – Москва, издательский дом РИОП, 2008 год, 3-е издание
Размещено Wed, 16/02/2011 - 20:21 пользователем Ирина Викторовна Шилова.
Тема актуальна. Правда, очень многие дети несерьезно относятся к выбору профессии. За них это решают родители. Заинтересовать, привлечь... На примере этого урока должно получиться.
На: Урок по теме «Безработица».
На: Урок по теме «Безработица».
Спасибо. Деловая игра на очень актуальную тему. Исследования, проведенные учащимися , будут им полезны в дальнейшем.
На: Урок по теме «Безработица».
Спасибо за комментарии