Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ты и твое имя

Фото пользователя Наталья Александровна Ненахова
Submitted by Наталья Александровна Ненахова on вс, 17/01/2010 - 15:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ненахова Наталья Александровна
Место работы, должность: 
СОШ № 27 Учитель
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
познакомить с разнообразием и происхождением имен, с их ролью; воспитывать умение гордиться своим именем; развивать логику и память учащихся; воспитывать уважение к истокам христианской культуры.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

карточки с происхождением имен и фамилий учащихся; жетоны, выставка книг, эпиграф, высказывания, два плаката.

Краткое описание: 
П Л А Н 1. Организационный момент 2. Разнообразие и происхождение имен 3. Викторина ( две команды). 4. Театральная миниатюра о роли имен в жизни людей. 5. Подведение итога.
Учитель: Ненахова Н.А. ДЕКАДА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Тема: ТЫ И ТВОЕ ИМЯ Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Дейл Карнеги ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: выставка книг, эпиграф, высказывания, два плаката ЦЕЛЬ: познакомить с разнообразием и происхождением имен, с их ролью; воспитывать умение гордиться своим именем; развивать логику и память учащихся; воспитывать уважение к истокам христианской культуры. ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с происхождением имен и фамилий учащихся; жетоны. П Л А Н 1. Организационный момент 2. Разнообразие и происхождение имен 3. Викторина ( две команды). 4. Театральная миниатюра о роли имен в жизни людей. 5. Подведение итога. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Организационный момент. 1-ый чтец: Дорогие друзья! Наташи и Саши, Татьяны и Иваны, Жени и Кристины И многие другие, Сегодня требуется нам Исполнить оду именам. 2-ой чтец: Сегодня праздник посвящаем Нашим мудрым именам. 3-ий чтец: Согласно словарю В.И. Даля, имя – это названье, наименованье, слово, которым зовут, означают особь, личность. Ключевые слова этого определения указывают на то, что имя выделяет конкретного человека из общей массы, отмечает его особенность, уникальность. Ведущий Тема нашего занятия « ТЫ и ТВОЕ ИМЯ». Сегодня речь пойдет о разно-образии , происхождении и роли имен в нашей жизни. А эпиграфом по праву будем считать высказывание Дейла Карнеги. « Имя человека са-мый сладостный и самый важный для него звук на любом языке».К этим словам мы вернемся позже, а теперь продолжим. Разнообразие и происхождение имен 2-ой чтец: С первых дней раннего детства ни одно слово не слышит человек так часто, как собственное имя. Сначала оно употребляется в уменьшитель- ной форме, потом в обыденной или полной, затем к нему начинают прибавлять отчество… 1-ый чтец: Нет меж живущих людей, Да и не может быть безымянных, В первый же миг по рождении Каждый убогий и знатный Им , как сладостный дар, От родимых своих получает. 2-ой чтец: Эти слова Гомера – древнего философа, поэта и мудреца, жившего еще до нашей эры – и дают нам основание полагать, что обычай давать имя новорожденному существовал еще с незапамятных времен. 3-ий чтец: Древние считали, что с именем человека связана его судьба. У многих народов было принято держать имя ребенка в секрете, чтобы силы зла не могли ему навредить. Иногда ребенку давали два имени: одно, настоя-щее, не знал никто, кроме родителей, а другое, ложное, было известно всем. Не зря во многих древних сказках и мифических повествованиях герой скрывает свое имя; кто выведает его, получает над героем полную власть. 2-й чтец: В дохристианские времена существовали самые разные традиции имянаречения. Дитя получало имя в честь старшего в роду, в честь деда или прадеда; иногда – в честь умершего предка. Часто высокая честь при- думать младенцу имя предоставлялось только отцу, только матери или только самому старшему родственнику. 1 – ый чтец: Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа и других народов в древности существовал обычай: при рожде-нии ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков. Например: Добрыня, Дружина, Калина. До принятия христианства у русских были имена, которые называли че-ловека по внутреннему и внешнему признаку ( Большой, Рябой, Косой, Буян, Молчан, Кудряш, Нелюб), отражали порядок появления новых Членов семьи (Первой, Третьяк, Малюта, Меньшик). 3 –ий чтец: Имена отражали социальное и экономическое положение (Холоп, Бо- быль), место происхождения ( Инозем, Казанец), церковные отношения (Грех, Богомол, Игумен). Многие имена стали основой фамилий : Богомол – Богомолов, Кудряш – Кудряшов, Молчан – Молчанов и др. 4-ый чтец: В христианские времена имя наречие совершалось при крещении. В православных традициях имя подбиралось по святцам ( Святцы – это особые книги, в которых записаны имена святых на каждый день) : ре-бенка называли именем того святого, день памяти которого совпал с днем появления малыша на свет или днем крещения. Так святой стано-вился невидимым покровителем, защитником человека, его ангелом – хранителем. Отсюда появилось такое понятие как « духовное рожде-ние» ( в день крещения, день именин), «телесное» же рождение – это день рождения человека. 1-ый чтец: Сейчас у нас празднуются дни рождения, а не именины. Не все родите – ли считают нужным совершать обряд, называть ребенка в честь святого Крестить или не крестить младенца – это лично дело каждого! Но в шутку или в серьез – каждый волен поздравить друг друга с именинами. Заглянув в календарь, можно узнать, когда у кого праздник. Например: у Анастасии именины 4 января, у Татьяны – 25 января, у Кристины 19 февраля, у Евгения – 20 марта, у Веры, Надежды и Любови – 30 сентяб-ря, у Олега – 3 октября и так далее. . Ведущий : Но как же быть с теми, чьи именины в святцах встречаются несколько раз ? Например: у Ивана, Александра, Андрея, Алексея и др. В этом случае, если человек некрещеный, то надо ориентироваться на дату его «телесного» рождения, а если крещеный, то на дату его «духовного» роджения, т. е. крещения. Бывает, что эти даты совпадают или находят-ся рядом. Например : у некрещеного Александра дата рождения 5 мар – та, значит днем его именин станет 8 марта, т. е. ближайший день, ука-занный в святцах. 3 –ий чтец: В наши дни имя ребенку не всегда дается по святцам. Родителям хо-чется, чтобы имя звучало красиво, чтобы оно, согласно своему значе-нию, как бы заранее наделяло ребенка положительными качествами. Например, имя Валерий произошло от латинского глагола быть здоро-вым, а древнееврейское имя Михаил родилось из словосочетания со зна-чением подобный Богу. 1 –ый чтец: Были и такие имена: Владислав ( владеющий миром, славой). Всемила ( всеми милая), Домна (хозяйка). Смысловые значения некоторых имен забывались. А нарицательное имя превращалось в собственное. Неко-торые обрусевшие имена подвергались сокращению: Борислав – Бо-рис ( борющийся за славу), Владимир – Вадим (наставляющий мир). 2 –ой чтец: Если обратиться к художественным произведениям русской литерату-ры, то увидим, что имена, которыми наделяют авторы своих героев, неслучайны. Например: В.А.Жуковский опоэтизировал имена Светла-ны (светлая), Людмила (людям милая). Д.И.Фонвизин назвал своего героя из комедии « Недоросль» Митрофаном ( с греческого являющий свою мать , т.е. похожий на свою мать). В повести Карамзина « Бедная Лиза» главный персонаж – Эраст ( с греческого прелестный, милый, возлюб-ленный). У А.Н.Островского в « Грозе» главная героиня Катерина, что означает гордая, чистая. 3 –ий чтец: А вот имена из сказок: Елена и Василиса. Елена – от греческого свет, факел, Василиса – от греческого царица, царственная. Героини раз-личны по своему характеру. Елена – мягкая, лирическая «носит» по-стоянный эпитет «прекрасная» (Елена-прекрасная), а Василиса – му-жественная, находчивая, энергичная – т.е. всегда «премудрая» (Васи-лиса – премудрая). 1 –ый чтец: Происхождение одних имен затерялось в глубине веков, других про-зрачно, молодо. Заглянув в словарь, многие могут узнать кое-что но-вое о происхождении и значении своих имен. Например:..(участники команды зачитывают с карточек). 2 –ой чтец: Широко распространено мнение, что имя оказывает влияние на судьбу человека. Разумеется, если бы это влияние было полным, бесспорным и решающим. То все Иваны и все Наташи жили бы совершенно одина-ково… Но говорить о том, что имя в какой-то мере влияет на человека, на его образ жизни и характер, все-таки можно. Только это влияние разное. Нет двух одинаковых людей, двух одинаковых судеб. Ведущий : Понятие «имя» тесно связано с понятиями «фамилия» и «отчество». Фамилии тоже разнообразны и имеют свое происхождение. Так же Существуют книги – словари, рассказывающие о происхождении фа-милий. Это тема следующего занятия. Но чтобы зажечь огонек азарта в ваших душах, вот некоторые из них…(зачитывают с карточек участ-ники 2-ой команды). ВИКТОРИНА - Ну а теперь викторина для команд 7-Е и 7-Г классов. 1. Теоретические вопросы 1-ой команде: Что такое имя? 2-ой команде: Что такое святцы? 1-ой команде: Чем отличается «духовное» рождение от «телесного»? 2-ой команде: Что такое крещение? 1-ой команде: Почему в сказках, если Елена, то обязательно прекрасная? 2-ой команде: Почему в сказках, если Василиса, то обязательно премудрая? ЗАДАНИЕ ЗРИТЕЛЯМ. - В самом начале я пообещала вернуться к эпиграфу нашего меро-приятия (зачитать с доски). Как вы понимаете это высказывание? Расшифруйте его. ВОПРОСЫ НА ВНИМАНИЕ. (сообразительность). 1-ой команде: Что от рождения принадлежит вам, но вы пользуетесь им реже, чем другие? 2-ой команде: Какое женское имя состоит из 30-ти букв? 1-ой команде: Какие три имени известны русской морфологии? (Имя сущ., прил., числит.). 2-ой команде: Назовите как можно больше имен с удвоенной согласной в корне? 1-ой и 2-ой команде по очереди: Образуйте имена из следующих сочетаний слов: - владеть миром - людям мила - свято славить - владеющий славой, миром 1 и 2 команды называют по очереди, по одному: - Назовите растения (цветы, травы, деревья), которые созвуч-ны с именами. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. - И наконец домашнее задание; каждой команде было предло-жено «расшифровать» афоризм (зачитать с доски). - Пожалуйста, слово 1-ой команде, 2-ой команде. 1. У красивой женщины всегда красивое имя. Юзеф Булатович 2 .Можно шутить с человеком, но нельзя шутить с его именем Марина Цветаева СЦЕНКА. « Детективная история с эпилогом и прологом, с кражей-пропажей и даже с моралью».

»  Tags for document:

Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: Ты и твое имя


Наталья Александровна, у нас в проекте "Год Учителя в ОК" есть форум "Что в имени тебе моем..."

Было бы интересно познакомить участников с вашим материалом 

Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн