Размещено: Людмила Петровна Курышева - пт, 15/01/2010 - 17:33
Урок письма (Интегрированный урок
словесности и информатики)
Цели урока:
1.Формировать представление о письме как эпистолярном жанре и средстве межличностного общения.
2.Развивать логическое и ассоциативно – образное мышление детей.
3.Формировать умение составлять текст в жанре письма на основе культурных хронотопов.
4.Развивать навык самостоятельной работы на компьютере.
5.Воспитывать культуру чувств детей, культуру работы за компьютером.
Оборудование:
1)Выставка сборников стихов о письмах и почте, составленных учениками.
2)Почтовые наборы с конвертами и почтовой бумагой.
3)Плакаты с изображениями разных писем.
4)Мультимедийное оборудование, компьютеры.
5)Инструктивные карты.
Ход урока.
1)Подготовительный этап
А. Сообщение учащихся « Из истории почты» (на одном из уроков, проведенных заранее)
Закончите вывод сложноподчиненным предложением, объясните знаки препинания.
Почта прошла сложный и интересный путь развития, потому что… (см. Презентация «Из истории почты».)
Б. Почтовый словарь: представление результатов работы со словарями по слову «письмо». Составление детьми почтового словаря: презентация «Почтовый словарь» (на одном из уроков по теме «Лексика») (см. Презентация «Почтовый словарь».)
В. Представление сборников стихов о письмах и почте, составленных детьми (проводятся в виде пятиминутки в начале нескольких уроков литературы), выбирается лучшая работа.
2) Творческая мотивация. Инсценированное чтение (см. Приложение 1).
Напишите 3 - 4 предложения, о чем вы подумали, когда слушали эти строки.
ü Почему выбраны данные стихотворения?
ü Почему тексты расставлены в такой последовательности?
ü Что их объединяет?
ü Одинаковое ли в них настроение?
ü Зачем нужна почта?
ü Что чувствует человек, получив письмо?
А. Стихотворение А.А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли…»
Б. С. Крупина «Почтальон»
В. С.Я. Маршак «Почта» (отрывок)
Г. Тэффи «Как хорошо, что люди придумали почту…»
Д. Э. Асадов «Как мало все же человеку надо!»
3)Слово учителя с элементами беседы (Презентация «Как написать письмо»).
А) Беседа о нужности писем в 21 веке.
ü Приходилось ли вам писать письма? Кому? О чем?
ü Трудно ли вам это делать? Почему?
ü Какие слова вы подбирали для приветствия? Прощания?
ü Что вызвало затруднение?
Б) Слово учителя о письмах (Презентация «Как написать письмо»)
Слайд 1. Вспомните правила оформления эпиграфа. Запишите эти слова как эпиграф, в конце урока ответьте, почему именно они стали эпиграфом.
Слайд 2. Письма бывают разные, пишутся в разных ситуациях. Опираясь на данный материал, составьте устный рассказ о видах писем. Придумайте ситуации, в которых конкретный вид письма востребован.
Слайд 3. В зависимости от вида письма есть правила его написания. В России были и специальные письмовники, где помещались образцы писем. Однако есть и общие требования к написанию и оформлению писем. Прочитайте и прокомментируйте их, попробовав объяснить.
Слайд 4. Письмо, как и любой жанр, имеет свою композицию. Рассмотрите выданные таблицы и дополните их своими примерами речевых формул.
Слайд 5. Оформление почтового конверта. Взаимопроверка в парах.
Слайд 6. Какие бы вы дали рекомендации тому, кто собрался писать письмо? Запишите их. Сравните с тем, что предлагают специалисты.
Слайд 7. Письмо является не только средством общения людей, но и литературным жанром. Многие писатели использовали эпистолярный жанр в качестве формы своего произведения. Почему? Да, наверное, из-за его исповедального характера, что позволяет передать самые сокровенные мысли героев и при этом создать только им присущую манеру выражения мыслей. Какими еще произведениями вы бы дополнили предложенный список?
В) Сообщение о теме для создания письма «Письмо другу о родном крае».
Обсуждение в группах, создание плана.
Слайд 8. Запись схемы в тетради.
4) Работа с текстом о Вологде. А. А.Яшин «Москва – Вологда» (см. Приложение 1).
ü К какому стилю вы его отнесете? Докажите это, проиллюстрировав примерами из текста.
ü Каков тип речи? Почему?
ü Как построен текст? Составьте план.
ü О каких реалиях жизни в нашем крае говорит автор? Какие эпитеты подбирает А.Яшин для характеристики Вологды? Почему? Объясните значение слова «просторный». В каком значении употреблено?
ü Какими тропами, поэтическими фигурами воспользовался автор? Какая фраза повторяется в тексте? Какой цели достигает автор?
ü Какие особенности языка помогли сделать образ Вологодчины наиболее точным? Ярким? Живым? Как соотносятся, по мнению автора, понятия «Россия» и «Вологда»?
ü Какие слова называют чувства поэта?
ü Каково ваше впечатление от текста?
ü Запишите, что вы чувствуете по отношению к родному краю (можно использовать цитаты)
5)Работа над созданием текста на компьютере (возможный вариант – распечатать тексты, дети вырезают фрагменты и склеивают письмо).
Задача – из предложенных фрагментов создать текст письма определенного вида: 1 группа - письмо другу-современнику, 2 группа - письмо другу в 19 веке, 3 - официальное письмо.
ü Чем они будут отличаться?
ü Почему?
ü Назовите отличительные черты официально-делового стиля, как вам это поможет?
На рабочем столе находится презентация «Письмо практическая часть.ppt». Вы ее отредактируете для того, чтобы в результате получилось письмо, составленное из отдельных слайдов. В конце практической части мы посмотрим ваши работы на экране проектора и зачитаем их.
Слева отображается панель с эскизами слайдов. Если на этой панели выделить слайд ЛКМ, то в центре окна он отобразится в более крупном масштабе.
Составные части письма выделены разными цветами.
2. Прочитайте все слайды желтого цвета (Приветствие).
Вы должны удалить ненужные по вашему мнению слайды.
Для этого выделите слайд на панели и удалите его мышью (ПКМ→Удалить слайд) или с помощью клавиатуры (клавиша {DELETE}).
Такие действия вы должны проделать с каждым цветом (вступление, основная часть, заключение, прощание).
В итоге в презентации должны остаться всего 5 слайдов разного цвета.
3. Прочитайте получившееся письмо.
Для этого нажмите на клавиатуре {F5} (демонстрация слайдов). Для перехода к следующему слайду: 1 щелчок ЛКМ, пробел или {Enter} на клавиатуре; для выхода из демонстрации: нажать {ESCAPE} на клавиатуре (слева сверху) или ПКМ→Завершить показ слайдов.
Если у вас достаточно давно удалился нужный слайд, то закройте презентацию, не сохраняя ее, и выполняйте инструктивную карту сначала.
4. Сохраните ваше письмо.
Для этого выполните команду: Файл→Сохранить как. В строке Имя файла диалогового окна наберите свою фамилию и нажмите клавишу{Enter} или кнопку Сохранить.
А. Варианты приветствий
1) Здравствуй, друг! Снова пишу тебе.
2) Здравствуй, моя дорогая подруга …! Пишет тебе… из Вологды. Мы познакомились с тобой в лагере в … Сейчас, когда я оказалась дома, я поняла, как люблю свой родной край и дорожу им. Не могу не рассказать тебе о нем.
3) Вот первое письмо, любезный мой друг…, которое пишу тебе после долгой разлуки. Я бы желал уверить тебя о моем к тебе дружестве…
4) Уважаемый, г-н …На ваш запрос о … отвечаем, что..
5) «Я к вам пишу случайно; право,
Не знаю как и для чего» (М.Лермонтов)
6) «Дорогой дружище Миша,
Ты как вихрь, а я как заметь:
Береги под тихой крышей
Обо мне любовь и память» (С.Есенин)
Б. Вступления
1) В первых строках своего письма хочу сообщить…
2) Твои письма, мой добрый друг, составляют мое утешение…
3) Вчера мы снова имели удовольствие получить от тебя известие…
4) Сколько удовольствия доставило нам твое письмо…
5) Мы имели сладостное утешение получить твое письмо
6) Недавно получила твое письмо, где ты пишешь о своей деревне, хочу познакомить тебя и с моей малой родиной
7) Ты, конечно же, узнал меня! Это я – твой друг…
8) Я был счастлив получить столь долгожданное послание
9) Дождь льет изрядно, мне теперь он безразличен, ибо я посвящаю день писанию тебе
В. Основная часть
1) Дорогая…! Порадуйся за свою верную подругу, ибо я имею счастье жить в столь благословенном месте – Вологде, городке столь небольшом, сколько и замечательном. Глянешь за окно – пред тобой стены древнего Кремля, цепляющаяся за небо колокольня, купола Софийского собора! Это ли не может внушить благоговейного почитания родного края, как не камни величественных храмов. Это ли не величайшее блаженство видеть их каждый день, прогуливаться подле них.
Если бы ты могла, любезный друг, перенестись хоть на мгновение в этот солнечный весенний день, я с величайшим радушием показала бы и другие милые места. Чем не очарователен недавно установленный памятник первому фонарю на набережной реки Вологды…
2) О нашем городе сложено много песен и стихов, не буду тебе их перечислять, но уж «Вологда-гда» всем известна, про вологодское масло и вологодские кружева знают все. А теперь наш край прославился и как родина Деда Мороза. Но я хочу рассказать об одном местечке, без которого я не могу представить свой город…
3) Вологда впервые упоминается в летописных источниках в начале 12 века, в данное время официальной датой основания города считается 1147 год. Центр Вологодской области, пристань на реке Вологда, железнодорожный узел. В нем есть предприятия машиностроения, пищевой, легкой и др. промышленности, 3 ВУЗа, 4 театра. Литературный музей поэта К.Н.Батюшкова.
Софийский(1568 -70) и Воскресенский(1772 -76) соборы на территории Архиерейского двора, Спасо – Прилуцкий монастырь(17 век).
4) «Волок за волоком – так и будет Вологда», говорили в старину. Стоит наш город на берегу красивейшей реки, да и вообще рек и озер у нас в крае великое множество. Есть в глубине харовских лесов, вдали от посторонних глаз маленькое лесное озеро – Катромское. Люблю я там бывать весной, когда в лужах темнеет лягушачья икра, на островах чайки сидят на гнездах, а в лесу распускаются первоцветы. Сядешь в лодку и окинешь восхищенным взглядом эту пробуждающуюся от зимнего бездвиженья природу, и нельзя не восхититься. Чистота весеннего неба, прозрачность леса и воды… а на том берегу полуразваленная церквушка, и будто слышишь колокольный звон над озером и голоса предков. А встретишь местных жителей, и услышишь действительно другую речь: слова «чудные», интонации – необычные, но совершенно родные и понятные. «Диалект,» - услышу в ответ, но в том и прелесть, что никогда не спутаешь наш вологодский говор ни с каким другим. Так и переплелись вологжане и северная природа, наш лес и наш язык. Так хочется…
Г. Заключения.
1) Дорогая…, ты можешь вообразить себе удовольствие, какое я испытала, получив твое письмо. Утром я была грустна и почти в дурном настроении. Твое письмо начало сей туман рассеивать, а когда прочла я его, выражаясь метафорически, солнце засияло так ярко, ярче, чем когда – либо. Продолжай нам писать о своих прогулках и людях, коих видаешь.
2) Прощаюсь, страшно перечесть.
Стыдом и страхом заклинаю,
Но мне порукой ваша честь
И смело ей себя вверяю (А.С.Пушкин)
3) Ну вот и все, что хотела тебе рассказать о моем городе, смотри фотографии и полюбишь его, как я, потому что не любить его невозможно. Конечно, скажешь, всяк кулик свое болото хвалит, но посмотри, как много в нем зелени, как белы маковки церквей, как далеко разносится благовест в праздник и как улыбчивы лица людей на улицах. Тишина, доброта и спокойствие – вот лучшие черты моего города. Пиши.
4) Приглашаем Вас на празднование Дня города, которое состоится 26 июня в 13 часов на Кремлевской площади. В программе: выступление хореографических коллективов, ансамблей песни и пляски г. Вологды, хора ветеранов, цирка Городского дома культуры. На площади будет организована сельскохозяйственная ярмарка предприятий области.
5) Современный город – областной центр с населением 380 тысяч человек, развита промышленность и культура.
Д. Прощание.
1) Искренне Ваш…
2) Ждем Ваших писем. До свидания. Твой…
3) С (глубоким, искренним) уважением…
4) Всегда Ваш…
5) Уважающий Вас…
6) Твой друг( подруга)…
7) Вот, любезный …, в чем хочу я сделать тебе доверенность. За сим прощаюсь…
6)Итоги урока
ü Чтение получившихся вариантов, рецензирование их, исправление ошибок.
ü Почему же люди пишут письма?
ü Как это нужно делать?
ü Какие разделы языкознания нам пришлось вспомнить, чтобы написать письмо?
ü Какими бы словами вы закончили наш урок письма?
7)Домашнее задание – письмо другу о родном крае. Жду ваших писем в прозе, в стихах, с рисунками и фотографиями, в правильно заполненном, но не заклеенном конверте.
На: Урок письма
Уважаемые коллеги, спасибо за хорошие отзывы!
На: Урок письма
Cпасибо за хороший урок! Есть чему поучиться!!!
На: Урок письма
Людмила Петровна!Спасибо за интересный и полезный урок.Тема модная, а разработок мало.
На: Урок письма
Спасибо,Людмила Петровна! Интересный материал!
С.А.Ряховских