Цель: формирование представления об основных питательныхвеществах, продуктах, их содержащих, о рациональном питании.
Задачи:
·дать представления об основных питательных веществах;
·научить детей выбирать самые полезные продукты;
·формировать убеждение в необходимости полноценного питания.
Оборудование: мультимедийный кабинет, задания для интерактивной доскиSMARTBoard, мультимедийная презентация «Питания – основа жизни» (PowerPoint)
Цифровые образовательные ресурсы:кроссворд (программаHotPotatoes), видеоролик «Процесс глотания» (фрагмент с учебногоCD-диска «Биология. Строение и жизнедеятельность организма». – ООО Дрофа, 2008г.).
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
II. Повторение пройденногоматериала
В начале урока, ребята, давайте вспомним, какие органы относятся к пищеварительной системе. Самостоятельная работа по карточкам поможет нам это сделать. Эту работу вы будете выполнять в парах, а одну пару я приглашаю выполнить данное задание на интерактивной доске.
Задание на интерактивной доске (слайд №1)
Проверка на интерактивной доске.
Видеоролик «Процесс глотания» - Что происходит с пищей в ротовой полости?(Пища перемалывается, смачивается слюной.)
- Для чего нужна слюна?(Смоченная слюной пища расщепляется в желудке быстрее.)
- Как желудок переваривает пищу?(Смачивает желудочным соком, пища перемешивается, перерабатывается.) - Как тонкая кишка всасывает питательные вещества? (Под действием кишечного сока, в котором содержатся ферменты, полезные микробы, вещества окончательно перерабатываются в продукты их расщепления и всасываются в кровь через стенки кишечника.)
- Что всасывает толстая кишка?(Воду.)
- Какую огромную работу проделывает пищеварительная система! А зачем человек ест?(Без пищи человек не может жить, расти, двигаться, поддерживать тепло организма и бороться с болезнями.) III. Сообщение темы урока
- Что же есть такого в еде, что без нее невозможно жить? Вот сегодня мы это и выясним. Тема урока: "Питание – основа жизни". Слайд №1
IV. Постановка цели и задач урока
Слайд №2
Задание на интерактивной доске (слайд №2) - Разделите предметные картинки на группы (коллективная работа)
Задание
Ответ
В 1 группу входят продукты растительного происхождения.
Во 2 группу входят продукты животного происхождения.
В 3 группу входят продукты смешанного типа.
- А теперь каждый самостоятельно попробуйте разделить эти продукты на другие группы (картинки продуктов у каждого на парте)
В 1 группу входят полезные продукты, которые можно есть каждый день или можно чаще.
Во 2 группу – продукты, которые можно есть каждый день, но не переедая.
В 3 группу – продукты, которые нужно есть в небольших, ограниченных количествах.
Проверка
- А сегодня мы сможем разделить эти продукты питания на группы более грамотно. Это будет третий способ.
V. Знакомство с новым материалом
Слайд №3
Для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожи необходимо правильное питание
Слайд №4
Слайд №5
Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне: «Человек есть то, что он ест», подчёркивающее исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения человека.
Характер питания оказывает огромное влияние на физическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. - Итак, все продукты по питательному веществу, которое составляет его основу, можно разделить на три основные группы: белки, жиры, углеводы. Послушайте, зачем они нам все нужны. Ученик 1.
Чтобы вырасти ты мог,
В пище должен быть белок.
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть.
В молоке и в мясе тоже
Есть он и тебе поможет. Слайд №6 Белки –основные строительные блоки организма. Они необходимы для мышечной работы, для успешного обучения, для поддержания нормального иммунитета. Источник белков – мясо, молоко, рыба, сыр. Ученик 2.
Фрукты, овощи и крупы -
Удивительная группа -
Нам в тепло и непогоду
Поставляют углеводы,
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
Слайд №7 Углеводы включают довольно обширный спектр различных соединений – от сложных, высокомолекулярных полисахаридов до простых сахаров.
Ученик 3.
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим:
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.
Слайд № 8 Жиры, так же как и белки, - важнейшие «строительные» элементы клеток, органов и тканей. Жиры служат важным клеточным «топливом». При «сгорании» в организме 1г жира выделяется в 2 раза больше энергии, чем при сгорании 1г белка. Источники жиров – масло сливочное и растительное, сметана, сливки.
VI. Закрепление нового материала
·Практическая работа
В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки или углеводы. Так, в молоке больше белка - значит, оно относится к белковой пище. Таким образом, можно разделить все продукты.
Задание на интерактивной доске (слайд №3) Попробуйте разделить их на группы. Дети выполняют задание.
Посмотрите на слайд и скажите, какие ещё вещества необходимы для нормальной работы организма?
Для нормальной работы организма необходимы еще минеральные вещества: фосфор, железо, кальций и вода. В организме ее до 60 процентов. Все обменные процессы происходят с помощью воды. Без нее человек может прожить не более 3 - 5 дней.
Каждой клеточке организма необходимы витамины.
Задание на интерактивной доске (слайды №4,5)
- Посмотрите на слайд и скажите, какие витамины вам знакомы? И что вам известно о них?
- Величиной они с просяное зернышко, а значение их огромно. Об этом мы узнаем, прочитав статью "Витамины"
Работа с пером на интерактивной доске.
- Подчеркните в тексте то, что вы считаете важным.
Витамины– жизненно необходимые вещества, недостаток которых вызывает сначала недомогание, а в случае сильного авитаминоза – и различные заболевания.
Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему ягоды, фрукты и овощи должны быть в рационе ребёнка регулярно.
К сожалению, сегодня только за счёт продуктов питания большинство из нас не могут обеспечить свой организм необходимым количеством витаминов. Объясняется это и тем, что из-за изменившейся экологической обстановки, новых технологий выращивания продуктов питания, приходящие на наш стол, уже изначально не содержат нужного количества полезных веществ. Изменился и наш образ жизни, что также отразилось на требованиях к количеству витаминов.
Поэтому часто нам требуется дополнительный приём витаминных
- Что вы узнали о витаминах?
- Какое питательное вещество важнее всего для организма человека?
( Все важные)
VIIИтог урока
- Какой вывод мы сделаем?
Задание на интерактивной доске (слайд №6) Необходимо правильно и рационально питаться - это залог здоровья человека.
Это очень важно, особенно в детском и юношеском возрасте, когда идет формирование скелета, мускулатуры, нервной системы и т.д.
А теперь предлагаю вам отгадать кроссворд «Питательные вещества» (кроссворд составлен в программе HotPotatoes ,индивидуальная работа на компьютере, по баллам определяется победитель)
Домашнее задание:подготовить сообщение о каком-либо витамине по плану:
Размещено ср, 20/01/2010 - 14:39 пользователем Елена Эдуардовна Иванова.
Валентина Андреевна, не совсем понятно какое место в курсе ОБЖ 5-6 классов занимает предложенная тема занятия,какая тема предшествует этому уроку? Практически не рассматриваются вопросы о сохранении здоровья и безопасности питания.Презентация яркая, но информация не точная (слайд 4 и 9),слишком сложная для пятиклассников (слайд 7), анимация текста не оправдана.Материал презентации не соответствует цели урока (рациональное питание) и выводу.
Елена Эдуардовна, спасибо за комментарий. Я предполагала о том, что возникнет этот вопрос и поэтому подписала «Уроки здоровья». Их можно отнести к многим разделам в методических материалах конференции, но мною выбран раздел Основы безопасности жизнедеятельности, который содействует воспитанию, образно говоря, «личности безопасного типа».
Второй год в нашей школе реализуется программа Безруких М.М «Разговор о правильном питании», рассчитанную на ребят младших классов и старших (при спонсорской поддержке компании "Нестле Россия"). "Разговор о правильном питании" - уникальная модульная образовательная программа для детей, направленная на формирование основ культуры здоровья. Программа не требует дополнительного времени в учебном плане. Она органично вписалась в такие учебные предметы, как "окружающий мир", природоведение, обж, развитие речи, а также во внеучебную, внеклассную и внешкольную работу.
На: Питание - основа жизни
На: Питание - основа жизни
Елена Эдуардовна, спасибо за комментарий. Я предполагала о том, что возникнет этот вопрос и поэтому подписала «Уроки здоровья». Их можно отнести к многим разделам в методических материалах конференции, но мною выбран раздел Основы безопасности жизнедеятельности, который содействует воспитанию, образно говоря, «личности безопасного типа».
Второй год в нашей школе реализуется программа Безруких М.М «Разговор о правильном питании», рассчитанную на ребят младших классов и старших (при спонсорской поддержке компании "Нестле Россия"). "Разговор о правильном питании" - уникальная модульная образовательная программа для детей, направленная на формирование основ культуры здоровья. Программа не требует дополнительного времени в учебном плане. Она органично вписалась в такие учебные предметы, как "окружающий мир", природоведение, обж, развитие речи, а также во внеучебную, внеклассную и внешкольную работу.