Оборудование:опорные сигналы, памятки, формулы–справочники; карточки с заданиями; тесты.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
ХОД УРОКА.
1.Мотивация
Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением: Математика – интересный и нужный предмет.
Сегодняшнему уроку я посвятила свое стихотворение, которое назвала «Признание»:
Математика! Как я люблю тебя,
В течение очень многих лет.
Таинственней, величавей, строже
Чем ты, на свете предметов нет.
С тобой я узнала радость познанья,
Наслаждаясь красотой твоей,
Постигала тайны мирозданья,
Ты стала смыслом жизни моей!
Как сияют лица вдохновеньем,
Когда с волненьем я веду урок
О логарифмических уравнениях,
Об изяществе формулцарицы наук.
И не знаю я момента лучшего,
Чем тот, когда мой юный друг,
Склоняясь над задачей вдумчиво,
Ничего не замечает вокруг.
Математика!
В тебе мысли глубина и точность,
В тебе числам и задачам простор.
Теорем и определений строгость,
Совершенство и гармония фигур.
В самом деле, душой математики является красота и гармония. Я хочу, чтобы вы чувствовали эту красоту и это чувство помогало вам в изучении такого замечательного предмета, как математика. Тем более вы все собираетесь связывать свою жизнь так или иначе с этим предметом. О гармонии в математики, о ее красоте говорили очень многие. Об этом говорил и известный геометр 20 века академик Александр Данилович Александров. Его слова является эпиграфом нашего урока:
Слайд 1
Эти слова я бы полностью отнесла к теме, которую мы с вами рассматриваем сегодня, т. е. К теме «Логарифмы». Сколько красивых формул в этой теме встречаем:
Слайд 2
Посмотрите на эти формулы, какая в них гармония, красота! Но в то же время, они не только знаки, в них сконцентрирован огромный смысл! Вы знаете еще немало формул. Напомните мне, чему равняется логарифм произведения, частного. Давайте обсудим некоторые из этих формул:logaa=1 ,loga1=0. Почему они верны? Да, по определению. Вспомним определение логарифма.
2.Объявление темы урока, ознакомление с планом.
Тема сегодняшнего урока: Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства.
Мы с вами будем работать в трех учебных элементах. Каждый УЭ будет состоять из теоретического материала и диагностики. План урока отражен на этих картах.
Сначале попробуем ответить на вопросы: «Кто придумал логарифмы?», «Когда они были изобретены и для чего?». Об этом нам расскажет ___Салихов Азат.
Сообщение «Из истории логарифмов».
3.Устные упражнения.
Перейдем непосредственно к повторению темы. Первое задание – работа на тренажерах. Вы выполняете задания, сверяете с ответами, ставите себе баллы в оценочные листы. Ответы нельзя исправлять!
4.УЭ №1. Тема: Логарифмическая функция
a)Повторение теории.
Чтобы начать работу в УЭ №1, нам нужно повторить свойства функции у=logaxпри различныхa. Для этого приглашаем к доске двоих, они построят графики и перечислят, какими свойствами обладает лог. функция приa>1 и при 0<a<1. ___________________
b)Сообщения «Логарифмический спираль», « Логарифмы, звезды и музыка».
Пока они подготовятся, послушаем выступление о свойствах логарифмической функции. Итак, приглашаем со своими интересными сообщениями _Ахтямову Зульфию.
А теперь послушаем ответы ваших товарищей.
Вопросы к отвечающим: Какие преобразования нужно делать, чтобы построить график функции у=logа(x-1), у=logax+2, у=|logax|, у=|logax-3|, у=|logax|+2, у=loga|x|. Назовите свойства одного из функций.
c)Диагностика №1.
Выполним промежуточную диагностику №1. Я назвала ее «Дружная тройка». Вы с таким заданием встречались при прохождении темы «Ст. ф».
Ответы сверяете по готовым таблицам, ставите баллы в оценочные листы/
a)УЭ №2 Логарифмические уравнения
a)Повторение теории.
Переходим к УЭ №2. Второй УЭ посвящен лог уравнениям. И нам нужно вспомнить, какие уравнения называются логарифмическими, как они решаются. Также нужно будет показать решение в общем виде следующих уравнений:
Пока двое готовятся у доски, мы с вами подробнее узнаем о магическом числе е. Пожалуйста, тебе слово ___Юсупов Саит.
Итак, посмотрим, верно ли решили уравнения ваши товарищи.
c)Диагностика №2.
Взаимопроверка.
Баллы в оценочные листы.
b)УЭ №3. Логарифмические неравенства
a)Повторение теории.
Итак, у нас осталась одна тема «логарифмические неравенства». Вспомним определение, разберем случаи, которые могут встречаться в школьном курсе. Для этого вызовем к доске одного ученика.
b)Логарифмический софизм 2>3
Пока он готовится мы с вами рассмотрим логарифмический софизм.
Логарифмический софизм 2>3
(от греч. sophisma — уловка, выдумка, головоломка), мнимое доказательство, в котором обоснованность заключения кажущаяся, порождается чисто субъективным впечатлением,
вызванным недостаточностью логического анализа. Начнем с неравенства , бесспорно верного. Затем следует преобразование , тоже не вызывающее сомнений. Большему значению соответствует больший логарифм, значит, , т.е. .
После сокращения на , имеем 2>3.
СОФИЗМ
рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению. Обычно С. обосновывает какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям
Послушаем ответ вашего товарища. Нужно показать решения следующих неравенств:
c)Диагностика №4
c)УЭ №4. Решение задач из тестов ЕГЭ
Итак, мы переходим в четвертый уч. элемент нашего урока. В этой части урока мы рассмотрим примеры из тестов ЕГЭ прошлых уч. годов. Вместе с заданиями на решение уравнений, неравенств в тестах часто встречаются задания, в которых необходимо применение свойств функций. Если нахождение области определения функции обычно не вызывает особых затруднений, то к задачам на нахождение области значений, которые отнесены к части С, выпускники относятся с настороженностью. Сегодня мы рассмотрим одну задачу на нахождение области значений лог. функции. Эта задача взята из тестов 2001 года. В сборнике Цыганова она дается под №1349. Условие задачи:
a)Найдите множество значений функции
Т.к. |lnx| ограничена снизу, то .Тогда , соответственно , прибавляя к этому интервалу 11, получим: . Т. к. функция убывающая, то . Чтобы найти область значений лог. функции, логарифмируем границы интервала. Заметим, при , , т.к. лог. функция с основанием 0,5 убывающая.
В правой границе интервала лог. принимает значение -1. Итак,
b) Диагностика №4.
c) Подвеление итогов.
d) Вставление оценок.
Мы систематизировали, обобщили свойства логарифмической функции, применяли различные методы при решении логарифмических уравнений и неравенств. Показали свои знания, умения по темеВ заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:
“Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия - пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
а математика способна достичь всех этих целей”.
Так сказал американский математик Морис Клайн.
Спасибо за работу!
Материалы к уроку.
Диагностическая карта №2
Iвариант
Решить уравнения:
1.log ½(3x-5)= -1(2б)
2.log2(x2 -3x)=2(3б)
3.log 2x+log 2(x-3)=2(3б)
Решить неравенства:
4. log 4(2х-1)³1/2(2б)
5. log 22x- 3log 2x-4<0(3б)
IIвариант
Решить уравнения:
1.log1/3(4x+5)= -1(2б)
2. log 3(x2 -8x)=2(3б)
3.log 5x+ log 5(x-4)=1(3б)
Решить неравенства:
4.log9(3x-4)>1/2(2б)
5.log32x+ 2log3x-3<0(3б)
Диагностическая карта №3
1. Найдите наибольшие значение функцииу(х)=log0,5(х2-9)
на промежутке [5;7].
1. Найдите наименьшее значение функции
у(х)=log0,5(2-х2).(4)
Iвариант
№/ (баллы)
Функция
График
Область определения
1
(1б.)
y=log3(x-1)
D(y)=(2;+¥)
2
(1б)
y=log1/2(x+1)
D(y)=(-¥;1)
3
(3б)
y=½log1/3(x+2)½
D(y)=(-1;+¥)
4
(2б)
y=log(3x)
D(y)=(1;+¥)
5
(3б)
y=log4(x-2)+1
D(y)=(0;+¥)
6
(1б)
y=log3(1-x)
D(y)=(-2;+¥)
IIвариант
№/ (баллы)
Функция
График
Область определения
1
(1б.)
y=log3(x-1)
D(y)=(2;+¥)
2
(1б)
y=log1/2(x+1)
D(y)=(-¥;1)
3
(3б)
y=½log1/3(x+2)½
D(y)=(-1;+¥)
4
(2б)
y=log(3x)
D(y)=(1;+¥)
5
(3б)
y=log4(x-2)+1
D(y)=(0;+¥)
6
(1б)
y=log3(1-x)
D(y)=(-2;+¥)
Исследовательские работы учащихся на урок..
ЗАЧЕМ В ШКОЛЕ ИЗУЧАЮТ ЛОГАРИФМЫ?
Если вXVIв. логарифмы появились как средство для упрощения вычислений, то нужны ли они сегодня, когда вычислительная техника достаточно развита, чтобы справляться с самыми сложнейшими расчетами? Ведь не изучаются же в современной школе такие старинные средства для упрощения вычислений, как простейшие счетные приборы, не изучаются древние алгоритмы умножения и деления чисел, извлечения квадратных и кубических корней и пр. Так зачем изучают логарифмы сегодня? Попробуем ответить на этот интересный вопрос.
Во-первых, уже умеем записать решение показательного уравнения, например уравнения 2х = 5. А значит, знание логарифмов позволит им решать задачи, сводящиеся к простейшим показательным уравнениям.
Во-вторых, логарифмы и сегодня позволяют упрощать вычисления.
В третьих, частое применение находит логарифмическая функция. Испокон веков целью математической науки было помочь людям узнать больше об окружающем мире, познать его закономерности и тайны. Математики, выделяя самые существенные черты того или иного наблюдаемого в природе явления, вводя числовые характеристики и связывая эмпирические данные с помощью различных математических зависимостей, тем самым составляют математическую модель явления. Изучение этой модели позволяет людям больше узнать о природном явлении, глубже уяснить его природу и свойства. Ряд явлений природы помогает описать именно логарифмическая зависимость. Иначе говоря, математики, пытаясь составить математическую модель того или иного явления, достаточно часто обращаются именно к логарифмической функции. Одним из наиболее наглядных примеров такого обращения является логарифмическая спираль.
Уравнение логарифмической спирали в полярной системе координат (рис. 1) имеет вид
r= аj, где а > 0
Переписав уравнение в виде
j=logar,мы видим, что величина а полярного угла пропорциональна логарифму радиус-вектора. Отсюда и происходит название логарифмическая спираль.
Логарифмическую спираль можно увидеть на рис. 1. Спираль в одну сторону развертывается до бесконечности, а вокруг полюса, напротив, закручивается, стремясь к нему, но не достигая [рисунок сделан для аÎ(0,1)].
Слайд5
Так почему мы в качестве примера логарифмической зависимости в природе выбрали именно логарифмическую спираль?
Рис. 2
Известно, что живые существа обычно растут, сохраняя общее начертание своей формы. При этом чаще всего они растут во всех направлениях — взрослое существо и выше и толще детеныша. Но раковины морских животных могут расти лишь в одном направлении. Чтобы не слишком вытягиваться в длину, им приходится скручиваться, причем рост совершается так, что сохраняется подобие раковины с ее первоначальной формой (рис. 2).
А такой рост может совершаться лишь по логарифмической спирали или ее некоторым пространственным аналогам. Поэтому раковины многих моллюсков, улиток, а также рога таких млекопитающих, как архары (горные козлы), закручены по логарифмической спирали (рис. 3). Можно сказать, что эта спираль является математическим символом соотношения формы и роста. Великий немецкий поэт Иоганн-Вольфганг Гёте считал ее даже математическим символом жизни и духовного развития.
Слайд 6
Слайд 7
По логарифмической спирали очерчены не только раковины. Один из наиболее распространенных пауков, эпейра, сплетая паутину, закручивает нити вокруг центра по логарифмическим спиралям. В подсолнухе (рис. 4) семечки расположены по дугам, близким к логарифмической спирали. По логарифмическим спиралям закручены и многие галактики, в частности Галактика, которой принадлежит Солнечная система (рис. 5).
Слайд 8
ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ ЛЕТЯТ К СВОИМ ЖЕРТВАМ ПО ЛОГАРИФМИЧЕСКОЙ СПИРАЛИ.
Тайна того, почему хищные птицы приближаются к своим жертвам по спирали, возможно, решена. Оказывается, они делают такие виражи, чтобы максимально использовать свое острое поперечное зрение.
Ученый Вэнс Тукер из Университета Каролины, долго был озадачен тем, как хищные птицы, приближается к своим жертвам. В изучении соколов в Штате Колорадо, он и его коллеги, обратили внимание, что птицы почти всегда начинают следовать изогнутым маршрутом, как только они приближаются к своей потенциальной добыче на1,5 километра.
Раньше предполагалось, что это связано с умственными способностями птиц, чтобы обхитрить жертву. Однако, оказалось, что это не так.
Испытания показали, что птицы видят цели перед собой наиболее четко, когда они поворачивают свою голову приблизительно на 40 градусов в одну из сторон. Но вращение их головы во время полета может увеличивать аэродинамическое сопротивление птицы, замедляя ее скорость, что не допустимо с охотнической точки зрения.
Это было проверено на практике. Оказалось, что на скорости ветра42 км/ч, сопротивление птиц, чья голова была повернута на 40 градусов, было больше чем на 50%, чем у тех птиц, кто смотрел прямо вперед.
Чтобы избежать потери скорости и одновременно лучше видеть свою жертву, птицы держат свою голову прямо и следуют путем логарифмической спирали. За счет такого движения, они могут четко видеть одним глазом свою добычу. Несмотря на то, что путь по спирали более длинен, преимущество в сохранении скорости полета это компенсирует.
Логарифмическая спираль знаменита не только тем, что ее образы достаточно широко встречаются в природе, но и своими удивительными свойствами. Приведем некоторые из них.
Одно важное свойство лог. спирали связано с касательной. Угол b, составляемый касательной в произвольной точке логарифмической спирали с радиус-вектором зависит лишь от параметра а и, следовательно, для каждой спирали является постоянным. Иными словами, логарифмическая спираль пересекает свои радиус-векторы под постоянным углом.
На основании этого логарифмическую спираль называют также равноугольной. Из всех кривых подобным свойством обладает, кроме логарифмической спирали, окружность, которая пересекает свои радиусы под прямым углом. Но и окружность можно рассматривать как частный вид спирали, ибо, полагая а=1, получаем из уравнения спирали р = аjуравнение окружности р = 1 .
Это свойство логарифмической спирали находит, в частности, применение в технике. Дело в том, что в технике часто применяются вращающиеся ножи (рис. 10). Сила, с которой они давят на разрезаемый материал, зависит от угла резания, т.е. угла между лезвием ножа и направлением скорости вращения. Для постоянного давления нужно, чтобы угол резания сохранял постоянное значение, а это будет в том случае, если лезвия ножей очерчены по дуге логарифмической спирали. Величина угла резания зависит от обрабатываемого материала.При преобразовании подобия, также при других различных преобразованиях логарифмическая спираль остается неизменной. Поэтому ему придавали мистический смысл, называли дивной спиралью. Это свойство впервые изучал математик 17 века Якоб Бернулли и настолько был поражен, что пожелал иметь на своей могильной плите изображение лог. спирали с надписью: «измененная, воскресаю прежней.»
Слайд 9
Логарифмы, звезды и музыка.
Логарифмическая спираль — это замечательная кривая, имеющая очень много интересных свойств, но примеры логарифмической функции в природе на этом не ограничиваются. Поэтому рассмотрим еще несколько интересных фактов.
Известно, что астрономы распределяют звезды по степеням видимой яркости на светила первой величины, второй величины, третьей и т.д. Последовательные звездные величины воспринимаются глазом как члены арифметической прогрессии. Но физическая яркость их изменяется по иному закону: объективные яркости составляют геометрическую прогрессию со знаменателем 2,5. Получается, что «величина» звезды представляет собой не что иное, как логарифм ее физической яркости. Например, звезда 3-й величины ярче звезды первой величины в 2,53-1, т.е. в 6,25 раз. Таким образом, оценивая видимую яркость звезд, астроном оперирует с таблицей логарифмов по основанию 2,5.
Практически аналогичная картина получается при оценивании громкости шума. Единицей громкости служит «бел» (в честь изобретателя телефона А.Г.Белла), практически — его десятая доля, «децибел». Последовательные степени громкости 10 децибел, 20 децибел и т.д. составляют для нашего слуха арифметическую прогрессию. Физическая же «сила» этих шумов (точнее — энергия) составляет геометрическую прогрессию со знаменателем 10. Громкость шума, выраженная в белах, равна десятичному логарифму его физической силы.
Частоту любого звука можно выразить формулой:
,где р-номер ноты, - количество колебаний в минуту. Логарифмируя эту формулу получим:
При оценке видимой яркости светил и при измерении громкости шума, мы имеем дело с логарифмической зависимостью между величиной ощущения и порождающего его раздражения. Оказывается, что оба эти явления — следствие общего психофизического закона Вебера-Фехнера, согласно которому ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражения. Как видно, логарифмы вторгаются и в область психологии.
Из истории логарифмов
Испокон веков люди пытались упростить вычисления: составляли таблицы (например, таблицы квадратов, кубов, квадратных и кубических корней и т.д.), вводили приближенные формулы, облегчающие расчеты, пытались заменить сложные операции умножения и деления более простыми — сложением и вычитанием. Например, пользовались такими формулами:
Логарифмы также были созданы как средство дляупрощения вычислений. В их основе лежит очень простая идея, знакомство с которой приписывается еще Архимеду.
Рассмотрим две прогрессии: арифметическую приа1=1,d=1и геометрическую приb1=2,q=2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024
Оказывается, эти строки позволяют упрощать вычисления. Действительно: если мы хотим перемножить два числа нижнего ряда, например, 16 и 32, нам достаточно сложить соответствующие числа верхнего ряда: над числом 16 стоит 4, над числом 32 стоит 5; сложим 4 и 5 (будет 9) и спустимся вниз — под 9 стоит 512. Значит, 16 • 32 = 512. Попробуем теперь разделить число нижнего ряда на число нижнего ряда, например поделить 256 на 64. Выписанные строки позволяют заменять деление вычитанием. Итак, над 256 стоит 8, над 64 стоит 6. Вычтем: 8 — 6, получим 2. Теперь спускаемся вниз за ответом: под числом 2 в нижнем ряду стоит 4. Значит, 256 : 64 = 4.
Но это еще не все. С помощью указанных двух строк действие возведение в степень заменяется умножением, а извлечение корня — делением. Приведем примеры. Пусть число нижнего ряда 32 мы задумали возвести в квадрат, т.е. в степень с показателем 2. Над 32 в верхнем ряду стоит 5. Умножим теперь 5 на 2. Получается 10. От числа 10 в верхнем ряду спускаемся вниз за ответом: 1024, т.е. 322 = 1024. А теперь извлечем корень четвертой степени из 256. Над числом 256 стоит 8. Разделим 8 на 4, получим 2. Спускаемся заответом: под числом 2 стоит 4. Значит,
Таким образом, каждый раз, когда мы хотим выполнить действия с числами нижнего ряда, мы выполняем более простые операции с числами верхнего ряда. А что представляют собой числа верхнего ряда? Да ведь это же показатели выписанных в нижнем ряду степеней с основанием 2. Действительно, снизу у нас стоят степени 2', 2\ 23, 24 и т.д., а вверху только показатели этих степеней 1,2, 3, 4... Так вот показатели степеней и называются логарифмами. Идея Архимеда получила развитие не сразу. Пока математикам было достаточно уже имевшихся средств вычислений, они проходили мимо этого удивительного свойства прогрессий. Но в эпоху Возрождения ситуация изменилась. Крупнейшие европейские державы стремились к владычеству на море. Для дальних плаваний, для определения положения морских судов по звездам и по Солнцу необходимо было всё более развивать астрономию, а значит, и тригонометрию. И, в частности, понадобились более совершенные тригонометрические таблицы. В связи с нарастающими запросами практики продолжали совершенствоваться астрономические инструменты, увеличивалась точность наблюдений, исследовались планетные движения. Обработка полученных данных требовала колоссальных расчетов, и, следовательно, стали необходимы новые средства упрощения вычислений. Такими средствами вXV—XVIвв. явились в первую очередь логарифмы и десятичные дроби.
Возможно, что уже вы заметили несовершенство простейшей логарифмической таблицы, таящейся в строках. Во-первых, действия мы производим только с числами нижнего ряда, т.е. с числами 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Но даже если представить, что нам надо выполнить какие-то действия именно с этими числами, то легко заметить, что верхняя строка не всегда позволяет это сделать.
Например, как подсчитатьÖ32? Над числом 32 стоит число 5. Значит, чтобы извлечь корень степени 2 из 32, нам надо поделить 5 на 2. Но 5:2 = 2,5, а числа 2,5 в верхней строке нет и, значит, ответа, который стоял бы в нижней строке под числом 2,5, тоже нет. С другой стороны, не сможем мы разделить, например, 8 на 64. Ведь, если над числом 8 стоит 3, а над числом 64 — 6, то ответ надо искать под числом 3 - 6 = -3, а в отрицательную сторону верхний ряд вообще не продолжен. Таким образом, мы можем предугадать первые шаги по усовершенствованию рассматриваемых строк:
1) числа верхнего ряда целесообразно продолжить в отрицательную сторону, т.е. ввести понятие о степени с нулевым и отрицательным показателем;
2) нужно уплотнить числа нижнего ряда, чтобы можно было применить идею об упрощении вычислений вообще к любым числам (для этого, например, можно взять в нижнем ряду вместо степеней с основанием 2 степени с основанием, близким к 1);
3) необходимо также уплотнить числа верхнего ряда .
Теперь будет интересно узнать, что мы не ошиблись в наших предположениях. Обратимся к истории математики.
Прежде всего, теоретическая подготовка учения о логарифмах тесно связана с развитием понятия степени. Степень с отрицательным показателем встречается уже в трактате «Арифметика» древнегреческого математика Диофанта (ок.IIIв.) из Александрии. Им, а возможно и его предшественниками, были введены особые обозначения для некоторых положительных и отрицательных степеней. С течением веков символика совершенствовалась, и эта идея получила дальнейшее развитие. Так, много позже, французский врач и математик Никола Шкже (ок. 1445—1500) в своем трактате «Наука о числе» более полно рассмотрел нулевые и отрицательные показатели степени. Еще раньше, вXIVв., епископ города Лизье в Нормандии Николай Орем (ок. 1323—1382), исходя из соображений о возможности вставлять в арифметическом ряду между натуральными числами дробные (то, о чем мы говорили в пункте 3 наших рассуждений), высказал мысль о том, как надо выражать в рядах (*) соответствующие величины геометрического ряда. Таким образом он пришел к степеням с дробным показателем.
Особое внимание сопоставлению арифметического и геометрического рядов уделял Михаэль Штифель (1487—1567). Приведем небольшой отрывок из книги [1]: «Приверженец учения Лютера молодой протестантский пастор Штифель заинтересовался математикой в поисках таинственного смысла чисел, встречающихся в богословских книгах. На основании сопоставления этих чисел он предсказал наступление в1533 г. конца света. Среди его прихожан началась паника. Многие стали раздавать и уничтожать свое имущество и деньги. Однако намеченная дата прошла, а конец света не наступил. Тогда, оставшись ни с чем, прихожане набросились на своего пастора и упекли его в тюрьму. Чтобы освободить Штифеля, понадобились хлопоты самого Лютера. И, возможно с целью найти ошибки в своих расчетах, Штифель решил всерьез заняться математикой. Таким образом математика приобрела замечательного ученого».Подобно Шюке и Орему Штифель пришел к мысли о дробных показателях. Кроме того, сопоставляя ряд натуральных чисел, начинающихся единицей, он отмечает, что соответствующий единице показатель есть нуль, т.е. чтоa° = 1.Числам первого ряда Штифель дал употребительное и поныне название «показателей» (ехроnеntеп). Заметив основные соотношения, которые существуют между арифметической и соответствующей ей геометрической прогрессиями, Штифель в своей книге «Полная арифметика» записал: «Тут можно было бы написать целую новую книгу об удивительных свойствах чисел, но я должен здесь остановиться и пройти мимо с закрытыми глазами».
Мы указали несколько математиков, внесших вклад в развитие понятия степени. Ранее отмечалось, что без высказанных в их работах идей создание логарифмов было бы невозможным. Но кто же стал автором первых таблиц, позволяющих свести более сложные действия к более простым (умножения к сложению и т.д.)? Ведь именно создание такой таблицы можно было бы считать открытием логарифмов.
Прежде чем ответить на этот вопрос, попробуем выдвинуть гипотезу, какой должна быть эта таблица. Уплотнения рядов можно достичь, взяв в качестве основания степени число, близкое к 1.
Например, возьмем в качестве основания степени число 1,01:
-3-2 -1 О 1 23 4 5 .
0,97 0,98 0,99 1 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05... (числа в нижнем ряду округлены)
Итак, мы выписали две строки: нижняя - степени с основанием 1,01, верхняя — соответствующие показатели степеней. Теперь можно уплотнить ряды, поставить между каждыми соседними числами верхнего ряда их среднее арифметическое, а между соответствующими числами нижнего ряда —их среднее геометрическое. Добившись того, чтобы числа в нижнем и верхнем рядах шли достаточно плотно, мы понимаем: чтобы перемножить два числа, например, 16 и 32, надо продолжить числовые ряды, а для этого приходится исписать не одну страницу. Становится понятно, какая это колоссальная работа — составлять таблицу логарифмов.
Какими же были первые таблицы логарифмов? Вернемся к истории математики.
В истории науки иногда наступают моменты, когда необходимость некоторого открытия осознается многими, а его основная идея как бы витает в воздухе. В таких случаях к открытию приходят не один, а сразу несколько ученых. Так случилось и вистории логарифмов. Однако создатели первых логарифмических таблиц подходили к изобретению нового удобного средства для упрощения вычислений по-разному. Те соображения, которые мы выдвинули чуть раньше, пытаясь предугадать, каким путем пойдет создатель логарифмов, пожалуй, больше всего подходят к Бюрги.
Швейцарец Иост Бюрги (1552—1632) был механиком и часовым мастером. С1579 г. в Касселе, а с1603 г. в Праге он состоял придворным часовщиком, а также мастером астрономических инструментов. В Праге Бюрги сблизился со знаменитым астрономом и математиком Иоганном Кеплером, который приехал туда в 1600г., намереваясь сотрудничать с жившим в ту пору в этом городе знаменитым астрономом Тихо Браге. Но уже через год Тихо Браге умер и оставил Кеплеру ценнейшие материалы астрономических наблюдений. Отметим, попутно, что во многом именно обработка этих наблюдений позволила Кеплеру установить три закона движения планет. В1602 г. Кеплер назначается математиком при императоре Рудольфе П. Таким образом, в Праге соединились усилия астронома, математика и механика.
Бюрги стал другом и соратником Кеплера. Возможно, он взялся за разработку облегчающих вычисления таблиц именно для того, чтобы помочь Кеплеру в обработке многолетних астрономических наблюдений. Точно неизвестно, когда Бюрги приступил к разработке таблиц, но около1610 г. они были готовы.
Знаменатель геометрической прогрессии Бюргивыбрал близким к единице, а именно
Членам геометрической прогрессии он сопоставил числа 0, 10, 20, 30, ..., 10n, ... арифметической прогрессии
Таблицы Бюрги были еще очень несовершенны, правила работы с ними достаточно трудоемки, а многие результаты приходилось находить с помощью дополнительных приближенных приемов вычислений. Но справедливости ради следует заметить, что подобные недостатки присущи большинству научных работ, впервые представляющих некоторое открытие.
Бюрги очень медлил с опубликованием своих таблиц. Они вышли в свет лишь в1620 г. под названием «Таблицы арифметической и геометрической прогрессий, вместе с основательным наставлением, как их нужно понимать и с пользой применять во всяческих вычислениях». Но значительного распространения эти таблицы не получили, отчасти потому, что упомянутое в названии «наставление» долго оставалось неизвестным. Оно было обнаружено лишь в1856 г. Но основная причина состояла, видимо, в том, что к моменту опубликования таблиц Бюрги ученому миру уже семь лет были известны другие таблицы, которые составил шотландский барон Джон Непер (1550—1617).
Непер увлекался астрологией, алхимией, толкованием пророчеств Апокалипсиса св. Иоанна (которое основывал на числовой мистике), инженерным делом и, конечно, математикой. Погруженный в атмосферу неблагоприятной политической ситуации средневековой Шотландии, вынужденно отвлекаясь на распри с соседями, защиту своих владений и фамильной чести, барон Джон Непер тем не менее с удивительной самоотдачей занимался наукой. Во время своих занятий, «чтобы ничто не мешало ходу мыслей... он часто просил остановить расположенную неподалеку льняную мельницу, стук колес которой не позволял ему сосредоточиться». Научное наследство Непера содержит целый ряд математических работ, но наибольшую известность Непер приобрел как изобретатель логарифмов, которые, по словам Лапласа, «сокращая вычисления нескольких месяцев в труд нескольких дней, словно удваивают жизнь астрономов».
При создании таблиц логарифмов Непер исходил из идеи, которую мы сегодня оцениваем как наиболее прогрессивную и оригинальную. Он близко подошел к понятию логарифмической зависимости. Подход Непера позволил определять логарифм любого положительного числа, но сделано это было не скоро. Члены геометрической прогрессии Непер назвал числами, а члены арифметической профессии — их логарифмами (от греческих слов «логос» — отношение, и «арифмос» — число). Таким образом, книга первых таблиц логарифмов вышла с вполне современным названием «Описание удивительной таблицы логарифмов» (1614).
Таблицы Непера не были лишены недостатков. Например, размышляя над усовершенствованием своих таблиц, Непер уже позже пришел к мысли считать логарифм единицы равным нулю и взять за основание логарифма число 10. Но состояние здоровья не позволило ему заняться составлением других таблиц. Чуть позже (в 1617г.) такие таблицы десятичных логарифмов опубликовал оксфордский профессор Генри Бриге.
Интересно, что наряду с вышеуказанными существовали еще одни таблицы, которыми можно было пользоваться как средством для упрощения вычислений. Однако их автор не заметил этого, подразумевая совсем иное назначение своих таблиц. Речь идет о таблицах процентов нидерландского ученого и инженера Симона Стевина (1548—1620).
Вспомним, как выводится формула сложных процентов. Пусть сначала на нашем счету лежит некоторая сумма, которую мы положили в банк под р% годовых. Сумма лежит в банке целый год, а в конце года на нее начисляются проценты — дополнительные деньги, которые банк платит за то, что целый год пользовался суммойS0. Таким образом, суммаS0принесет за год доход в размере р% отнее, т.е. . Если мы деньги не снимем, то весьследующий год на нашем счету будет лежать уже
выросшая сумма:
S1= начальная сумма + доход = =S0+=S0(1+)
В конце второго года на эту сумму тоже будут начислены проценты. Доход на второй год составитp% от суммы S1, т.е. . После начисления процентов сумма на вкладе будет равной:
S2=S1+=S0(1+)(1+) = =S0(1+)2
Аналогично рассуждая, мы придем к выводу, что в концеn-го года сумма на вкладе станет равной:Sn=.S0(1+)n
Это и есть формула сложных процентов. Если же теперь выписать в две строки данные о том, какой год лежит сумма и как она вырастает к концу этого периода, то получатся арифметическая и геометрическая прогрессии, наподобие тех, что обозначены (*):
0 1 2 ...п...
Заметим, что если процент невысок (а он и не может быть большим, иначе сумма будет расти слишком быстро), то в нижнем ряду будут идти степени с основанием, близким к единице. Это еще раз подтверждает, что мы говорим об одном и том же.
S0S0(1+) S0(1+)2 S0(1+)n
ЧИСЛОe.
Число, приближенно равное 2,718, которое часто встречается в математике и естественных науках. Например, при распаде радиоактивного вещества по истечении времени t от исходного количества вещества остается доля, равная e–kt, где k – число, характеризующее скорость распада данного вещества. Обратная величина 1/k называется средним временем жизни атома данного вещества, так как в среднем атом прежде, чем распасться, существует в течение времени 1/k. Величина 0,693/k называется периодом полураспада радиоактивного вещества, т.е. временем, за которое распадается половина исходного количества вещества; число 0,693 приближенно равно loge 2, т.е. логарифму числа 2 по основанию e.
Аналогично, если бактерии в питательной среде размножаются со скоростью, пропорциональной их числу в настоящий момент, то по истечении времени t начальное количество бактерий N превращается в Nekt.
Затухание электрического тока I в простом контуре с последовательным соединением, сопротивлением R и индуктивностью L происходит по закону I = I0e–kt, где k = R/L, I0 – сила тока в момент времени t = 0.
Аналогичные формулы описывают релаксацию напряжений в вязкой жидкости и затухание магнитного поля. Число 1/k часто называют временем релаксации.
В статистике величина e–kt встречается как вероятность того, что за время t не произошло событий, наступающих случайно со средней частотой k событий в единицу времени.
Если S – сумма денег, вложенных под r процентов с непрерывным начислением вместо начисления через дискретные промежутки времени, то к моменту времени t первоначальная сумма возрастет до Setr/100.
Причина «вездесущности» числа e заключается в том, что формулы математического анализа, содержащие экспоненциальные функции или логарифмы, записываются проще, если логарифмы брать по основанию e, а не 10 или какому-либо другому основанию. Например, производная от log10x равна (1/x)log10e, тогда как производная от logex равна просто 1/x. Аналогично, производная от 2x равна 2xloge 2, тогда как производная от eх равна просто ex. Это означает, что число e можно определить как основание b, при котором график функции y = logbx имеет в точке x = 1 касательную с угловым коэффициентом, равным 1, или при котором кривая y = bx имеет в x = 0 касательную с угловым коэффициентом, равным 1.
Логарифмы по основанию e называются «натуральными» и обозначаются ln x. Иногда их также называют «неперовыми», Дж.Непер (1550–1617).
Различные комбинации степеней e встречаются в математике так часто, что имеют специальные названия. Таковы, например, гиперболические функции
Слайд 10
График функции y = ch x называется цепной линией; такую форму имеет подвешенная за концы тяжелая нерастяжимая нить или цепь. Формулы Эйлера
где i2 = –1, связывают число e с тригонометрией. При вычислении значения e могут быть использованы и некоторые другие формулы (чаще всего пользуются первой из них):
Слайд 11
Значение e с 15 десятичными знаками равно 2,718281828459045. В 1953 было вычислено значение e с 3333 десятичными знаками. Символ e для обозначения этого числа был введен в1731 Л
.Эйлером (1707–1783). Десятичное разложение числа e непериодично (e – иррациональное число). Кроме того, e, как и , – трансцендентное число (оно не является корнем никакого алгебраического уравнения с рациональными коэффициентами). Это доказал в 1873 Ш.Эрмит. Впервые было показано, что столь естественным образом возникающее в математике число является трансцендентным.
На: Логарифмы.
Спасибо, Алена Павловна! Слайды не умею вставлять. Вы презентацию посмотрите, хорошо. Она другим документом размещена.
С Уважением, Сакина Хурматовна!