1.Познакомиться с балладой «Бородино», сравнить художественное произведение и реальное историческое событие.
2.Выявить художественные условности жанра.
3.Развивать умение работать с текстом.
Ход урока:
Объявление темы и цели урока.
Рассказ учителя (слайд – шоу) о Наполеоне Бонапарте, о расширении территории, о войнах, приведших Наполеона в Россию, о битве 8 сентября 1812 года под Бородино.
Словарная работа (перед чтением баллады)
Редут – полевое укрепление.
Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии.
Уланы, драгуны – солдаты кавалерийских частей.
Лафет – станок, на котором укреплялся ствол артиллерийского орудия.
Бивак – стоянка войска под открытым небом.
Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи.
Хват – удалой, смелый человек.
Басурманы – здесь: враги.
4.Чтение учителем баллады.
5.Работа с текстом произведения:
-Докажите, что данное произведение является балладой.
-Дайте определение жанра баллады.
- Есть ли сюжет в данном произведении? Что называется сюжетом?
Сюжет(фр.-содержание , событие )- ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
6.Рассказ учителя об основных элементах сюжета в художественном произведении.
(работа со схемой, с определениями)
- А сейчас, работая с элементами сюжета и с текстом баллады, мы с вами попытаемся сами найти в тексте следующие понятия и объяснить их :
ЭКСПОЗИЦИЯ (ВСТУПЛЕНИЕ)
ЗАВЯЗКА
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
КУЛЬМИНАЦИЯ
РАЗВЯЗКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
( Учащиеся записывают в тетрадь определения)
7. Рассказ учителя о критике В.Г.Белинском и о его оценке «Бородино»
«…это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью: в каждом слове слышите солдата, язык которого , не переставая быть грубо простодушным , в то же время благороден , силён и полон поэзии»
В.Г.Белинский.
Объясните, пожалуйста, как вы понимаете данные слова критика о балладе.
8.Найдите художественно – изобразительные средства (тропы) в тексте, которые помогают нам увидеть картину битвы.
Синекдоха – это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями (ед.ч. – мн.ч., часть – целое, определённое – неопределённое количество.)
Метонимия – это употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями.
Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём.
9.Вывод по уроку (делают учащиеся)
10. Домашнее задание. Составить план баллады(цитатный)
Как это сделать? Учитель показывает свой план(и цитатный).
Татьяна Анатольевна, большое спасибо за урок, за максимально полное информационное и иллюстративное сопровождение. За два часа вам удалось провести полный всесторонний анализ баллады. Вы умничка!
Если есть возможность, можно сцены из "Войны и мира" показать. А еще, может, воспоминания современников где-то в библиотеке, интернете найти. Спасибо Вам!!!
Прекрасный материал для любого учителя-словесника! Хорошее подспорье в работе! Хочется перечислить его достоинства. Сравнить художественное произведение и реальное историческое событие помогает и презентация, составленная к уроку, и выразительное чтение учителем данной баллады. На уроке продолжается работа с художественно – изобразительными средствами (тропами) в тексте, которые помогают увидеть картину битвы, – это очень важная работа, ведь в будущем ребятам предстоит сдавать экзамены, а задание такого типа есть в ЕГЭ по русскому языку и литературе. Особое внимание на уроке уделяется и элементам сюжета баллады, что доказывает, что учитель, работающий в данном классе по учебнику под редакцией А.Г.Кутузова, на высоком уровне формирует читательскую культуру ребят! Спасибо Вам за Ваш труд, Татьяна Анатольевна! И новых творческих успехов! С уважением, Л.В.
На: М.Ю.Лермонтов . "Бородино"- героико- историческая баллада.
Татьяна Анатольевна, большое спасибо за урок, за максимально полное информационное и иллюстративное сопровождение. За два часа вам удалось провести полный всесторонний анализ баллады. Вы умничка!
На: М.Ю.Лермонтов . "Бородино"- героико- историческая баллада.
Татьяна Анатольевна, замечательно!
Если есть возможность, можно сцены из "Войны и мира" показать. А еще, может, воспоминания современников где-то в библиотеке, интернете найти. Спасибо Вам!!!
На: М.Ю.Лермонтов . "Бородино"- героико- историческая баллада.
На: М.Ю.Лермонтов . "Бородино"- героико- историческая баллада.
Татьяна Анатольевна, спасибо очень хороший материал.
На: М.Ю.Лермонтов . "Бородино"- героико- историческая баллада.