Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа элективного курса для учащихся 10-х классов «Модуль».

Фото пользователя Сакина Хурматовна Тутманова
Submitted by Сакина Хурматовна Тутманова on Wed, 06/01/2010 - 02:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тутманова Сакина Хурматовна
Место работы, должность: 
Башкирская республиканская гимназия - интернат №1 имени Рами Гарипова, учитель математики
Регион: 
Республика Башкортостан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Алгебра
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
программа расчитана на учащихся 10 класса профильной школы

 

 

   

 

      I.         

   Пояснительная записка.

 

   Элективный курс «Модуль» разработан для классов физико-математического и социально-экономического профиля в старшей школе и предназначен для организации систематического изучения вопросов, связанных с модулем. Он является предметно-ориентированным и рассчитан на учащихся, которые имеют базовую математическую подготовку.      

    В школьной программе понятие модуля вводится в 6 классе, где дается его геометрическое толкование. Впоследствии учащиеся лишь эпизодически встречаются с заданиями, содержащими модуль. Часто ученики такое задание воспринимают как новое и неожиданное и не знают, с какой стороны к нему подступиться. На базовом уровне учащиеся должны уметь выполнять задания стандартного вида. В процессе же изучения курса старшеклассники смогут познакомиться с различными приемами построения графиков функций, решениями уравнений и неравенств с модулем, приобретут навыки рационального поиска решения задач и построения алгоритмов, а в дальнейшем применят полученные знания и умения при подготовке к поступлению в вуз и продолжению образованию. Так как основу данного курса составляют решения разных по степени важности и трудности задач, то он способен повысить познавательный интерес учащихся к математике.

     Занятия на курсе «Модуль» способствуют развитию навыков организации умственного труда и самообразования.  Слушатели учатся работать с разными источниками информации.. Цель данного учебного курса создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся.

          Таким образом, курс «Модуль» призван обеспечить углубленное изучение отдельного  раздела математики, повысить уровень математического мышления и сформировать навыки исследовательской деятельности.

     Содержание программы курса «Модуль» включает теоретический практический материал. Теоретическое содержание составляют основные понятия, способы решения задач и их обоснование. Практическое содержание - это практикум по решению задач различных типов, разного уровня сложности. В конце курса предполагается работа над проектами индивидуально или в малой группе и защита их каждым учеником  по выбранному разделу спецкурса.

 

 

 

Цели элективного курса :

o   прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений по теме «модуль», которые учащиеся могли бы применить в нестандартных ситуациях;

o   развитие конструктивного и алгоритмического мышления;

o   совершенствование коммуникативных способностей на основе совместных проектов, которыми планируется окончить данный курс;

o   профессиональное самоопределение старшеклассников.

 

Задачи курса:

o   повышение математической культуры учеников

o   систематизация теоретических знаний учащихся, связанных с понятием модуль;

o   формирование практических навыков и умений у учащихся при построении графиков функций, решении уравнений и неравенств, содержащих модуль, с использованием различных методов и приемов;

o   формирование творческого мышления;

o   развитие навыков исследовательской деятельности с учетом индивидуальных способностей и наклонностей каждого ученика;

o   подготовка учащихся к поступлению в вуз и продолжению образованию.

 

 

   II.            Структура и содержание учебного курса.

 

Элективный курс рассчитан на 34 часа и представлен в виде 6-и разделов:

·       Определение и свойства модуля.

·       Графики функции, содержащие знак модуля.

·       Уравнения, содержащие модуль.

·       Неравенства со знаком модуля.

·       Уравнения, содержащие модуль и параметр.

·       Неравенства, содержащие модуль и параметр.

 

 

 

Содержание курса

 

 

1.    Определение и свойства модуля.

 

     Вводная лекция. Обобщение теоретических знаний, связанных с понятием модуля. Аналитическое определение и геометрический смысл модуля. Свойства модуля. Преобразования различных выражений, содержащих знак модуля на основе его определения. Использование математической символики. Знаки совокупности и системы.

    Практическая работа: преобразование выражений, содержащих знак модуля, с использованием приема «разбиения на промежутки».

 

 

2.    Построение графиков функций, содержащих модули.

 

Принципы построения графиков функций с модулем:

 

построение графика функции y=׀ƒ(x)׀;     

построение графика функции y=ƒ(׀x׀);

построение графика функции y=׀ƒ(׀x׀)׀

построение графика функций, содержащих модуль от выражения с переменными;

построение графика функции ׀y׀=׀f(x)׀;

построение графика функции ׀y׀=f(׀x׀);

Индивидуальное задание: построение графика выбранной функции.

 

 

3.    Уравнения, содержащие модули.

 

   Систематизация различных видов уравнений и систем с модулем.        Методы решения: раскрытие модуля исходя из определения; возведение обеих частей уравнения в квадрат; метод разбиения на промежутки; графический и аналитический способы решения уравнений и систем уравнений с модулем. Алгоритмы решения уравнений, содержащих модуль:

ü решение линейных уравнений;

ü решение квадратных уравнений;

ü решение тригонометрических уравнений;

ü решение показательных и логарифмических уравнений.

   Диагностическая работа №1 по теме: решение уравнений с модулем с выбором рационального способа решения.

 

 

4.    Неравенства, содержащие модуль.

 

    Классификация различных типов неравенств с модулем и способы их решения. Алгоритмы решения неравенств, содержащих модуль.

   Графический и аналитический способы решения линейных неравенств и неравенств второй степени с модулем:

ü неравенства, содержащие выражения ׀x׀;

ü неравенства вида ׀ƒ(x)׀ >g(x)

ü неравенства вида ׀ƒ1(x)׀±׀ƒ2(x)׀±…± ׀ƒn(x)׀> g(x).

      Системы неравенств, содержащие неизвестное под знаком модуля.

     Тригонометрические неравенства, содержащие неизвестное под знаком модуля. Показательные и логарифмические неравенства с модулем.

     Диагностическая работа №2 по теме: решение неравенств с модулем с выбором рационального способа решения.

 

 

5.    Модуль и параметр.

 

    Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметр. Аналитический и графический способы решения.

 

 

6.    Защита проектов.

 

    Итоговой контроль в виде защиты проекта или реферата.

Учащимся, проявляющим интерес к заданиям более высокого уровня сложности, предлагается самостоятельно изучить одну из тем с последующей презентацией:

ü «Абсолютная величина и параметр»;

ü «Модуль в уравнениях с параметром»;

ü «Неравенства с параметром, содержащие модуль»;

ü «Конструирование задач с модулем».

 

 

 

 

III.            Тематическое планирование.

 

 

 

Количество часов

 

Формы контроля

 

Всего

 

теория

 

прак

 

тика

 

1.    Определение и свойства модуля

2

1

1

Устный опрос

Аналитическое определение модуля

 

 

 

 

Геометрический смысл модуля

Преобразование выражений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

 

2.    Графики функций с модулем

6

2

4

Индиви

дуальные домашние задания

Семинар

 

График функции y=f(|x|)

1

 

 

 

График функции y=|f(x)|

1

 

 

График функции y=|f(|x|)|

2

1

1

Графики сложных функций

2

1

1

 

3.    Уравнения, содержание модуль

12

5

7

Диагностика №1

Основные методы решения уравнений

1

 

1

-

 

Линейные уравнения, содержащие модуль

 

2

 

1

 

1

 

Квадратные уравнения, содержащие модуль

 

3

 

1

 

2

 

Показательные и логарифмические уравнения с модулем

 

 

4

 

 

1

 

 

3

 

Уравнения, содержащие модуль и параметр

 

2

 

1

 

1

 

 

4.    Неравенства со знаком модуля

14

6

8

Диагностика №2

 

Неравенства вида |f(x)>|g(x)|

2

 

1

 

1

 

 

Неравенства вида |f(x)|<g(x)

2

 

1

 

1

 

Неравенства вида |f(x)|>g(x)

 

2

 

1

 

1

Тригонометрические неравенства, содержащие знак модуля

2

 

 

 

1

 

1

 

Показательные и логарифмические неравенства с модулем.

3

 

 

 

1

 

2

Неравенства, содержащие модуль и параметр

 

3

 

1

 

2

 

5.    Индивидуальная работа учащихся над проектами

1

 

1

-

Презентация проектов

Защита проектов

 

 

 

 

Итого:

 

35

 

15

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.    Вавилов В.В. Задачи по математике Уравнения и неравенства. М., «Просвещение», 1999

2.    Каспаржак А.Г. «Элективные курсы в профильном обучении», М., НФПК, 2004.

3.    Крамор В.С., Лунгу К.Н., Лунгу А.К. «Математика, типовые примеры на вступительных экзаменах», М., АРКТИ, 2001.

4.    Литинский Г.И. Функции  и графики, М., «Аслан», 1996

5.    Никонова Е.Ю. «Встречи с модулем» Самара, СИПКРО, выпуск 2,  2003г.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 


»  Tags for document:

Фото пользователя Надежда Александровна Конева

На: Программа элективного курса для учащихся 10-х классов «Мо


Если появится практическая часть, но на этой же страничке в качестве прикрепленного файла, то работа будет иметь завершенный характер. Разместите, пожалуйста! И искать Ваш материал по страницам сайта не придется всем заинтересовавшимся. Спасибо за понимание.

Познание начинается с удивления



Фото пользователя Сакина Хурматовна Тутманова

На: Программа спецкурса для учащихся 10-х классов «Модуль».


Я очень рада, что Вы оценили мою программу положительно. А практическую часть я разиещю, как только немного освобожусь. Спасибо Вам.

С Уважением, Сакина Хурматовна!




Фото пользователя Галия Нишановна Гизатуллина

На: Программа спецкурса для учащихся 10-х классов «Модуль».


 Уважаемая Сакина Хурматовна. Просмотрела Ваш спецкурс и считаю, что он вполне удовлетворяет современным тербованиям к подготовке учащихся.  Я сторонник именно таких спецкурсов и элективнх курсов, которые дают детям практические навыки в работе с материалом которому в программе общеобразовательной школы уделаяется очень мало внимания и времени, и его изучение поверхностно. Хотелось бы, конечно, чтобы такие спецкурсы были снабжены практическим материалом, для удобства использования. Т.к. обычно та литература, что указана в списке прилагаемой литературы не всегда бывает доступна "здесь и сейчас" , а это затрудняет работу с авторской разработкой программы. Но думаю, что данный спецкурс будет интересен и полезен многим учителям.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн