I.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Модуль» разработан для классов физико-математического и социально-экономического профиля в старшей школе и предназначен для организации систематического изучения вопросов, связанных с модулем. Он является предметно-ориентированным и рассчитан на учащихся, которые имеют базовую математическую подготовку.
В школьной программе понятие модуля вводится в 6 классе, где дается его геометрическое толкование. Впоследствии учащиеся лишь эпизодически встречаются с заданиями, содержащими модуль. Часто ученики такое задание воспринимают как новое и неожиданное и не знают, с какой стороны к нему подступиться. На базовом уровне учащиеся должны уметь выполнять задания стандартного вида. В процессе же изучения курса старшеклассники смогут познакомиться с различными приемами построения графиков функций, решениями уравнений и неравенств с модулем, приобретут навыки рационального поиска решения задач и построения алгоритмов, а в дальнейшем применят полученные знания и умения при подготовке к поступлению в вуз и продолжению образованию. Так как основу данного курса составляют решения разных по степени важности и трудности задач, то он способен повысить познавательный интерес учащихся к математике.
Занятия на курсе «Модуль» способствуют развитию навыков организации умственного труда и самообразования. Слушатели учатся работать с разными источниками информации.. Цель данного учебного курса создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся.
Таким образом, курс «Модуль» призван обеспечить углубленное изучение отдельного раздела математики, повысить уровень математического мышления и сформировать навыки исследовательской деятельности.
Содержание программы курса «Модуль» включает теоретический практический материал. Теоретическое содержание составляют основные понятия, способы решения задач и их обоснование. Практическое содержание - это практикум по решению задач различных типов, разного уровня сложности. В конце курса предполагается работа над проектами индивидуально или в малой группе и защита их каждым учеником по выбранному разделу спецкурса.
Цели элективного курса :
o прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений по теме «модуль», которые учащиеся могли бы применить в нестандартных ситуациях;
o развитие конструктивного и алгоритмического мышления;
o совершенствование коммуникативных способностей на основе совместных проектов, которыми планируется окончить данный курс;
o профессиональное самоопределение старшеклассников.
Задачи курса:
o повышение математической культуры учеников
o систематизация теоретических знаний учащихся, связанных с понятием модуль;
o формирование практических навыков и умений у учащихся при построении графиков функций, решении уравнений и неравенств, содержащих модуль, с использованием различных методов и приемов;
o формирование творческого мышления;
o развитие навыков исследовательской деятельности с учетом индивидуальных способностей и наклонностей каждого ученика;
o подготовка учащихся к поступлению в вуз и продолжению образованию.
II. Структура и содержание учебного курса.
Элективный курс рассчитан на 34 часа и представлен в виде 6-и разделов:
· Определение и свойства модуля.
· Графики функции, содержащие знак модуля.
· Уравнения, содержащие модуль.
· Неравенства со знаком модуля.
· Уравнения, содержащие модуль и параметр.
· Неравенства, содержащие модуль и параметр.
Содержание курса
1. Определение и свойства модуля.
Вводная лекция. Обобщение теоретических знаний, связанных с понятием модуля. Аналитическое определение и геометрический смысл модуля. Свойства модуля. Преобразования различных выражений, содержащих знак модуля на основе его определения. Использование математической символики. Знаки совокупности и системы.
Практическая работа: преобразование выражений, содержащих знак модуля, с использованием приема «разбиения на промежутки».
2. Построение графиков функций, содержащих модули.
Принципы построения графиков функций с модулем:
построение графика функции y=׀ƒ(x)׀;
построение графика функции y=ƒ(׀x׀);
построение графика функции y=׀ƒ(׀x׀)׀
построение графика функций, содержащих модуль от выражения с переменными;
построение графика функции ׀y׀=׀f(x)׀;
построение графика функции ׀y׀=f(׀x׀);
Индивидуальное задание: построение графика выбранной функции.
3. Уравнения, содержащие модули.
Систематизация различных видов уравнений и систем с модулем. Методы решения: раскрытие модуля исходя из определения; возведение обеих частей уравнения в квадрат; метод разбиения на промежутки; графический и аналитический способы решения уравнений и систем уравнений с модулем. Алгоритмы решения уравнений, содержащих модуль:
ü решение линейных уравнений;
ü решение квадратных уравнений;
ü решение тригонометрических уравнений;
ü решение показательных и логарифмических уравнений.
Диагностическая работа №1 по теме: решение уравнений с модулем с выбором рационального способа решения.
4. Неравенства, содержащие модуль.
Классификация различных типов неравенств с модулем и способы их решения. Алгоритмы решения неравенств, содержащих модуль.
Графический и аналитический способы решения линейных неравенств и неравенств второй степени с модулем:
ü неравенства, содержащие выражения ׀x׀;
ü неравенства вида ׀ƒ(x)׀ >g(x)
ü неравенства вида ׀ƒ1(x)׀±׀ƒ2(x)׀±…± ׀ƒn(x)׀> g(x).
Системы неравенств, содержащие неизвестное под знаком модуля.
Тригонометрические неравенства, содержащие неизвестное под знаком модуля. Показательные и логарифмические неравенства с модулем.
Диагностическая работа №2 по теме: решение неравенств с модулем с выбором рационального способа решения.
5. Модуль и параметр.
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметр. Аналитический и графический способы решения.
6. Защита проектов.
Итоговой контроль в виде защиты проекта или реферата.
Учащимся, проявляющим интерес к заданиям более высокого уровня сложности, предлагается самостоятельно изучить одну из тем с последующей презентацией:
ü «Абсолютная величина и параметр»;
ü «Модуль в уравнениях с параметром»;
ü «Неравенства с параметром, содержащие модуль»;
ü «Конструирование задач с модулем».
III. Тематическое планирование.
|
Количество часов
|
Формы контроля
|
Всего
|
теория
|
прак
тика
|
1. Определение и свойства модуля
|
2
|
1
|
1
|
Устный опрос
|
Аналитическое определение модуля
|
|
|
|
|
Геометрический смысл модуля
|
Преобразование выражений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
|
2. Графики функций с модулем
|
6
|
2
|
4
|
Индиви
дуальные домашние задания
Семинар
|
График функции y=f(|x|)
|
1
|
|
|
График функции y=|f(x)|
|
1
|
|
|
График функции y=|f(|x|)|
|
2
|
1
|
1
|
Графики сложных функций
|
2
|
1
|
1
|
3. Уравнения, содержание модуль
|
12
|
5
|
7
|
Диагностика №1
|
Основные методы решения уравнений
|
1
|
1
|
-
|
|
Линейные уравнения, содержащие модуль
|
2
|
1
|
1
|
|
Квадратные уравнения, содержащие модуль
|
3
|
1
|
2
|
|
Показательные и логарифмические уравнения с модулем
|
4
|
1
|
3
|
|
Уравнения, содержащие модуль и параметр
|
2
|
1
|
1
|
|
4. Неравенства со знаком модуля
|
14
|
6
|
8
|
Диагностика №2
|
Неравенства вида |f(x)>|g(x)|
|
2
|
1
|
1
|
|
Неравенства вида |f(x)|<g(x)
|
2
|
1
|
1
|
Неравенства вида |f(x)|>g(x)
|
2
|
1
|
1
|
Тригонометрические неравенства, содержащие знак модуля
|
2
|
1
|
1
|
|
Показательные и логарифмические неравенства с модулем.
|
3
|
1
|
2
|
Неравенства, содержащие модуль и параметр
|
3
|
1
|
2
|
5. Индивидуальная работа учащихся над проектами
|
1
|
1
|
-
|
Презентация проектов
|
Защита проектов
|
|
|
|
Итого:
|
35
|
15
|
20
|
|
|
|
|
|
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вавилов В.В. Задачи по математике Уравнения и неравенства. М., «Просвещение», 1999
2. Каспаржак А.Г. «Элективные курсы в профильном обучении», М., НФПК, 2004.
3. Крамор В.С., Лунгу К.Н., Лунгу А.К. «Математика, типовые примеры на вступительных экзаменах», М., АРКТИ, 2001.
4. Литинский Г.И. Функции и графики, М., «Аслан», 1996
5. Никонова Е.Ю. «Встречи с модулем» Самара, СИПКРО, выпуск 2, 2003г.
|
На: Программа элективного курса для учащихся 10-х классов «Мо
Если появится практическая часть, но на этой же страничке в качестве прикрепленного файла, то работа будет иметь завершенный характер. Разместите, пожалуйста! И искать Ваш материал по страницам сайта не придется всем заинтересовавшимся. Спасибо за понимание.
На: Программа спецкурса для учащихся 10-х классов «Модуль».
С Уважением, Сакина Хурматовна!
На: Программа спецкурса для учащихся 10-х классов «Модуль».
Уважаемая Сакина Хурматовна. Просмотрела Ваш спецкурс и считаю, что он вполне удовлетворяет современным тербованиям к подготовке учащихся. Я сторонник именно таких спецкурсов и элективнх курсов, которые дают детям практические навыки в работе с материалом которому в программе общеобразовательной школы уделаяется очень мало внимания и времени, и его изучение поверхностно. Хотелось бы, конечно, чтобы такие спецкурсы были снабжены практическим материалом, для удобства использования. Т.к. обычно та литература, что указана в списке прилагаемой литературы не всегда бывает доступна "здесь и сейчас" , а это затрудняет работу с авторской разработкой программы. Но думаю, что данный спецкурс будет интересен и полезен многим учителям.