|
Всё начинается с истоков ...
|
|
|
|
|
Submitted by Ирина Евгеньевна Сизова on Tue, 29/12/2009 - 10:32 |
Всё начинается с истоков…. 16 декабря 2009 года в Кишкинской средней школе Большемурашкинского района состоялась встреча педагогов образовательных учреждений для ознакомления с программой « Истоки». Встреча прошла в рамках итоговой конференции по проекту « Гражданином быть обязан» на средства благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ». Я работаю по программе первый год. Понятно, что мой опыт очень скромен. Программа « Истоки» сразу привлекла внимание педагогов, детей и родителей учащихся своим глубоким целеполаганием, методической проработанностью, которая отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии младших школьников. Я предлагаю вашему вниманию текст выступления на семинаре 16 декабря. Данный текст - это сокращённое изложение программного и методического материала, опыта работы учителей Нижегородской области и собственные размышления по поводу первых шагов обучения по программе. Приглашаю всех педагогов имеющих опыт по программе «Истоки» объединиться, обменяться опытом, поделиться своими наработками . Далее привожу текст выступления. Воспитание - самое святое из святых дел. Святитель Феофан Затворник В последнее время мы все чаще слышим высказывания о духов¬но-нравственном кризисе в нашем обществе, проявлении бездуховности и бескультурья подрастающего поколения. Как спасти детей от разрушительной силы зла, несправедливости и безверия? Как наполнить их души теплом, доб¬ропорядочностью, святостью радостью, щедростью? Как научить не разрушать, а творить доб¬ро; не быть равнодушными, а проявлять милосердие и сострадание к ближним? Все эти вопросы требуют незамедлительного решения. Мы - педагоги не можем сегодня остаться в стороне, так как на нас возложена ответственность и обязанность воспитания детей, поэтому мы должны начать работу по пробуж¬дению в детских сердцах «веры, надежды, любви», посеять в душах де¬тей здоровые семена, которые дадут добрые всходы. В нашей школе задача духовно-нравственного воспитания учащихся стала одной из самых важных и главных задач. Предмет исследования в начальной школе : влияние курса «Истоки» на становление и развитие духовно-нравственных качеств личности обучающихся. Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук. Социокультурный системный подход в образовании позволяет: * развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы; * осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе; * создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи; * обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека. Задача учебного курса «Истоки» - дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последо¬вательно развивать духовно-нравственные ценности ребенка. «Чтобы стать духовным, надо стать вначале нравственным». Эти мудрые слова заложены в основу программы А. В. Камкина «Истоки». По словам автора, «Истоки» учат жизни. Истоки. С чем ассоциируется это слово? Не правда ли, оно напоминает об источнике, из которого начина¬ется речка. А еще о хорошей книге, которую часто называют источни¬ком знаний, о Солнце - источнике света, о маме - источнике любви и заботы. Итак, истоки — это начало, исходная точка, ко¬рень, от которого происходит все остальное. Знать ис¬токи всего, что нас окружает, не только интересно, но и полезно для ума, сердца и души. «Истоки» - истоки для меня и моих учеников - это не просто название круж¬ка, это познание мира, умение разглядеть в самом обычном и понят¬ном новый смысл и духовное наполнение. Мы с первоклассниками делаем первые шаги в приобщении к Истокам. Для 1 класса разработан уникальный учебник «Азбука Истоков «Золотое сердечко» (авторы Е. Ю. Давыдова, И. А. Кузьмин) с прекрасными текстами, иллюстрациями, эффективной методикой обучения грамоте, которая может использоваться как самостоятельно, так и при обучении чтению по любой из общепринятых программ. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память и внимание детей. Методы активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание позволяют избежать перенапряжения и утомления, повысить учебную мотивацию учащихся. Огромное желание рисовать позволяет на занятии кружка делать иллюстрации к православным праздникам и создавать любимый образ. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «АЗБУКА ИСТОКОВ» В 1 КЛАССЕ Главной целью Азбуки Истоков является воспитание грамот¬ного, творчески активного читателя, ориентированного на духов¬ное и нравственное развитие. В настоящее время существует несколько вариантов использо¬вания данного учебного пособия в работе учителя и учащихся в начальной школе. Основной задачей учителя является подведение учащихся к по¬ниманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценнос¬тей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ, Книга, которые дают представление о Мире. Материал учебных страниц Азбуки содержит важнейшие обра¬зы и понятия, которые образуют единую линию и задают вектор социокультурного развития личности. От Родного очага, согретого солнечным теплом родных и близ¬ких людей, дома, семьи, Истоковской школы путь детей продолжа¬ется к красотам родного края, полю, лесу, мудрым сказкам Пушки¬на и былинным богатырям. Постепенно детям открываются Святыни России — Герб с изображением святого Георгия Победо¬носца. Флаг. Гимн, в котором раскрывается образ Отечества. Дети читают о своей жизни в родном Отечестве. Образовательное занятие по истокам данного вида может вклю¬чать в себя следующие этапы: * подготовительный; * основной (активные формы обучения); * заключительный. На подготовительном этапе дети актуализируют знание и свой социокультурный опыт по теме занятия, учитель готовит их к осво¬ению изучаемой категории-ценности. На основном этапе ценности развиваются учащимися самостоя¬тельно в активной форме, а на заключительном этапе дети и учи¬тель получают обратную связь, обучаясь навыкам анализа и само¬анализа. Одной из основных задач Азбуки Истоков является введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целос¬тное восприятие русского языка как языка великого народа и вели¬кой литературы. Богатый литературный материал и активные за¬нятия способствуют расширению кругозора и словарного запаса учащихся, развитию образного и логического мышления, форми¬рованию навыков продуктивного диалога и сотрудничества. Приобщаясь от занятия к занятию к лучшим образцам русской классики и народной поэзии, дети учатся внимательно и уважи¬тельно относиться к Слову, приобретают ясные ориентиры, помо¬гающие противостоять агрессии массовой культуры. Учителю, используя стратегию отбора, необходимо позаботиться о том, чтобы на занятиях звучало Слово, повествующее о событи¬ях былых времен, Слово народной мудрости — воспитывающее, наставляющее, Слово, воспевающее Творца. В течение года, анализируя изменения, происходящие с каж¬дым участником занятий и группой в целом, учитель отмечает эффективность использования данного учебного пособия для раз¬вития социокультурного стержня учебно-воспитательного процес¬са в начальной школе. Вторым вариантом использования Азбуки Истоков в началь¬ной школе является проведение отдельных развивающих актив¬ных занятий и дополнительных упражнений при обучении чтению по одной из общепринятых программ. От того, насколько осоз¬нанно и заинтересованно ребенок будет участвовать в учебном про¬цессе, зависят глубина и прочность знаний, желание и способ¬ность их благоразумного использования. Учителю важно понять и осознать, что в учебном пособии «Азбука Истоков» предметом изучения служит письменная речь (текст), разделяемая на предло¬жения, слова, слоги и буквы. При таком подходе изменяется главная задача: ребенок не учит буквы и слоги, чтобы складывать из них слова, а изучает слова, чтобы научиться их понимать. Понимая чтение как процесс из¬влечения смысла, а не механического звукослияния, ребенок ре¬шает актуальную для него задачу. При этом любой результат осо¬знается как достижение. Даже выучив одну букву, ребенок начина¬ет слышать звук и видеть ее в словах, чувствует реальное прибли¬жение к раскрытию тайны печатного слова. Использование методов активного обучения с опорой на не¬произвольное запоминание позволяет избежать перенапряжения и утомления и, как следствие, повысить учебную мотивацию уча¬щихся. Важным подспорьем в работе учителя по использованию Азбу¬ки Истоков как дополнительного материала на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения в 1 классе явля¬ются методические рекомендации автора рабочих прописей и тет¬ради для чтения Е.Ю. Давыдовой. В 3 разделе «Обучение чтению» она раскрывает 5 этапов рабо¬ты с букварными страницами. Букварные страницы посвящены изучению конкретных букв, содержат зрительные образы и слова, имеющие данную букву, пословицы, стихотворные отрывки, обу¬чающие упражнения и микротексты для чтения. Типовая органи¬зация «буквенных» страниц способствует концентрации внимания и стимулирует самостоятельную работу учащихся. На подготовительном этапе обучения грамоте возможно актив¬ное вовлечение в работу по Азбуке детей, имеющих навык чтения до школы. В таком случае у учащихся, не имеющих навыка чтения, появля¬ется дополнительная мотивация, и дети начинают быстро осваи¬вать слова и буквы русского алфавита на ценностно значимом материале, что способствует осмыслению прочитанного и пробужде¬нию интереса к самостоятельному чтению. Тексты для домашнего чтения, помещенные в Азбуке Истоков, вызывают у детей и родителей гамму добрых, светлых, радостных чувств, связанных с жизнью каждого ребенка в своей семье, среди друзей, в школе, родном Отечестве. На основном этапе букварного обучения грамоте и послебукварного дети с большим интересом самостоятельно прочитывают тексты Азбуки повторно, извлекая то новое, значимое в смысло¬вом отношении, замечая новые аспекты в содержании текстов Аз¬буки. Наличие стержневой основы учебно-воспитательного курса Азбуки Истоков позволяет устанавливать глубокие межпредмет¬ные связи, которые способствуют развитию системного восприя¬тия и мышления, активизации творческого потенциала личности, улучшению внимания и памяти. Третьим вариантом использования Азбуки Истоков является применение данного учебного пособия в системе воспитательной работы. Особенность Азбуки состоит в том, что воспитательная и обучающая части не разделены, а взаимопроникают друг в друга, составляя единое контекстное поле, что позволяет реализовать важнейший педагогический принцип единства воспитания, раз¬вития и обучения. В контексте программы «Воспитание на социокультурном опы¬те» (1 -й год развития) главным социокультурным результатом для учащихся является 1 глава своей Первой книги. Эта книга может стать семейной релик¬вией. Этой интересной работой дети совместно с родителями будут заниматься в течение всей начальной школы. В Азбуке Истоков представлены 9 занятий воспитательной про¬граммы. На страницах Азбуки можно познакомиться с примерным содержанием страниц 1 главы Книги, что позволяет родителям присоединиться к контексту данной воспитательной программы. Активное участие родителей способствует созданию благопри¬ятной атмосферы взаимопонимания с учителем. Это повышает эффективность обучения в 1 классе. Дети приобретают опыт личного осмысления понятий с помощью Слова, Образа, Книги, по¬лу чают значимые социокультурные результаты, учатся работать самостоятельно и в сотрудничестве с родителями. Программа «Воспитание на социокультурном опыте» в 1 классе позволяет осуществить присоединение от дошкольного образова¬ния к начальной школе, приблизить родителей к пониманию активной позиции в воспитании. У родителей формируется активная педагогическая позиция, происходит взаимопроникновение Семьи и Школы. Главным итогом занятий в 1 классе станет первая глава Книги, где найдут отражение результаты совместной работы учащихся, ро¬дителей и учителя. Занятия по программе «Воспитание на социокультурном опыте» проводятся один раз в месяц с участием родителей. • Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека. • Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. • Целостное восприятие мира, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует особенностям младшего возраста. Книга «Истоки 2» поможет лучше узнать мир, в котором живем. Она расскажет об очень про¬стом и понятном, например об имени и доме. Или, ска¬жем, о реке или дороге. Но в этом простом и понятном дети научатся открывать свои истоки, увидеть мно¬го нового, скрытого и поучительного. Услышат, как даже в самом простом и знакомом зазвучат голоса и чувства наших предков. Детям предстоит совершить четыре путешествия. Сначала войдут в мир дома и семьи. Этому отве¬ден раздел «Родной очаг». Дети попытаются почувствовать свои корни, сердечное богатство своего рода. Затем перед ними откроются «Родные просторы». Дети научаться читать их образный язык, видеть в них муд¬рые советы предков. Раздел «Труд земной» расскажет о труде, доброте, согласии и взаимопомощи. Такой труд делал богатым наше Отечество, обогащал и душу человека. Последнее путешествие будет в мир слова, праздни¬ка, книги. А еще — в мир иконы и храма. Именно там дети увидят «Труд души» ,почувствуют, как она радуется, благодарит, надеется, молится. В 3 классе встает новая задача. * осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой; * развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности; * воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации); * социокультурное развитие группы; * выработка собственной жизненной позиции, духовное осо¬знание ответов на вопросы: «Кто я, кто мы?» (формирование целостной идентичной личности). Эти задачи исходят из стремления ответить на волнующий воп¬рос: Как соединить научение ума с воспитанием души и возраста¬нием духа школьника. Содержание уроков сочетает в себе научные сведения, социо¬культурный опыт прошлых поколений и их практическое прелом¬ление в жизненном опыте учащихся. Раскрытие категорий идет только на позитивном материале. «Истоки» предлагают заглянуть в тайны мира невидимо¬го ,во внутренний мир челове¬ка. Хождение к истокам разума, воли, сердца и души че¬ловека. А это значит, что предстоит узнать о тех основах, на которых стоит человек. Каковы же эти основы? Во-первых, человека возвышает ВЕРА — она основа его духовной жизни. Во-вторых, человек всегда опи¬рается на НАДЕЖДУ— она укрепляет его волю. В-тре¬тьих, человека украшает ЛЮБОВЬ — она делает чис¬тыми его чувства. В-четвертых, человек тянется к СОФИИ — так в старину наши предки именовали муд¬рость и премудрость. Итак, перед детьми выстраивается мир ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ и СОФИИ. Эти основы и будут в центре размыш¬лений. Дети прикос¬нуться к ним не только разумом, но и душой и сердцем. В учебной книге «Истоки» для 3 класса есть некото¬рые отличия. Она делится на четыре раздела, а каж¬дый раздел — на рассказы. Текст каждого рассказа раз¬делен на части. Они озаглавлены. Автор учебника предлагает постараться каж¬дую часть расширить своими примерами и мыслями. Внутри некоторых частей есть небольшие вставки под названиями «Это интересно», «Это полезно знать», «Это поучительно». Они приведены для дополнитель¬ного чтения. Перед каждым разделом приводятся вопросы для раз¬мышления. Ребята пытаются ответить на них сначала до знакомства с разделом, а затем — после его изучения. И тогда сами смогут увидеть, какой важный шаг сдела¬ли в понимании истоков внутреннего мира человека. Методика работы по «Истокам» в 3 классе Присоединение — первый этап урока. Его назначение — эмо¬циональный и психологический настрой учащихся и педагога, вза¬имопонимание, мотивация на изучаемую тему. Важный момент урока — обеспечение разнообразными сред¬ствами образного и целостного восприятия категорий. Основной этап. Развертывание темы и ее закрепление прово¬дится в активной форме — работа в ресурсном круге и четверках. Духовные усилия и активность учащихся проявляются на протяжении всего урока. В собеседовании педагог создает ситуацию положительного развития. Для этого он находит в высказывании ученика то своеобразное, интересное, что не смогли увидеть другие. В содержании, методике, технологии, активном общении зало¬жен принцип экологичности и доверия. После понимания духовно-нравственного смысла категории идет коррекция — направленность на свою жизнь. Заключительный этап помогает оценить пережитое, осознать приобретенное в уме, сердце и душе. Момент вознаграждения также необходим на уроке. Ведь труд без награды не бывает. Дети вознаграждаются добрым словом учителя, благодарным взглядом, теплым прикосновением, иногда Скромным подарком или полезным сувениром. Логическим продолжением уроков Истоки являются выполнение программы «Воспитание на социокультурном опыте» и работа над созданием своей Первой книги. В четвертом классе ребята войдут в мир всех наиболее важных отечественных традиций наше¬го народа и станут их благодарными носите¬лями. Перед ребятами стоит такая задача : Узнать о лучших традициях, усвоить их, бережно хранить и переда¬вать следующим поколениям. В книге «Исто¬ки -4» имеется четыре раздела , т.к автор учебника разделил традиции на четыре группы. В первом разделе повествуется о традиционных об¬разах, которые для многих поколений наших предков были самыми близкими и дорогими. Это образы лю¬дей, например — отца, матери, святых и праведников. Это священные образы, например, образы ангела-хра¬нителя, Спасителя, Богородицы. Это особые образы-знаки, например — крест, купол, а также образы Оте¬чества и Малой Родины. Такие образы всегда и всем известны и узнаваемы. У прежних поколений и у нас с вами они пробуждают схожие мысли и чувства, на¬дежды и устремления. С каждым из образов связано немало обычаев, суждений, жизненных ценностей. Во втором разделе познакомятся с традициями слова. Одни из них рождены священным Словом (на¬пример, заповеди). Другие — словом, идущим от сер¬дца (например, родительское благословение, молит¬ва), третьи - словом воли и разума (договор, присяга) и т. д. Такими словами, нашими предками во все времена прида¬валась огромная ценность. Не удивительно, что с ними связано множество правил поведения, обычаев, ответ¬ственных дел. Такие слова нередко со¬провождались духовными и нравственными подвига¬ми. В третьем разделе речь пойдет о традициях труда земного. Издревле люди либо занимались трудом (земледелием, ремеслом, торговлей, предпринима¬тельством), либо несли служение (воинское, духовное, государственное). Самые талантливые вставали на путь творчества (научного, художественного). Ко¬нечно же, каждый вид деятельности необходим и име¬ет свои собственные традиции. Вместе с тем дети увидят, что в любом деле, если оно праведное, есть и общее начало, единые заветы. В четвертом разделе более подробно, чем преж¬де, узнают о богатых традициях праздника , на¬учатся отличать семейные праздники от государ¬ственных, а церковные от мирских, раскроется смысл каждого вида праздников. Но самое главное — ребята откроют общие правила праздничной культуры наше¬го народа. Каждодневная кропотливая работа объединяет детей, родителей и учителя, способствует созданию благоприятной атмосферы взаимопо¬нимания и добра. Вряд ли в какой-нибудь из действующих ныне программ обще¬образовательной школы есть такая логика духовно-нравственных кате¬горий как в Истоках. Сизова И.Е. |
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|