Боевики, ужастики, побеги, погони, смерти, разборки, серьезные социальные проблемы – всё это выявило новые, и в то же аонмя старые, психологические, нравственные, педагогические проблемы, связанные с возрастанием чувства личности, собственного достоинства, самооценки взрослеющего человека, самоценности личности.
Постижение юным человеком огромного взрослого мира, нелегкие взаимоотношения детей и взрослых – эти проблемы занимают одно из первых мест в русской литературе.
Такие писатели, как Алексин, Распутин, Астафьев, а теперь к ним прибавляется и к ещё одно имя – Павел Санаев, исследуют в своих произведениях взаимосвязь двух мировосприятий: детского и взрослого.
В своей повести «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев сумел чутко услышать то, что не всем взрослым хочется слышать, уловить неведомые прежде драмы детей и отцов.
По Библии наша земля может стать прекрасным раем, если на земле будут жить счастливые семьи.
Все несчастливые семьи одинаковы – несчастье с детьми, нарушение взаимоотношений.
- Вы согласны с этим?
- О чем же рассказывает нам П. Санаев в своей повести?
- Кто главный герой повести? Попробуйте его немного охарактеризовать.
- Какие чувства вызывает эта повесть у читателя?
- Какой из героев повести вызывает вашу симпатию? Почему?
- Симпатия – это что – жалость, восхищение, любовь?
- Кто из героев вызывает ваше сочувствие?
- Кто – жалость?
- Одинаковы эти ваши чувства?
- На чем строются взаимоотношения в этой семье?
- Как вы оцениваете эти взаимоотношения?
- Возможны ли в жизни такие отношения?
Ну а если возможны, тогда давайте порассуждаем на материале повести.
- Какие черты характера Саши будут сформированы таким отношением бабушки к нему?
- Почему Саша ведет себя таким образом (приспосабливается)? (стр. 115)
- Попробуйте охарактеризовать бабушку и её отношение к Саше.
А вот как сама она об этом говорит (стр. 127)
- Что можно сказать? (Понятно стремление к любви, но любовь не должна быть эгоистичною. Она должна быть взаимною).
- Как, по-вашему, Саша относится к бабушке? Любит? Ненавидит? (стр. 109. Любовь Саши к бабушке)
- Какую роль сыграла в жизни Саши бабушка? (запись на доске).
Только негативную, или что-то полезное, что потом пригодится в жизни?
-Как вы относитесь к матери Саши? Как, по-вашему, что она за человек?
-Можно ли оправдать её поступок, после которого Саша остался жить с бабушкой?
-Можно сказать, что она предала Сашу?
- А как бы вы поступили в данном случае?
- Почему мама Саши стала такой слабохарактерной? Кто в этом виноват?
Зачитать, стр. 119
Постоянные скандалы при встречах бабушки с мамой в присутствии ребенка, т.е. Саши.
- Кто виноват в них?
- Можно ли их избежать было?
- Как можно охарактеризовать бабушку? Выразите свое отношение к ней. (Однозначно оценить нельзя)
- Вот мы все говорим о женских образах в повести. Но ведь и есть в ней и мужские, назовите их.
Библиянам говорит: «Брачная жизнь или семья нуждается в руководстве. Мужчина был наделен большей мерой качеств и сил, необходимых для предоставления такого руководства, поэтому муж есть глава жены, глава семьи».
- Ну, а в повести есть такие мужчины?
Стр. 124, Второй муж мамы Анатолий (письмо Анатолия Брянцева, стр 107)
- Какова роль дедушки?
-Почему он не противостоит бабушке, хотя понимает, что она не права?
Дедушка строит свои отношения с бабушкой на том, что он, как сам говорит «…все время подстраивается, со всеми соглашается».
- Кто при этом страдает?
- Как, по-вашему, относится, дедушка к Саше?
- Виноват ли дедушка в том, что не сложилась судьба дочери, её первый брак оказался несчастливым?
Зачитать стр. 106.
Дедушка – эгоист. Думает больше о своем спокойствии.
- Есть и ещё один мужчина. Это отец Саши. Хотя эта роль эпизодическая, что можно о нем сказать?
- Кто же виноват в такой жизни семьи? (из сочинения – зачитать)
- Можно ли для себя сделать какие-то выводы после прочтения этой повести?
- Что хотел автор донести до читателя этой повести?
- Как построена эта повесть? Почему? И для чего?
- Каким, по-вашему, должны быть отношения в семье между детьми и родителями?
- Можно ли простить родителей?
-Какие темы для родительских собраний вы могли бы предложить?
Меня,,. учителя с 25 летним стажем очень волнует проблемы ,которые затронуты в этой повести.Проблемы взросления в нашем суматошном времени,в жестоком веке,просто ужасны.
На: Диспут по книге П.Санаева "Похороните меня за плинтусом"
Татьяна Владимировна. Огромное спасибо за материал! есть отчего оттолкнуться в своей работе!
На: Диспут по книге П.Санаева "Похороните меня за плинтусом"
Меня,,. учителя с 25 летним стажем очень волнует проблемы ,которые затронуты в этой повести.Проблемы взросления в нашем суматошном времени,в жестоком веке,просто ужасны.