Официальный сайт teledu 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Школа русского космизма

Фото пользователя Валерия Сергеевна Шевелева
Размещено: Валерия Сергеевна Шевелева - пт, 02/01/2009 - 12:54

khutorskoy.ru/science/concepts/technologies/school_of_russian_space.htm 

Школа русского космизма - это модель школы, в основе которой лежат учения отечественных философов-космистов: Н.Ф.Фёдорова, Вл.Соловьёва, П.А.Флоренского, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Д.Л.Андреева, Н.К.Рериха и других.

Имеется по крайней мере два понимания Школы русского космизма: 1) научная школа, 2) общеобразовательная школа. Далее мы будем говорить об общеобразовательной школе.

В "чистом виде" общеобразовательной школы русского космизма в настоящее время не существует. Отдельные элементы данной модели реализованы в школах смежной ориентации, например, в Школе свободного развития (п.Черноголовка Московской обл.), в Боровской ноосферной школе (г.Боровск Калужской обл.), Центре дистанционного образования «Эйдос» и др.

Теоретической основой Школы русского космизма выступает педагогика русского космизма.

Идеи, лежащие в основе Школы русского космизма

Вселенскость мира и человека, их равновеликость в бесконечном проявлении. Предназначение человека - вселение в свой дом, во Вселенную. (Таков смысл русского термина "Вселенная").

Образование человека - это личное самосозидание, расширение микрокосма до подобного ему макрокосма. Взаимопроникновение внутренних (микро) и внешних (макро) сфер посредством таких каналов, как органы чувств, языки, молитвы.

Ширь русской земли, русской души. "Наш простор служит переходом к простору небесного пространства" (Н.Ф.Федоров).

Активная творческая эволюция человека и мира. Самопревосходящее движение человека от низшей свободы к высшей, к богочеловеку. 

Синтез наук на нравственной основе, их объединение во всеобщую космическую науку о жизни. Вершина научной мысли - персонализм, жизнь личностная, духовная, бесконечная.

Метапредметы – учебные дисциплины, содержащие определенный набор личностно-ориентированных первосмыслов.

Образование человека - это его движение в направлении первосмыслов, стягивающих воедино первоосновы бытия. 

Соборность человечества в единстве своих поколений. Преодоление смерти.



Первосмыслы содержания образования

Первосмыслы - это ключевые понятия, явления, сущности, охватывающие определённую область познаваемого мира. Примеры первосмыслов: число, цифра, буква, звук, знак, цвет, человек, небо, цветок, имя. Именно в направлении первосмыслов происходит образовательное движение ученика. Это движение может быть разного рода: физическое (экскурсии, походы), эмоционально-образное (оживление букв и цифр), интеллектуально-мыслительное (расшифровка или создание символа) и другие.

Учёные-космисты в своих работах всегда обозначали и исследовали то, что мы называем первосмыслами: всеединство мира (Вл.Соловьёв), стихиалии (Д.Андреев), София, слово, имя (П.Флоренский), ноосфера, биосфера (В.И.Вернадский), воскрешение (Н.Ф.Фёдоров), лучистое человечество (К.Э.Циолковский).

Первосмысл всегда содержит в себе проблему, познавая и проживая которую, человек проникает в глубины бытия. Первосмысл характерен для целостного понимания мира, зачастую он внепредметен, универсален. Например, первосмысл числа выходит за рамки предмета математики и выводит к пониманию единства природы и культуры, общности чисел, букв, фигур.

Учебные метапредметы


Греческое "мета" означает то, что идёт "после, за, через" чего-либо. Метафизика всеединства Вл.Соловьёва, например, подразумевает созерцание и отыскание единой сути вещей, следующей непосредственно за самими вещами. Метаисторией называет Даниил Андреев совокупность процессов инобытия, которые "просвечиваются" в виде обычной истории. Конкретная метафизика П.А.Флоренского через исследование символов (т.е. первосмыслов) рассматривает духовный мир, который сокрыт за миром чувственным, физическим.

Потребность в учебных метапредметах возникает тогда, когда осознаётся наличие глубинных основ, стоящих за обычными учебными предметами типа физики, истории, математики. Таковые основы, названные нами первосмыслами, имеют взаимосвязь и иерархию. И чтобы не быть в обучении разобщённым набором главностей, они требуют своего предметного оформления. Тогда и рождаются метапредметы – учебные образовательные дисциплины, охватывающие определённую связку первосмыслов. В практике нашей деятельности разработаны и осуществлены в обучении такие метапредметы, как "Мироведение", "Числа", "Культура", "Диалог русской и английской культур". Изданы методические пособия для учителей, сняты и смонтированы видеофильмы из опыта работы.

Возможно ли создание и работа Школы русского космизма?


Возникает закономерный вопрос – возможно ли создание и работа Школы русского космизма в качестве целостного образовательного учреждения? В режиме дополнительного образования это возможно, но в качестве особой общеобразовательной школы при сегодняшних условиях возможны лишь отдельные принципы и подходы к обучению. Видимо, ещё не пришло то время, когда соберётся "критическая масса" людей, технологий и возможностей для реализации целостного образовательного процесса, построенного на педагогике русского космизма. Требуется разработка структурных форм, принципов организации такой школы. Необходимо определить роль учеников и учителей в ней, характер взаимоотношений школы с социумом, с государственной и мировой системой образования. Нужна, наконец, государственная воля и условия для создания национально-ориентированного типа образования и соответствующего образовательного учреждения.

Пока же имеется идея Школы русского космизма, её образ, модель, отдельные элементы, реализованные опытно-экспериментальным путём. Несмотря на то, что к идеям космизма в традиционной педагогической среде иногда относятся как к "педагогической фантастике", уже есть научно-обоснованные наработки философско-педагогических основ такой школы. Есть и люди - педагоги, философы, специалисты, которые мечтают, задумываются и пытаются что-то делать в данном направлении. Проводятся научные конференции, издаются книги и статьи. И, наконец, есть практически осуществляемые предметы и технологии, которые действуют локально, вкраплённо в общеобразовательный процесс или в систему дистанционного образования. Всё это подготавливает содержание деятельности будущей Школы русского космизма.

 

 

khutorskoy.ru/science/concepts/technologies/school_of_russian_space.htm

 

Понятия, учения, концепции

Основные понятия, учения, концепции, технологии Научной школы А.В.Хуторского

Инновационные понятия, введенные Научной школой:

• Человекосообразное обучение
• Эвристическое обучение
• Эвристическое задание
• Продуктивное обучение 
• Образовательный продукт 
• Образовательная ситуация 
• Происходящий метод обучения 
• Фундаментальный образовательный объект
• Культурно-исторический аналог 
• Учебный метапредмет
• Индивидуальная образовательная траектория
• Образовательное целеполагание
• Образовательная рефлексия

Учения и концепции, разработанные Научной школой:

• Концепция образования как образовывания человека
• Дидактическая эвристика 
• Ситуативная педагогика 
• Педагогика русского космизма 
• Педагогическая инноватика (в контексте А.В.Хуторского)
• Философия дистанционного образования с позиций русского космизма
• Личностно-ориентированное дистанционное образование
• Метапредметное содержание образования и его стандартов
• Креативный компонент образовательных стандартов
• Компетентностный подход (модель проектирование и реализация ключевых, межпредметных и предметных компетенций в образовании)

Образовательные модели и технологии Научной школы:

• Модель образования как вселения человека в мир (во Вселенную)
• Технология инноваций в образовании 
• Школа свободного развития (авторская школа)
• Школа русского космизма (модель)
• Студенческий педагогический клуб
• Оргдеятельностный семинар как форма очного и дистанционного обучения
• Эвристическое погружение - модель и технология очного обучения
• Центр дистанционного образования 
• Дистанционная эвристическая олимпиада
• Дистанционный оргдеятельностный курс
• Дистанционная научно-педагогическая августовская конференция
• Школа-конкурс «Дистанционный учитель года»
• Конкурс «Дистанционная школа года»
• Дистанционная педпрактика
• Дистанционная ученическая конференция (онлайн-защита учащимися творческих и исследовательских работ)
• Эйдос-классы (подготовка учащихся к проведению творческих и исследовательских работ)
• Веб-семинар
• Чат-школа

Полученные результаты продолжают исследоваться и развиваться в ходе деятельности Научной школы.

khutorskoy.ru/science/program/index.htm

 


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Будем говорить по-русски!

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн