Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Михаил Васильевич Ломоносов

Submitted by Валентина Робертовна Федорова on пн, 21/12/2009 - 21:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Федорова Валентина Робертовна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №4 г. Агрыз Республики Татарстан
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова; развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл.нач.шк. А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова

 
Используемая методическая литература: 

Поурочное разработки по курсу «Окружающий мир». Дмитриева О.И., Максимова Т.В.

 
Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, рисунки и слайды с изображением М.В. Ломоносова, МГУ. 

Краткое описание: 
На данном уроке учащиеся знакомятся М. Ломоносовым, его биографией и деятельностью. Учащимся предоставляется увлекательный материал, обогащенный современными информационными технологиями.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Начинается урок,

Он пойдет ребятам в прок.

Постарайтесь все понять,

о Ломоносове узнать.

- Тема сегодняшнего урока «Михаил Васильевич Ломоносов».

Тезис: Урок прошел в 4 классе. Тип урока: изучение нового материала. Урок проводится с компьютерной  поддержкой (презентация). Домашнее задание дается разноуровневое с целью индивидуального подхода к каждому ученику.

II. Проверка домашнего задания

1.     Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1

Почему для России так важен был флот?

Карточка №2

Рассказать о детстве Петра I.

Карточка №3

Чем царь Петр I отличался от других европейских правителей?

Карточка №4

Какие главные перемены произошли в России при Петре I.

2.     Игра «Домино».

Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек:

1721 год

город на Неве

Санкт - Петербург

Главная улица Петербурга

Невский проспект

Самое высокое здание в России в XVII веке

Петропавловский собор

Построена в честь Александра Невского

Александро – Невская лавра

Строительство Петербурга начиналось

Петропавловская крепость

Празднование Нового года

1 января

Первый музей

Консткамера

Первая русская газета

Ведомости

Дедушка русского флота

Ботик

Россия стала империей

Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек «Домино». Подводится итоги игры.

III. Работа по теме.

1.     Беседа.

- Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? (Великий русский ученый)

- Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым. Найдите на карте на с. 92-93 родину Ломоносова.

2. Рассказ учителя.

    Петр I дал такой сильный толчок развитию русского народа, что ни частые придворные перевороты, последовавшие за его смертью, не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским ученым и поэтом.

    Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. Он был сыном крестьянином древни Денисовки, Холмогорского уезда, Архангельской губерний. Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе. Мальчик как-то выучился грамоте и, будучи от природы очень грамотным и любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по веления Петра I; Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что все читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Между тем жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась все сильнее и сильнее. Кроме того, ему приходилось слышать рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало в нем желание учиться, и он решил пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать? Просить отца – нечего было и думать. Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь он бежал, взяв собой книги. Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Но на другой день он встретил земляка, который взял его к себе и обещал определить в школу при монастыре. Это было устроено. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. Ломоносов с жаром принялся за учение, через пол года он был переведен в следующий класс. За пять лет он прошел курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. Но это стоило ему больших трудов, страданий и лишений. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц или по алтыну в день, чего едва хватало на хлеб и квас. Михаил Васильевич преодолел все. Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его, он просится в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и с полкой в руках прибыл ученый крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашел много книг и с жадностью прочитал их все. По мысли и плану Петра Великого в Петербурге была учреждена Академия наук, то есть собрание ученых, которые занимались науками. При Академии находилась гимназия, где учили молодых людей. В эту школу потребовалось из Москвы несколько лучших учеников. Несмотря на крестьянское происхождение, Ломоносов был отправлен в эту школу. В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу – учиться у немецких профессоров. В Германии он занимался у всемирно известного ученого Вольфа. Ломоносов прожил за границей около четырех лети все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкие и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. Свои стихи Ломоносов прислал в Академию. Здесь были поражены легкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и при дворе императрице. С тех пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове, как о лучшем поэте России. Но, не смотря на славу, Ломоносову пришлось вытерпеть еще много горя. Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое Ломоносов сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для других писателей. Будучи уже профессором, Ломоносов продолжал терпеть нужду. Его положение улучшилось только после вмешательства И. И. Шувалова, графа Воронцова и других. Тогда императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу и деревню. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым. Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.

3.Работа по учебнику.

  - Прочитайте текст.

  - В каких областях работал Ломоносов? (Ломоносов прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Работа в рабочих тетрадях.

 VI. Закрепление изученного.

 - В каком году и где родился М. В. Ломоносов? (В 1711 году неподалеку от города Холмогоры)

 - Кем был отец Ломоносова? (Рыбаком)

- Как прозвали односельчане судно Ломоносова? (Чайка)

- Чем отличался Ломоносов в 10 лет? ( Любознательностью. Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда повернута на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.)

- Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? (В 11-12 лет)

- Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви)

- Назовите первые учебные книги Ломоносова. ( «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого.)

- Какое решение тогда принял Ломоносов? (Он решил отправиться в Москву.)

- Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.)

- Сколько лет ему тогда было? (19 лет)

- Куда ему удалось поступить в Москве? (В славяно-греко-латинскую академию)

- Какой язык был международным языком науки в то время? ( Латинский)

- Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним потешались одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег.)

- Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Петербург, потом в Германию)

- Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук)

- В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.)

- Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера  с помощью собственных приборов)

- Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла)

- Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова)

- Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль имени М.В. Ломоносова)

VII. Подведение итогов урока

- Назовите одного из великих людей XVIII века, русского ученого.

Домашнее задание

    Прочитайте текст, ответьте на вопросы (с. 101-104)

§      Приготовить сообщение о М.В.Ломоносове

§  Составить кроссворд

§  Приготовить вопросы по теме

 

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн