Submitted by Валентина Робертовна Федорова on пн, 21/12/2009 - 21:37
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Начинается урок,
Он пойдет ребятам в прок.
Постарайтесь все понять,
о Ломоносове узнать.
- Тема сегодняшнего урока «Михаил Васильевич Ломоносов».
Тезис:Урок прошел в 4 классе. Тип урока: изучение нового материала. Урок проводится с компьютерной поддержкой (презентация). Домашнее задание дается разноуровневое с целью индивидуального подхода к каждому ученику.
II. Проверка домашнего задания
1.Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1
Почему для России так важен был флот?
Карточка №2
Рассказать о детстве ПетраI.
Карточка №3
Чем царь ПетрIотличался от других европейских правителей?
Карточка №4
Какие главные перемены произошли в России при ПетреI.
Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек «Домино». Подводится итоги игры.
III. Работа по теме.
1.Беседа.
- Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? (Великий русский ученый)
- Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым. Найдите на карте на с. 92-93 родину Ломоносова.
2. Рассказ учителя.
ПетрIдал такой сильный толчок развитию русского народа, что ни частые придворные перевороты, последовавшие за его смертью, не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским ученым и поэтом.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. Он был сыном крестьянином древни Денисовки, Холмогорского уезда, Архангельской губерний. Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе. Мальчик как-то выучился грамоте и, будучи от природы очень грамотным и любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по веления ПетраI; Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что все читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Между тем жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась все сильнее и сильнее. Кроме того, ему приходилось слышать рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях ПетраI, о школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало в нем желание учиться, и он решил пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать? Просить отца – нечего было и думать. Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь он бежал, взяв собой книги. Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Но на другой день он встретил земляка, который взял его к себе и обещал определить в школу при монастыре. Это было устроено. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. Ломоносов с жаром принялся за учение, через пол года он был переведен в следующий класс. За пять лет он прошел курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. Но это стоило ему больших трудов, страданий и лишений. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц или по алтыну в день, чего едва хватало на хлеб и квас. Михаил Васильевич преодолел все. Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его, он просится в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и с полкой в руках прибыл ученый крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашел много книг и с жадностью прочитал их все. По мысли и плану Петра Великого в Петербурге была учреждена Академия наук, то есть собрание ученых, которые занимались науками. При Академии находилась гимназия, где учили молодых людей. В эту школу потребовалось из Москвы несколько лучших учеников. Несмотря на крестьянское происхождение, Ломоносов был отправлен в эту школу. В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу – учиться у немецких профессоров. В Германии он занимался у всемирно известного ученого Вольфа. Ломоносов прожил за границей около четырех лети все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкие и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. Свои стихи Ломоносов прислал в Академию. Здесь были поражены легкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и при дворе императрице. С тех пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове, как о лучшем поэте России. Но, не смотря на славу, Ломоносову пришлось вытерпеть еще много горя. Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое Ломоносов сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для других писателей. Будучи уже профессором, Ломоносов продолжал терпеть нужду. Его положение улучшилось только после вмешательства И. И. Шувалова, графа Воронцова и других. Тогда императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу и деревню. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым. Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.
3.Работа по учебнику.
- Прочитайте текст.
- В каких областях работал Ломоносов? (Ломоносов прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Работа в рабочих тетрадях.
VI. Закрепление изученного.
-В каком году и где родился М. В. Ломоносов? (В 1711 году неподалеку от города Холмогоры)
- Кем был отец Ломоносова? (Рыбаком)
- Как прозвали односельчане судно Ломоносова? (Чайка)
- Чем отличался Ломоносов в 10 лет? ( Любознательностью. Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда повернута на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.)
- Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? (В 11-12 лет)
- Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви)
- Назовите первые учебные книги Ломоносова. ( «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого.)
- Какое решение тогда принял Ломоносов? (Он решил отправиться в Москву.)
- Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.)
- Сколько лет ему тогда было? (19 лет)
- Куда ему удалось поступить в Москве? (В славяно-греко-латинскую академию)
-Какой язык был международным языком науки в то время? ( Латинский)
- Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним потешались одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег.)
- Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Петербург, потом в Германию)
- Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук)
- В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился какфизик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.)
- Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов)
- Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла)
- Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова)
- Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль имени М.В. Ломоносова)
VII. Подведение итогов урока
- Назовите одного из великих людейXVIIIвека, русского ученого.
Домашнее задание
Прочитайте текст, ответьте на вопросы (с. 101-104)