Целью педагогического процесса современной школы является развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры, самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры.
Известно, что знание нравственных правил не обязательно влечет за собой нравственное действие. Это зависит от сформированности у человека убеждений, что, в свою очередь, требует осмысления данных правил в процессе общественно и личностно значимой творческой деятельности.
Одним из направлений работы по гражданскому и духовно-нравственному воспитанию школьников в Кишкинской средней общеобразовательной школе является создание и реализация социальных проектов. В школе за последние несколько лет уже реализованы проекты по созданию пасеки при школе, прокладке краеведческих маршрутов, установке сельских мемориальных досок и их освящению в День Победы, посадке сада и леса, расчистке родника. В настоящее время реализуется проект «Гражданином быть обязан». Целью нашего проекта является создание мастерской гражданских инициатив для старшеклассников Большемурашкинского района в рамках Года молодежи. Школьникам предстоит научиться брать на себя ответственность, отстаивать свое мнение, принимать решение в рамках правового поля и нравственного долга. В результате всей работы каждый участник проекта разрабатывает и реализует собственный социальный проект.
Создание районной очно-заочной мастерской гражданских инициатив одаренных детей предполагает осуществление цикла тренинговых семинаров для участников проекта. Руководители мастерской должны организовать наиболее эффективные занятия, что осложняется тем, что школьники из разных школ не всегда готовы сотрудничать друг с другом. Групповые формы работы на семинарах являются наиболее эффективными.
Технология обучения в сотрудничестве – один из видов групповой работы - может успешно применяться в воспитательной работе. Эффективность обучения на занятиях находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени самостоятельности в этом процессе. Обучение старшеклассников проектировочной деятельности основывается на активном включении в соответствующее действие. Экспериментально установлено, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах, использовалось в педагогике довольно давно. Разработка технологии совместного обучения в малых группах началась в 1970-е годы. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что это касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Рассмотрим наиболее интересные варианты этого метода обучения.
STL, обучение в команде. Этот вариант метода обучения в сотрудничестве был разработан в Университете Джона Хопкинса. Большинство вариантов метода обучения в сотрудничестве так или иначе используют идеологию этого варианта. STL уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой (проблемой), вопросом, подлежащими изучению.
Вся группа заинтересована в усвоении информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Вкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам:
а) «награды». Группа получает одну на всех отметку. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, т.к. имеют разную «планку» и разное время на ее достижение.
б) индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого члена. Это стимулирует всех членов команды приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала.
в) равные возможности каждого ученика означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных результатов. Это дает равные возможности всем ученикам в получении очков для своей команды.
Было разработано 4 варианта работы в команде. Два из них были использованы для работы на семинарах: совместное обучение в малых группах и организация исследовательской работы.
1.Каждая группа состоит из 4-5 человек. Руководитель объясняет новый материал участникам и предлагает в нем разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения заданий всеми группами организуется общее обсуждение результатов проделанной работы. Используя данный вариант в работе 1-го семинара, мы можем отметить его эффективность: все группы успешно выполнили задание по написанию проектов и их защите перед всеми участниками проекта. Кроме этого, в работе групп преобладал творческий настрой, желание конструктивно общаться, «чувство команды».
Для заочного обучения в мастерской гражданских инициатив одаренных школьников необходима исследовательская деятельность.
2.Исследовательская работа учащихся в группах также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве. В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают часть общей темы, которая намечена для выполнения задания всех участников проекта. Затем в малых группах эта часть задания разбивается на индивидуальные задания для отдельного участника. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единая работа (проект), который и подлежит презентации перед всеми участниками проекта.
Стоит отметить, что диалог и творческая атмосфера не сразу возникают на таких занятиях. К такому виду занятий школьников следует готовить. Поэтому мы видим свою задачу в разработке таких моделей внеклассных занятий, когда школьнику был бы радостен прежде всего сам процесс интеллектуального общения, чтобы было снято напряжение от ожидания ошибки. Работе в группах предшествует работа по знакомству участников проекта, снятию волнения, раскрепощению и сплочению ребят. Этот этап работы проводится педагогом-психологом с использованием специальных упражнений. Затем следует ознакомление с целью и задачами работы по реализации проекта, мотивация участников.
Работа в технологии сотрудничества воспитывает у участников проекта такое важнейшее нравственное качество, как созидательную направленность личности. Старшеклассники, создавая и реализуя социальные проекты, делают вывод, что нравственный человек должен работать, чтобы созидать и потреблять, а не «работать, чтобы потреблять».
Школьники осознают, что нравственной деятельностью можно назвать деятельность, приносящую пользу самому человеку и обществу. Групповая работа над созданием проектов учит ребят видеть вариативность достижения цели. Вариативность начинается с малого – с поиска каждым участником вариантов выполнения заданий и обсуждения его в группе. Признанию и поддержке альтернативной полезной деятельности можно научить школьников при сравнении своей и чужой работы с поставленной целью, определением соотношения затраченного времени и полученных результатов, а также сложностью выбранного пути. Защита и обсуждение готовых проектов дает такую возможность. Работа в сотрудничестве позволяет школьникам приобрести еще одно из важнейших качеств – умение критиковать конструктивно. Учитель и товарищи должны помочь ученику научиться видеть положительное, новое в критикуемой идее и предложить пути ее улучшения и дальнейшего развития. Критика должна стимулировать творчество, вносить в душу автора уверенный моральный аспект – критикуется идея, а не сам автор или его отношения с оппонентом.
В заключение хочется отметить, что реальный ожидаемый эффект работа по гражданскому образованию одаренных детей может принести только в том случае, если она строится в масштабе всего района на основе деятельностного подхода с использованием инновационных психолого-педагогических технологий. Сотрудничество с другими школами района, участие в общих творческих делах выводит работу по гражданскому и духовно-нравственному воспитанию учащихся на новый уровень.
Косарева Е.В., МОУ Кишкинская средняя общеобразовательная школа Большемурашкинского района
|